С.Кургинян
К чему адресует новый
ватиканский сюжет?
По поводу эмоций, выплеснутых в связи с определенными
трансформациями логики визита Иоанна Павла II в Россию.
Можно
так или иначе урегулировать отношения между РПЦ и Ватиканом. Можно так или
иначе отрегулировать ряд вопросов с помощью пресловутого
"административного ресурса". "Ресурса" Минюста, например.
Но все это ничего не определит в главном. А потому через какое-то время все те
же проблемы, проблемы острейшие, буквально ставящие РПЦ перед вопросом "быть
или не быть", снова вернутся. И будут носить еще более острый и
беспощадный характер.
А
потому проблема визита Иоанна Павла II в Россию, проблема объявления в одностороннем порядке Ватиканом России
как своей канонической территории важна прежде всего тем, что адресует снова
к самому больному и самому главному.
Главный
же вопрос (вновь подчеркну, не снимаемый с повестки дня никакими
урегулированиями на уровне церковной и государственной дипломатии) состоит в
следующем.
РПЦ
чем является? Оговорюсь не в плане "только лишь" трансцендентном.
Здесь как бы все понятно. Здесь она является для верующего бесконечной
ценностью постольку, поскольку в этой "только лишь" трансцендентности
позволяет решить главную задачу. Задачу спасения души. В этом смысле что там
ни совершайся в плане земном, для абсолютной веры это не имеет значения.
Но
помимо только лишь трансцендентного существует то, что связует. Связует между
собой поту- и посюстороннее. Имманентное и трансцендентное то есть. Фактически
эта связь и определяет религиозные коды в их соотношении с жизнеустройством.
Превращает эти чисто трансцендентные сущности в коды реальной, здешней,
посюсторонней Цивилизации.
Православие
является фактором жизнеустройства постольку, поскольку оно, создав свою Цивилизацию,
доказало этим зиждительность своего Духа. В сущности, развернутость на уровне
земных планов для верующего и есть критерий мощности Духа. Иначе зачем Духу
вообще нужны Жизнь, Бытие, Раскрытие? Поскольку они нужны (а не в коротком
размышлении обосновывать, почему нужны), постольку связь имманентного и
трансцендентного важна. Важна и превращается в способность Идеала творить
Жизнь, точнее формы жизнеустройства.
Православие
создало свой мир, свое представление о связи идеала и человечности. И в этом
смысле оно представляет собой сакральное ядро некоего мирового проекта. Проекта
защиты и развертывания чего-то, коренным образом связанного с человеком и
человечностью. С Бытием человеческим, с предназначением человеческим, с тем,
как все это реализует себя в жизни, в отдыхе и труде, мире и войне,
индивидуальном и коллективном. Во всем, что творит человек. В том числе и в
первую очередь в том, что человек творит с самим собой.
В
этом смысле можно говорить о православной миропроектной телеологии. О концептуальных
претензиях православия и о всем, что из этого вытекает.
А
вытекает из этого нравится это кому-то или нет имперскость,
сверхдержавность, субъектность.
Субъектность
совершенно не обязательно охранительно-оградительного характера. Сначала надо
быть, а потом определять вектор своего бытия. Сначала нужно иметь способность к
собственному целеполаганию, а потом уже определять, куда поведешь корабль.
Может, даже поведешь в самом что ни на есть либеральном, антипочвенном,
антиохранительном направлении. Но ведь сам ведешь! А не тебя ведут! А вот когда
говоришь, что с имперскостью покончено, что сверхдержавности нет и не будет, а
будет вхождение в иную сущность с иными сакральными основаниями, то уже
полностью зависишь от того, как эта сущность тобою распорядится.
Короче
совершенно неясно, на что РПЦ может рассчитывать в плане бытийственном (не в
том, где лицензии и льготы, а в том, где идеалом творится жизнь) за вычетом
империи, сверхдержавы.
В
этом, кстати, диаметральное различие РПЦ и Римской католической церкви. Римская
католическая церковь сложилась на развалинах западного Рима. Она привыкла не
ставить себя в прямую зависимость от империи. Она сама есть империя особого
рода. Империя Духа утверждавшая себя на обломках империи государственной
(Рима то есть).
И
как тогда, во времена распада Рима, Римской католической церкви было все равно
по большому счету сколько дикарей с какой этнической привязкой будет
болтаться в ее орбите, называя себя королями, герцогами, баронами, так и
сейчас. Будет единая Европа, или пятьсот государств найдут себе место на ее
территории Ватикан останется. И окажется адекватным оператором той или иной
территориально-государственной ситуации.
Совсем
другое РПЦ.
РПЦ
принесла колоссальные жертвы на алтарь имперскости. Сначала византийской, потом
российской. РПЦ осмысленно принесла эти жертвы. Осмысленно выстроила себя под
духовно-государственный симбиоз. И если нет нового Проекта, нет целеполагания,
адекватного имперской сверхдержавности и несущего в себе новый план Бытия
человека и человечества, - то что такое РПЦ? Это "местный обычай"?
Это "этнографическая специфика"?
Часто
говорится о том, как преследовалась РПЦ коммунистами. Много в этом верного. Но
о главном не говорится. О том, что постольку, поскольку сохранялась нить
сверхдержавной, имперской, миропроектной традиции, постольку РПЦ в этой (в
чем-то глубоко, конечно, чуждой для нее) ситуации могла как-то ГОРЬКО ЖИТЬ.
Быть более или менее гонимой, оппонировать или приспосабливаться, терять храмы
и материальные возможности и при этом жить. Потому и горько, что с потерями.
Но потому и жить что есть лоно сверхдержавности, миропроектной традиции, и в
этом лоне можно сохранить жизнь.
Если
же этого всего нет, то РПЦ, получая любые восхваления, любые гранты на образовательную
и иную окормляющую деятельность, любые льготы может только СЛАДКО УМЕРЕТЬ.
Потому и сладко, что с восхвалениями, грантами, льготами. Но потому и умереть
что все это ничего не стоит в условиях отсутствия имперскости, проектности,
сверхдержавности.
Есть
индейцы в резервации. И у них есть шаман. Иностранцы приезжают, дивятся,
умиляются. Самые чудные из них даже приобщаются. А ну, как шаман поможет от
болезни, например! Чего с ними, с шаманами, не бывает? Но шаман в резервации
это шаман в резервации. Блюститель местного обычая это блюститель местного
обычая. А вселенская церковь это вселенская церковь.
Ватикан
одного и хочет чтобы признано было, что он только и есть вселенская церковь.
А все остальное местный обычай. Ватикан на многое готов взамен. Он, например,
вполне готов к тому, чтобы дарить местному обычаю свои условные позитивы.
Именно условные, разумеется. То есть даваемые постольку, поскольку местный
обычай признал себя таковым.
Поэтому
Ватикан хочет признания статус-кво. Отказалась Россия от миропроектных функций?
Признала эти функции делом других? Делегировала этим другим миропроектность?
Прекрасно! Будем последовательными! Если Россия осуществила такой отказ, то РПЦ
местный обычай, а Ватикан вселенская церковь.
В
действиях Ватикана есть логика.
Ее,
увы, гораздо меньше в действиях РПЦ.
РПЦ
почему-то считает, что происходящее с Россией в плане отказа от того, что
составляло ее суть на протяжении многих столетий, не коснется статуса РПЦ. Не
коснется новых сладких возможностей, вытекающих из комплиментарности по
отношению к РПЦ нового усеченного российского политического субъекта.
РПЦ
считает, что ей дарована сладкая жизнь, а не сладкая смерть. А между сладкой
жизнью и жизнью горькой - кто не выберет сладкую?
РПЦ
повторяет здесь ошибки олигархов, не понимающих, что отказавшись от
миропроектной России, они становятся не транснациональными олигархами, а
бомжами с миллиардами долларов. А бомж с миллиардами еще уязвимее бомжа,
валяющегося на вокзале. Тот хотя бы незаметен. Да и что с него взять-то? А тут
взять можно, есть что. Так почему же не взять?
В
том, чему лишь первой ласточкой является новая политика Ватикана по отношению к
России, - нет места прагматике, паллиативу, суженному подходу. Тут либо все,
либо ничего.
Либо
новая сверхдержавность и миропроектность, либо РПЦ повторяет судьбу КПСС, а
Россия (кое-кем называемая "страной.ру"), эта самая "Россия с
чистого листа", которой "прошлое не указ" повторяет судьбу
СССР.
Да
и вообще чем дальше, тем будет яснее, что либо свой проект (который еще надо
суметь заявить и отстоять), либо участие в некоей ЛИКВИДАЦИОННОЙ КОМИССИИ.
Может,
и очень сладкое для кого-то участие, но. уж очень подлое в этой своей слишком
унизительной сладости.