Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

СОВРЕМЕННЫЙ КИТАЙ: АКТИВНАЯ ИГРА НА ВСЕХ ПЛОЩАДКАХ
Автор(ы): С. Кургинян
Дата публикации: 30.05.2003
Источник: Русский журнал
No:

Современный Китай: активная игра на всех площадках

Сергей Кургинян

Новая политика Америки Буша после 11 сентября 2001 года поставила перед Китаем две важнейшие проблемы. Первая связана с созданием в непосредственной близости от китайских границ структур передового базирования американских войск. Вторая – с наращиванием риска для китайского нефтяного импорта из стран Персидского Залива (взятие под контроль Ирака и, не исключено, Ирана, "нависание" баз США над танкерными маршрутами в зоне Малаккского пролива). Причем для растущей темпами до 8% в год китайской экономики расширяющийся импорт нефти из Залива является фактором жизненной важности.

В том, что касается собственно войны в Ираке, Китай ведет себя очень осмысленно и аккуратно. С его стороны не было резких официальных антиамериканских заявлений, никаких угроз применить вето в Совбезе ООН. Однако еще в ходе операции США в Афганистане Китай усилил свою военную группировку в Синцзяне и подтянул туда ракетное оружие. А затем - принял, а в последнее время форсировал беспрецедентную по масштабам программу модернизации вооруженных сил. Кроме того, Пекин резко активизировал свою политику в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), сделав серьезную заявку на лидерство в ней и обращая особое внимание на ее антитеррористическую (то есть военную!) компоненту.

Это все - только в сфере публичной политики. Но в непубличной сфере (которую по понятным причинам обсуждать в ранге "безусловностей" трудно) Китай еще более активен. Во-первых, ряд экспертов указывает на достаточно явный "китайский след" в проблемах мирового нефтяного рынка (политические и нефтеэкспортные кризисы в Венесуэле и Нигерии), которые сопровождали военную операцию в Ираке. Во-вторых, с Китаем связывают опять-таки синхронное с иракской войной обострение ситуации в Афганистане, где Карзай практически потерял контроль над ключевыми провинциями, и общее наращивание активности в мире определенных групп так называемого "радикального ислама". В-третьих, очевидно, что без участия Китая не обходится и конфликтный процесс в Кашмире. В-четвертых и главных, без прямых санкций Пекина были бы невозможны те весьма резкие заявления и действия, которые в это же время исходили от Северной Кореи.

Наряду с этим, Китай ведет весьма активную экономическую игру "на всех площадках". Он по-прежнему управляет курсом юаня таким образом, чтобы обеспечить китайскому экспорту безусловную мировую конкурентоспособность. Он беспрецедентными темпами привлекает прямые иностранные инвестиции, причем преимущественно в высокотехнологические сегменты экономики, и резко улучшает структуру своего внутреннего рынка и экспорта в направлении продукции с высокой добавленной стоимостью.

Он наращивает свое присутствие в альтернативных Персидскому Заливу зонах нефтедобычи в Казахстане (атырауские проекты), в Африке и даже Латинской Америке. И он активнейшим образом участвует в макрорегиональной инициативе, направленной на создание в ЮВА собственной валютной зоны, альтернативной доллару и евро.

То есть позиции Китая, разумеется, корректируются в связи с ситуацией вокруг Ирака, но ориентированы на гораздо более серьезную стратегическую перспективу. При этом мне представляется, что слухи о серьезных противоречиях между старым (так называемыми "шанхайцами") и новым руководством Китая сильно преувеличены. Китайская политика в своих базисных основаниях преемственна и будет преемственна. В настоящее время она определяется принятой еще в 2000 году стратегией, нацеленной на выход Китая к 2020-2030 гг. на доминирующие мировые позиции. Стратегия - в этом, а тактика будет меняться, исходя из конкретного мирового контекста. И Пекин давно и точно понимает, что основной оппонент его стратегии - США. Других просто нет.

Пределы соперничества и необходимость сотрудничества

Экономическое, политическое, военное соревнование между США и Китаем оказывается, на мой взгляд, одним из самых главных процессов нового века. Это не скрывают в обеих странах. Так, и программные экономические установки 16 съезда КПК, и тенденции китайского военного строительства – явно отталкиваются от сопоставлений с Америкой. А в США вряд ли случайным стало заявление К.Райс по итогам иракской операции со следующим смыслом: "Францию - наказать, Германию - игнорировать, Россию - простить, особое внимание - отношениям с Китаем".

При этом во внешней политике США сейчас решающую роль играет специфическая "консервативная" группа, для которой военный фактор мощи представляется основным, и которой не чужды концептуальные построения классической геополитики. Они гласят, что Америка должна дружить в Евразии со второй по мощи страной - против первой по мощи. А в нынешнем раскладе второй по мощи, после Китая, оказывается именно Россия.

Но и для Китая подобные соображения вовсе не секрет. И, по моим представлениям, борьба за "несоюзничество" России с главным конкурентом - в ближайшие годы может быть одним из основных факторов формирования внешней политики - как для Вашингтона, так и для Пекина.

Разумеется, обе стороны в полной мере учитывают (и стараются использовать в своих целях) и другие международные реалии и силы, выходящие за пределы данной огрубленной схемы. Реалии и силы европейские, исламские, индийские и т.д.

Так, Китай в процессе иракского кризиса получил новые позиции в Европе. Принятие Ху Цзиньтао приглашения Ширака на предстоящий саммит "восьмерки" в Эвиане, а также разговоры в Европе о целесообразности превращения "восьмерки" в "девятку" - тому яркое подтверждение. Кроме того, война в Ираке вызвала крайне серьезную озабоченность собственной безопасностью во многих странах мира. Немало таких стран (причем не только из ЮВА) обратились за политической поддержкой и оружием к Китаю. И они такую поддержку уже получают или получат в ближайшее время. Я бы сказал в связи с этим, что война в Ираке подхлестнула тот процесс выстраивания "зон влияния" Китая, который доселе шел неявно и подспудно.

Тем не менее, Россия, с ее территорией и ядерным оружием, в указанном глобальном противостоянии играет решающую роль. А потому первый - знаковый - визит Ху Цзиньтао именно в Москву не случаен. Как не случайны наивысший (государственный) статус этого визита и его особая (протокольно редкая) длительность. Уже очевидны два стратегических результата данного визита для Пекина. Это решение по трубопроводу "Ангарск - Дацин", которое "стоит" за 25 лет 700 млн. тонн нефти и 150 млрд. долл. И это решения по ШОС, которые обеспечивают создание полноценных институтов организации и закрепляют в ней ключевую роль Китая (исполнительный секретарь ШОС - китайский посол в России Чжан Дэгуан).

Но в то же время я бы не сводил расклад отношений между США, Китаем и Россией к прямолинейному противостоянию Вашингтона и Пекина и "борьбе за Москву". Все стороны этого треугольника понимают как необходимость (и пределы) соперничества, так и необходимость (и пределы) сотрудничества. И не случайно в программе российского визита Ху Цзиньтао - не только беседы с Путиным "без галстуков", торговые и нефтяные проблемы и закрепление собственного лидерства в ШОС, но и встречи с Бушем и Коидзуми.

Кроме того, и в американской политике в отношении Китая есть далеко не только конфронтационные мотивы. Американская элита здесь, как и во многих других вопросах, вовсе не едина. И если "Уолл Стрит Джорнел" с нескрываемым раздражением пишет об эгоистической политике Пекина в отношении заниженного курса юаня и нарушений правил ВТО, - то такая знаковая фигура, как Уоррен Баффет, в это же время приобретает крупный пакет акций Китайской нефтяной корпорации, а "Интел" заявляет о выходе на мировой рынок первой партии своих процессоров последнего поколения, изготовленных в Китае.

Россия в этом раскладе имеет, в принципе, определенные возможности влияния на указанное соперничество-сотрудничество между двумя гигантами XXI века, с укреплением собственной роли и собственных позиций. В каких-то сферах - возможности вполне крупные. Но для реализации таких возможностей требуются очень серьезные усилия и очень серьезная политическая воля. Которых нашей нынешней элите, увы, трагически недостает. А сомнения в серьезности российской воли и российских намерений - провоцируют и в Вашингтоне, и в Пекине опасения и политические действия, которые совсем не на пользу нашей стране.

Игра вокруг ядерного оружия будет долгой

Северокорейская проблема в настоящее время, на мой взгляд, в огромной степени в руках Китая. США, не исполнив свои обязательства перед Северной Кореей в отношении ядерной энергетики, а затем включив страну в "ось зла", дали в руки Пекину и Пхеньяну важные козыри. И разыгрывание этих козырей вокруг темы северокорейских ракетно-ядерных вооружений идет в формате неявного торга между теми же США и Китаем. Главные темы торга, видимо, военное присутствие США в ЮВА и Тайвань. А также направления и пределы американской военно-политической экспансии в регионе. И США понимают, что китайские позиции в макрорегионе (в том числе в Южной Корее, Вьетнаме, Малайзии и т.д.) делают северокорейский ядерный аргумент крайне значимым.

Не случайно последние переговоры по данному вопросу между США и Северной Кореей происходили в Пекине (то есть, фактически, под китайским патронажем). Как не случаен и почти нулевой результат этих переговоров. И что по итогам переговоров корейский президент Но Му Хен подчеркнул (в контрасте с серией воинственных заявлений в Японии и США), что проблему необходимо улаживать исключительно мирными средствами.

Но так же не случайно и неучастие в данном переговорном процессе таких, несомненно, заинтересованных сторон, как Япония, Южная Корея и... Россия. Некоторые эксперты указывают, что мотивы Вашингтона и Пекина в отстранении России от участия в переговорах были связаны как раз с малопредсказуемостью позиции Москвы. Кроме того, возможно, Пекин так выражает свое недовольство резким укреплением военного сотрудничества России с его ключевым региональным соперником - Индией.

Конечно, ракетно-ядерное оружие Пхеньяна - слишком серьезная вещь, чтобы ею пренебрегать в глобальных политических раскладах. Тем более после майского заявления минобороны Северной Кореи Ри Гуна о том, что Пхеньян может такое оружие не только производить, но и продавать. Но именно поэтому и Северная Корея, и Китай от данного аргумента в мировом диалоге быстро и "задешево" не откажутся. Так что, думаю, игра вокруг этого оружия будет долгой.




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)