Современный Китай: активная
игра на всех площадках
Сергей
Кургинян
Новая политика Америки Буша после 11
сентября 2001 года поставила перед Китаем две важнейшие проблемы. Первая связана
с созданием в непосредственной близости от китайских границ структур передового
базирования американских войск. Вторая с наращиванием риска для китайского
нефтяного импорта из стран Персидского Залива (взятие под контроль Ирака и, не
исключено, Ирана, "нависание" баз США над танкерными маршрутами в
зоне Малаккского пролива). Причем для растущей темпами до 8% в год китайской
экономики расширяющийся импорт нефти из Залива является фактором жизненной
важности.
В том, что касается собственно войны в Ираке,
Китай ведет себя очень осмысленно и аккуратно. С его стороны не было резких
официальных антиамериканских заявлений, никаких угроз применить вето в Совбезе
ООН. Однако еще в ходе операции США в Афганистане Китай усилил свою военную
группировку в Синцзяне и подтянул туда ракетное оружие. А затем - принял, а в
последнее время форсировал беспрецедентную по масштабам программу модернизации
вооруженных сил. Кроме того, Пекин резко активизировал свою политику в рамках
Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), сделав серьезную заявку на
лидерство в ней и обращая особое внимание на ее антитеррористическую (то есть
военную!) компоненту.
Это все - только в сфере публичной политики.
Но в непубличной сфере (которую по понятным причинам обсуждать в ранге
"безусловностей" трудно) Китай еще более активен. Во-первых, ряд
экспертов указывает на достаточно явный "китайский след" в проблемах
мирового нефтяного рынка (политические и нефтеэкспортные кризисы в Венесуэле и
Нигерии), которые сопровождали военную операцию в Ираке. Во-вторых, с Китаем
связывают опять-таки синхронное с иракской войной обострение ситуации в
Афганистане, где Карзай практически потерял контроль над ключевыми провинциями,
и общее наращивание активности в мире определенных групп так называемого "радикального
ислама". В-третьих, очевидно, что без участия Китая не обходится и
конфликтный процесс в Кашмире. В-четвертых и главных, без прямых санкций Пекина
были бы невозможны те весьма резкие заявления и действия, которые в это же
время исходили от Северной Кореи.
Наряду с этим, Китай ведет весьма активную
экономическую игру "на всех площадках". Он по-прежнему управляет
курсом юаня таким образом, чтобы обеспечить китайскому экспорту безусловную
мировую конкурентоспособность. Он беспрецедентными темпами привлекает прямые
иностранные инвестиции, причем преимущественно в высокотехнологические сегменты
экономики, и резко улучшает структуру своего внутреннего рынка и экспорта в
направлении продукции с высокой добавленной стоимостью.
Он наращивает свое присутствие в
альтернативных Персидскому Заливу зонах нефтедобычи в Казахстане (атырауские
проекты), в Африке и даже Латинской Америке. И он активнейшим образом участвует
в макрорегиональной инициативе, направленной на создание в ЮВА собственной
валютной зоны, альтернативной доллару и евро.
То есть позиции Китая, разумеется,
корректируются в связи с ситуацией вокруг Ирака, но ориентированы на гораздо
более серьезную стратегическую перспективу. При этом мне представляется, что
слухи о серьезных противоречиях между старым (так называемыми
"шанхайцами") и новым руководством Китая сильно преувеличены.
Китайская политика в своих базисных основаниях преемственна и будет
преемственна. В настоящее время она определяется принятой еще в 2000 году
стратегией, нацеленной на выход Китая к 2020-2030 гг. на доминирующие мировые
позиции. Стратегия - в этом, а тактика будет меняться, исходя из конкретного
мирового контекста. И Пекин давно и точно понимает, что основной оппонент его
стратегии - США. Других просто нет.
Пределы соперничества и
необходимость сотрудничества
Экономическое, политическое, военное
соревнование между США и Китаем оказывается, на мой взгляд, одним из самых
главных процессов нового века. Это не скрывают в обеих странах. Так, и
программные экономические установки 16 съезда КПК, и тенденции китайского
военного строительства явно отталкиваются от сопоставлений с Америкой. А в
США вряд ли случайным стало заявление К.Райс по итогам иракской операции со
следующим смыслом: "Францию - наказать, Германию - игнорировать, Россию -
простить, особое внимание - отношениям с Китаем".
При этом во внешней политике США сейчас
решающую роль играет специфическая "консервативная" группа, для
которой военный фактор мощи представляется основным, и которой не чужды
концептуальные построения классической геополитики. Они гласят, что Америка
должна дружить в Евразии со второй по мощи страной - против первой по мощи. А в
нынешнем раскладе второй по мощи, после Китая, оказывается именно Россия.
Но и для Китая подобные соображения вовсе не
секрет. И, по моим представлениям, борьба за "несоюзничество" России
с главным конкурентом - в ближайшие годы может быть одним из основных факторов
формирования внешней политики - как для Вашингтона, так и для Пекина.
Разумеется, обе стороны в полной мере
учитывают (и стараются использовать в своих целях) и другие международные
реалии и силы, выходящие за пределы данной огрубленной схемы. Реалии и силы
европейские, исламские, индийские и т.д.
Так, Китай в процессе иракского кризиса
получил новые позиции в Европе. Принятие Ху Цзиньтао приглашения Ширака на
предстоящий саммит "восьмерки" в Эвиане, а также разговоры в Европе о
целесообразности превращения "восьмерки" в "девятку" - тому
яркое подтверждение. Кроме того, война в Ираке вызвала крайне серьезную
озабоченность собственной безопасностью во многих странах мира. Немало таких
стран (причем не только из ЮВА) обратились за политической поддержкой и оружием
к Китаю. И они такую поддержку уже получают или получат в ближайшее время. Я бы
сказал в связи с этим, что война в Ираке подхлестнула тот процесс выстраивания
"зон влияния" Китая, который доселе шел неявно и подспудно.
Тем не менее, Россия, с ее территорией и
ядерным оружием, в указанном глобальном противостоянии играет решающую роль. А
потому первый - знаковый - визит Ху Цзиньтао именно в Москву не случаен. Как не
случайны наивысший (государственный) статус этого визита и его особая
(протокольно редкая) длительность. Уже очевидны два стратегических результата
данного визита для Пекина. Это решение по трубопроводу "Ангарск -
Дацин", которое "стоит" за 25 лет 700 млн. тонн нефти и 150
млрд. долл. И это решения по ШОС, которые обеспечивают создание полноценных
институтов организации и закрепляют в ней ключевую роль Китая (исполнительный
секретарь ШОС - китайский посол в России Чжан Дэгуан).
Но в то же время я бы не сводил расклад
отношений между США, Китаем и Россией к прямолинейному противостоянию
Вашингтона и Пекина и "борьбе за Москву". Все стороны этого
треугольника понимают как необходимость (и пределы) соперничества, так и
необходимость (и пределы) сотрудничества. И не случайно в программе российского
визита Ху Цзиньтао - не только беседы с Путиным "без галстуков",
торговые и нефтяные проблемы и закрепление собственного лидерства в ШОС, но и
встречи с Бушем и Коидзуми.
Кроме того, и в американской политике в
отношении Китая есть далеко не только конфронтационные мотивы. Американская
элита здесь, как и во многих других вопросах, вовсе не едина. И если "Уолл
Стрит Джорнел" с нескрываемым раздражением пишет об эгоистической политике
Пекина в отношении заниженного курса юаня и нарушений правил ВТО, - то такая
знаковая фигура, как Уоррен Баффет, в это же время приобретает крупный пакет
акций Китайской нефтяной корпорации, а "Интел" заявляет о выходе на
мировой рынок первой партии своих процессоров последнего поколения,
изготовленных в Китае.
Россия в этом раскладе имеет, в принципе,
определенные возможности влияния на указанное соперничество-сотрудничество
между двумя гигантами XXI века, с укреплением собственной роли и собственных
позиций. В каких-то сферах - возможности вполне крупные. Но для реализации
таких возможностей требуются очень серьезные усилия и очень серьезная
политическая воля. Которых нашей нынешней элите, увы, трагически недостает. А
сомнения в серьезности российской воли и российских намерений - провоцируют и в
Вашингтоне, и в Пекине опасения и политические действия, которые совсем не на
пользу нашей стране.
Игра вокруг ядерного оружия
будет долгой
Северокорейская проблема в настоящее время,
на мой взгляд, в огромной степени в руках Китая. США, не исполнив свои
обязательства перед Северной Кореей в отношении ядерной энергетики, а затем
включив страну в "ось зла", дали в руки Пекину и Пхеньяну важные
козыри. И разыгрывание этих козырей вокруг темы северокорейских
ракетно-ядерных вооружений идет в формате неявного торга между теми же США и
Китаем. Главные темы торга, видимо, военное присутствие США в ЮВА и Тайвань. А
также направления и пределы американской военно-политической экспансии в
регионе. И США понимают, что китайские позиции в макрорегионе (в том числе в
Южной Корее, Вьетнаме, Малайзии и т.д.) делают северокорейский ядерный аргумент
крайне значимым.
Не случайно последние переговоры по данному
вопросу между США и Северной Кореей происходили в Пекине (то есть, фактически,
под китайским патронажем). Как не случаен и почти нулевой результат этих
переговоров. И что по итогам переговоров корейский президент Но Му Хен
подчеркнул (в контрасте с серией воинственных заявлений в Японии и США), что
проблему необходимо улаживать исключительно мирными средствами.
Но так же не случайно и неучастие в данном
переговорном процессе таких, несомненно, заинтересованных сторон, как Япония,
Южная Корея и... Россия. Некоторые эксперты указывают, что мотивы Вашингтона и
Пекина в отстранении России от участия в переговорах были связаны как раз с
малопредсказуемостью позиции Москвы. Кроме того, возможно, Пекин так выражает
свое недовольство резким укреплением военного сотрудничества России с его
ключевым региональным соперником - Индией.
Конечно,
ракетно-ядерное оружие Пхеньяна - слишком серьезная вещь, чтобы ею пренебрегать
в глобальных политических раскладах. Тем более после майского заявления
минобороны Северной Кореи Ри Гуна о том, что Пхеньян может такое оружие не
только производить, но и продавать. Но именно поэтому и Северная Корея, и Китай
от данного аргумента в мировом диалоге быстро и "задешево" не
откажутся. Так что, думаю, игра вокруг этого оружия будет долгой.