Дата публикации: 28.11.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 48 (104) |
Есть институты, чья роль для России так велика, что любая
неделикатность в оценке их деятельности недопустима. Первое место
среди таких институтов сегодня занимает Русская Православная
Церковь. Ее судьба и судьба России связаны друг с другом столь
неразрывными узами, что нельзя затронуть целый ряд тем, касающихся
Церкви, не задев одновременно чего-то важного и трепетного в
русской судьбе. Именно этим объясняется особая тактичность,
проявляемая государственно-патриотическими силами по отношению ко
всему, что исходит от Церкви, от высших ее иерархий. Но ведь не
только РПЦ должна быть хранима любым (верующим или неверующим)
патриотом России! Россия тоже ждет от Церкви неусыпного
осмотрительного отстаивания интересов Отечества. К прискорбию,
приходится констатировать, что заявление главы Русской
Православной Церкви Патриарха Алексия II, в котором приносится (от
лица всей России!) извинение Германии за те страдания, которые
советский тоталитаризм принес ГДР, в этом смысле не является
абсолютным.
Принеся такое извинение Германии от лица России, Патриарх
прежде всего в очередной раз поддержал своим авторитетом и
авторитетом Церкви весьма уязвимую во всех отношениях либерально-западную формулу о тождестве красных и коричневых. Между тем это
ложное аксиологически отождествление лукаво изобретено теми
силами, для которых любая Россия (красная, белая или даже
трехцветная) это "империя зла". В данном анализе не
представляется целесообразным вдаваться в дискуссию по части
тождества фашизма и коммунизма. Но разве должен вопрос такого
ранга обсуждаться вне страны и на уровне упрощенных суждений,
питающих собою уличную печать? В стране есть силы, готовые
предложить иерархам РПЦ другой уровень для продуктивного диалога
по данной теме.
Далее, Патриарх, являющийся по своему фактическому статусу
еще и высшим политическим авторитетом для представителей белого
патриотического движения, невольно содействовал углублению трещины
между этим движением и движением красно-патриотическим. Между тем
интересы гражданского мира и целостности российского общества
требуют прямо противоположного!
Патриарх, к тому же, в очередной раз необоснованно
проблематизировал юридические результаты Второй мировой войны.
Оккупация нашими войсками Восточной Германии была прямым и
правомочным следствием безоговорочной капитуляции Германии. Эта
оккупация фактически и составляла содержание понятия
"безоговорочная капитуляция"! Извиняясь за оккупацию, глава РПЦ
невольно подыграл тем антирусским и антиправославным силам,
которые всеми правдами и неправдами выпихивают Россию из Ареопага
Победителей. И это при том, что большая часть человеческих потерь
во Второй мировой войне приходится на долю нашей страны! Это
притом, что большая часть из наших невероятных потерь приходится
(и это неопровержимо доказано!) именно на гражданское население!
Думается, что с учетом вышесказанного выход Патриарха в своем
заявлении за целый ряд достаточно безусловных ограничений уже
достаточно очевиден.
Как мы знаем, США и Великобритания не извинились и не
намерены извиняться перед Германией за дрезденские бомбардировки.
Вообще же вопрос об извинениях (их тоне, содержании, соответствии
содержания и тона субъекту высказывания) относится к категории
слишком рискованных вопросов тонкой мирской (!) политики!
К сказанному необходимо добавить,что затронутая в заявлении
Патриарха тема никак не принадлежит к сугубой компетенции РПЦ!
Россия, победившая в войне, объединяла атеистов и верующих. При
этом верующие в то время никак не составляли большинства населения
СССР (как не составляют они большинства и в современной России).
Кроме того, в едином строю сражались с фашизмом все советские
верующие, принадлежащие к разным конфессиям. Вот почему субъектом
заявления на подобную тему мог быть по статусу только глава
государства (оппонировать которому было бы легче сразу во многих
смыслах). Глава РПЦ в своем заявлении реализовал фактически
необоснованное замещение функции. Это вряд ли целесообразно во
всех отношениях. Неясно, например, зачем РПЦ, принося такое
извинение, принимать на себя ответственность за политику
некомплементарного к ней советского режима, строившего те или иные
отношения с Восточной Германией.
Крайне важным представляется также то, что уравнивание России
с Германией в процедуре взаимного извинения по какому-либо
вопросу, касающемуся итогов Второй мировой войны, девальвирует в
общественном сознании Абсолютное (и именно Абсолютное!)
разграничение функций Жертвы и Палача, Губителя и Спасителя.
Девальвация этой Абсолютности (чей смысл для теологов должен быть
ясен более, чем для кого бы то ни было) началась со знаменитого
осуждения пакта "Молотов-Риббентроп" и знаменовала собой старт
перестройки. Последовавший за этим распад Большой России СССР
был далеко не случайным! И нужны особые предосторожности во всем,
что связано с новыми неправомочными девальвациями все той же
Абсолютности в момент, когда уже само ядро России находится в
неустойчивом состоянии.
Признаем также то, что тема соотнесения страданий,
причиненных нами ГДР, со страданиями России от фашистской Германии
"этически уязвима". Каким это таким особым образом пострадала от
"советских тоталитаристов" ГДР? Что там мы "сотворили"
соотносимого хоть как-то с Хатынью и Ленинградом? Понастроили
детских садиков? Отказались от компенсаций нашим гражданам,
пострадавшим от фашистских злодеяний, тех компенсаций, которые
Западная Германия осуществляла, что называется, "от и до"? Кстати,
целый ряд крупных политических деятелей современной Германии уже
после воссоединения ФРГ и ГДР утверждал публично, что именно ГДР,
"сумела спасти от современного выхолащивания" подлинно немецкую
культуру. И за это тоже будем приносить извинения?! Нет уж, пусть
пройдет еще пара лет, поглядим, какие силы поддержит "электорат"
бывшей ГДР, и как он будет вспоминать свое "тоталитарное прошлое"!
Что нам бежать впереди паровоза, не зная точно, где он произведет
остановку?
И наконец, глава РПЦ, делая свое заявление, не мог не
понимать, что его слова будут предметом игры западных СМИ. Ведь
уже болтают на Западе о том, что Патриарх якобы принес извинения
немцам за то, что они пострадали от русских во Второй мировой
войне. Это одна сторона их игры. А другая?
Германский канцлер Коль с надменно-покровительственным видом
хвалит Россию (как бы "отталкиваясь" от заявления Патриарха) за
то, что она "возвращается (!!!) к духовным ценностям". Между тем
Россия (СССР) всегда (!) пребывала и пребывает в поле духовных
ценностей ничуть не в меньшей степени, нежели нынешняя Германия.
Коммунистическая доктрина отнюдь не выводила нас из пространства
духовных идеалов. Вооруженный этими идеалами народ спас мир от
фашистской сатаничности и суперантидуховности, которые ведь не
случайно обрели чудовищную зловещую силу именно на родине
господина Коля, о нынешней духовной выхолощенности которой
говорим, кстати, теперь не мы, а политические партнеры канцлера.
По отношению к господину Колю мы не должны соблюдать всей той меры
сдержанности, которую мы проявляем по отношению к главе РПЦ из-за
приверженности интересам Отечества. Поэтому скажем прямо, что
провокационная похвала Коля это антирусский демарш,
беспрецедентный по своей наглости, нарушающий нравственный
суверенитет России и требующий ответной реакции хотя бы в виде
настоятельной рекомендации германскому канцлеру заниматься
духовным здоровьем только вверенного ему народа и воздерживаться
по отношению к русским от какой-либо унизительной для них неумно-поспешной духовной диагностики хотя бы из соображений военно-прагматического характера.
Что же касается заявления Патриарха, то, видит Бог, лишь его
соотнесенность с указанными выше моментами вынудила нас к разбору
последствий подобного заявления. Ведь задетый Патриархом вопрос,
безусловно, принадлежит к числу тех, которые на многие годы вперед
могут определить развитие отношений между РПЦ и всей совокупностью
нашего общества.
|