Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

К ЧЕМУ АДРЕСУЕТ НОВЫЙ ВАТИКАНСКИЙ СЮЖЕТ?
Автор(ы): С. Кургинян
Дата публикации: 25.02.2002
Источник: Росбалт
No:

С.Кургинян

К чему адресует новый ватиканский сюжет?

По поводу эмоций, выплеснутых в связи с определенными трансформациями логики визита Иоанна Павла II в Россию.

Можно так или иначе урегулировать отношения между РПЦ и Ватиканом. Можно так или иначе отрегулировать ряд вопросов с помощью пресловутого "административного ресурса". "Ресурса" Минюста, например. Но все это ничего не определит в главном. А потому через какое-то время все те же проблемы, проблемы острейшие, буквально ставящие РПЦ перед вопросом "быть или не быть", снова вернутся. И будут носить еще более острый и беспощадный характер.

А потому проблема визита Иоанна Павла II в Россию, проблема объявления в одностороннем порядке Ватиканом России как своей канонической территории – важна прежде всего тем, что адресует снова к самому больному и самому главному.

Главный же вопрос (вновь подчеркну, не снимаемый с повестки дня никакими урегулированиями на уровне церковной и государственной дипломатии) состоит в следующем.

РПЦ – чем является? Оговорюсь – не в плане "только лишь" трансцендентном. Здесь как бы все понятно. Здесь она является для верующего бесконечной ценностью постольку, поскольку в этой "только лишь" трансцендентности позволяет решить главную задачу. Задачу спасения души. В этом смысле – что там ни совершайся в плане земном, для абсолютной веры это не имеет значения.

Но помимо только лишь трансцендентного – существует то, что связует. Связует между собой поту- и посюстороннее. Имманентное и трансцендентное то есть. Фактически эта связь и определяет религиозные коды в их соотношении с жизнеустройством. Превращает эти чисто трансцендентные сущности – в коды реальной, здешней, посюсторонней Цивилизации.

Православие – является фактором жизнеустройства постольку, поскольку оно, создав свою Цивилизацию, доказало этим зиждительность своего Духа. В сущности, развернутость на уровне земных планов для верующего и есть критерий мощности Духа. Иначе зачем Духу вообще нужны Жизнь, Бытие, Раскрытие? Поскольку они нужны (а не в коротком размышлении обосновывать, почему нужны), постольку связь имманентного и трансцендентного важна. Важна – и превращается в способность Идеала творить Жизнь, точнее – формы жизнеустройства.

Православие создало свой мир, свое представление о связи идеала и человечности. И в этом смысле оно представляет собой сакральное ядро некоего мирового проекта. Проекта защиты и развертывания чего-то, коренным образом связанного с человеком и человечностью. С Бытием человеческим, с предназначением человеческим, с тем, как все это реализует себя в жизни, в отдыхе и труде, мире и войне, индивидуальном и коллективном. Во всем, что творит человек. В том числе и в первую очередь – в том, что человек творит с самим собой.

В этом смысле можно говорить о православной миропроектной телеологии. О концептуальных претензиях православия и о всем, что из этого вытекает.

А вытекает из этого – нравится это кому-то или нет – имперскость, сверхдержавность, субъектность.

Субъектность – совершенно не обязательно охранительно-оградительного характера. Сначала надо быть, а потом определять вектор своего бытия. Сначала нужно иметь способность к собственному целеполаганию, а потом уже определять, куда поведешь корабль. Может, даже поведешь в самом что ни на есть либеральном, антипочвенном, антиохранительном направлении. Но ведь сам ведешь! А не тебя ведут! А вот когда говоришь, что с имперскостью покончено, что сверхдержавности нет и не будет, а будет вхождение в иную сущность с иными сакральными основаниями, то уже полностью зависишь от того, как эта сущность тобою распорядится.

Короче – совершенно неясно, на что РПЦ может рассчитывать в плане бытийственном (не в том, где лицензии и льготы, а в том, где идеалом творится жизнь) за вычетом империи, сверхдержавы.

В этом, кстати, диаметральное различие РПЦ и Римской католической церкви. Римская католическая церковь сложилась на развалинах западного Рима. Она привыкла не ставить себя в прямую зависимость от империи. Она сама есть империя особого рода. Империя Духа – утверждавшая себя на обломках империи государственной (Рима то есть).

И как тогда, во времена распада Рима, Римской католической церкви было все равно по большому счету – сколько дикарей с какой этнической привязкой будет болтаться в ее орбите, называя себя королями, герцогами, баронами, так и сейчас. Будет единая Европа, или пятьсот государств найдут себе место на ее территории – Ватикан останется. И окажется адекватным оператором той или иной территориально-государственной ситуации.

Совсем другое – РПЦ.

РПЦ принесла колоссальные жертвы на алтарь имперскости. Сначала византийской, потом российской. РПЦ осмысленно принесла эти жертвы. Осмысленно выстроила себя под духовно-государственный симбиоз. И если нет нового Проекта, нет целеполагания, адекватного имперской сверхдержавности и несущего в себе новый план Бытия человека и человечества, - то что такое РПЦ? Это "местный обычай"? Это "этнографическая специфика"?

Часто говорится о том, как преследовалась РПЦ коммунистами. Много в этом верного. Но о главном не говорится. О том, что постольку, поскольку сохранялась нить сверхдержавной, имперской, миропроектной традиции, постольку РПЦ в этой (в чем-то глубоко, конечно, чуждой для нее) ситуации могла как-то ГОРЬКО ЖИТЬ. Быть более или менее гонимой, оппонировать или приспосабливаться, терять храмы и материальные возможности – и при этом жить. Потому и горько, что с потерями. Но потому и жить – что есть лоно сверхдержавности, миропроектной традиции, и в этом лоне можно сохранить жизнь.

Если же этого всего нет, то РПЦ, получая любые восхваления, любые гранты на образовательную и иную окормляющую деятельность, любые льготы – может только СЛАДКО УМЕРЕТЬ. Потому и сладко, что с восхвалениями, грантами, льготами. Но потому и умереть – что все это ничего не стоит в условиях отсутствия имперскости, проектности, сверхдержавности.

Есть индейцы в резервации. И у них есть шаман. Иностранцы приезжают, дивятся, умиляются. Самые чудные из них – даже приобщаются. А ну, как шаман поможет от болезни, например! Чего с ними, с шаманами, не бывает? Но шаман в резервации – это шаман в резервации. Блюститель местного обычая – это блюститель местного обычая. А вселенская церковь – это вселенская церковь.

Ватикан одного и хочет – чтобы признано было, что он только и есть вселенская церковь. А все остальное – местный обычай. Ватикан на многое готов взамен. Он, например, вполне готов к тому, чтобы дарить местному обычаю свои условные позитивы. Именно условные, разумеется. То есть даваемые постольку, поскольку местный обычай признал себя таковым.

Поэтому Ватикан хочет признания статус-кво. Отказалась Россия от миропроектных функций? Признала эти функции делом других? Делегировала этим другим миропроектность? Прекрасно! Будем последовательными! Если Россия осуществила такой отказ, то РПЦ – местный обычай, а Ватикан – вселенская церковь.

В действиях Ватикана есть логика.

Ее, увы, гораздо меньше в действиях РПЦ.

РПЦ почему-то считает, что происходящее с Россией в плане отказа от того, что составляло ее суть на протяжении многих столетий, не коснется статуса РПЦ. Не коснется – новых сладких возможностей, вытекающих из комплиментарности по отношению к РПЦ нового усеченного российского политического субъекта.

РПЦ считает, что ей дарована сладкая жизнь, а не сладкая смерть. А между сладкой жизнью и жизнью горькой - кто не выберет сладкую?

РПЦ повторяет здесь ошибки олигархов, не понимающих, что отказавшись от миропроектной России, они становятся не транснациональными олигархами, а бомжами с миллиардами долларов. А бомж с миллиардами еще уязвимее бомжа, валяющегося на вокзале. Тот хотя бы незаметен. Да и что с него взять-то? А тут взять можно, есть что. Так почему же не взять?

В том, чему лишь первой ласточкой является новая политика Ватикана по отношению к России, - нет места прагматике, паллиативу, суженному подходу. Тут либо все, либо ничего.

Либо новая сверхдержавность и миропроектность, либо РПЦ повторяет судьбу КПСС, а Россия (кое-кем называемая "страной.ру"), эта самая "Россия с чистого листа", которой "прошлое не указ" – повторяет судьбу СССР.

Да и вообще – чем дальше, тем будет яснее, что либо свой проект (который еще надо суметь заявить и отстоять), либо участие в некоей ЛИКВИДАЦИОННОЙ КОМИССИИ.

Может, и очень сладкое для кого-то участие, но. уж очень подлое в этой своей слишком унизительной сладости.




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)