Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

Тема: Россия
Автор(ы): С. Кургинян
Дата публикации: 19.12.2003
Источник: "Трибуна"
No:

Корр: - Сергей Ервандович, одной из главных сенсаций нынешних думских выборов стал оглушительный откат КПРФ с завоеванных позиций. Причин много, но есть одна и весьма существенная: компартия пошла на выборы с ветхим багажом прошлого, с теми же догматическими лозунгами, в общем, с нафталином. Почему? Неужели не понимали, что "старые песни о главном" уже не берут за душу?

Сергей Кургинян: - А вы никогда не задумывались над вопросом, почему бывшие компартии социалистических стран изменили все – поменяли название, переработали программы, метлой вымели мусор о "диктатуре пролетариата", серьезно почистили себя и свои ряды, – а наша всего лишь заботливо стряхнула пыль с ленинского наследия и затянула прежнюю заунывную песню?

А ведь все могло пойти по-другому, если бы Борис Ельцин запретил тогда компартию. Возможно, все было бы, как в Польше или Венгрии: КПСС возродилась бы, но в новой социал-демократической упаковке и с новыми руководителями. И, кто знает, – может быть сегодня, как в Венгрии или в Польше, они пришли бы к власти и управляли Россией.

Но кто-то подсказал Ельцину не делать этого шага, – и в старые меха влили все то же, набившее оскомину, вино. Для меня совершенно очевидно, что в Кремле нашелся умник и подсказал власти не делать этой ошибки, сохранить коммунистов. Которые, как старые стоптанные тапочки, все эти годы служили власти верой и правдой.

Ведь именно коммунистическая партия во главе с Зюгановым, как это ни парадоксально, не расшатывала, а укрепляла действующий режим. Служила ему своеобразным фоном, удобным "спарринг-партнером". Причем сама КПРФ, точнее, ее руководители, прекрасно понимали, что реальная власть им никогда не достанется. Да и не хотели они, не искали и не добивались этой власти, а все это время лишь имитировали борьбу за власть. И одновременно, словно дустом, вытравливали вокруг себя ростки новых, альтернативных левых идей, препятствовали становлению широкой левоцентристской коалиции. По сути, КПРФ на левоцентристской "политической поляне" и была тем сорняком, который глушил все новое и перспективное.

Судите сами: всякий раз, когда у правящего в России режима возникали какие-то проблемы, тут же нас начинали пугать, что "красно-коричневые" готовятся к реваншу. И каждый раз власть выходила победительницей из своего очередного "крестового похода" против левых.

Эта ситуация мне типологически напоминает схемы противодействия коммунистам на Западе в годы "холодной войны". В те годы действительно боялись прихода левых к власти. И над тем, чтобы этого не случилось, работали лучшие умы ЦРУ и НАТО. Работали – развращая, рассыпая, размывая левые движения. Но и не только. Сегодня по некоторым опубликованным архивным документам видно, как тщательно выстраивалась "глубоко эшелонированная оборона" на случай вторжения Советского Союза.

Противник должен был об этом думать. СССР действительно пугал Запад угрозой возможного военного конфликта. На этот случай создавались и структуры "антикоммунистического подполья". Везде. Чем отчетливее была угроза, тем интенсивнее формировались подобные структуры . А из кого они могли строиться? Естественно, из "закаленных антикоммунистических элементов". Таких молодчиков без труда можно было отыскать в неофашистских кругах.

А дальше происходило следующее. Ждали коммунистической агрессии, а ее не было. Но структуры-то под эту агрессию уже выстроены! И эти структуры не могут бездействовать! Нет агрессии, нет "врага внешнего" – они начинают работать против "врага внутреннего". И это не всегда коммунисты! В Турции те же "серые волки", выстроенные для борьбы с коммунистической агрессией, – за неимением агрессии начали резать курдов (как "врагов внутренних"). В Италии разноформатное неофашистское подполье (включая знаменитую псевдо-ложу П-2), не дождавшись коммунистической агрессии, стало бороться с демократическими политиками и демократическим курсом (убийство Альдо Моро, "стратегия напряженности" и т.д.)

Но это отдельные истории (их перечисление можно продолжить). Для нас же наиболее важно следующее. Коммунистическая угроза, а еще точнее, коммунистический жупел, – это своего рода механизм для запуска сразу нескольких процессов.

Речь идет не только об активизации против коммунистов общественного мнения Запада и его политических лидеров. Об этом сказано много.

Гораздо важнее другое – активизируется не какое-то "общественное мнение вообще". И не только нормальные политические институты с их нормальными программами реагирования.

Активизируется и нечто конкретное – и в то же время абсолютно аномальное. Явно вненормативное, а в чем-то даже и внеинституциональное.

Активизируются – ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ СПЕЦСТРУКТУРЫ С ВЕСЬМА НЕОДНОЗНАЧНОЙ ИДЕОЛОГИЕЙ И ДОСТАТОЧНЫМ ВКУСОМ К АВТОНОМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ. "Был бы сигнал – а там сами разберемся, что делать".

Зюганов и КПРФ были созданы как жупел – для "включения" в нужный момент такого рода "машинок реагирования", таких структур. И эти структуры были включены, как минимум, один раз, – в 1993 году. А готовились они включаться гораздо чаще. И, как говорится, "еще не вечер".

Ельцин создавал себе из коммунистов игрушечного врага.

Во-первых, для нормативной, публичной борьбы, для выборного сценария. Зюганов для этого был очень удобен. Достаточно косное политическое поведение, неуклюжая риторика, "грозный", но неубедительный вид, внутренняя готовность к любым компромиссам, отсутствие особого иммунитета к коррупции, жажда интегрироваться в элиту любой ценой. Перечисление можно продолжить.

А во-вторых, Ельцин делал этого врага в расчете на ненормативные методы, на силовой вариант, на чрезвычайное положение. Многие стали бы против этого протестовать, если бы не столь одиозный образ противника. Многие "машинки" оказались бы не включенными. А тут, смотрите, красные знамена, искаженные лица, пещерно-националистическая риторика, – явная красно-коричневая угроза. Протесты аннулируются, а "машинки". "Машинки" включаются – что поделать, час угрозы коммунизма, "час Ч". А кто что "варганил", используя такую легенду – вопрос отдельный.

КПРФ запрограммировали на роль пораженца, хронического аутсайдера, "вечного второго" (первый сценарий). А на крайний случай – на роль "мальчика для битья" (второй сценарий).

Первый сценарий лидеров КПРФ устраивал. Даже очень устраивал.

Второго сценария они боялись, как огня.

Отсюда двойственность их поведения.

Знали, что власти не получат. И знали, что получат вместо власти, если начнут реально на нее претендовать. Отсюда – много шума из ничего. В обмен на это данным лидерам гарантировалось определенное положение при власти. А также все, что из такого положения вытекает.

То есть – борьба с Зюгановым и КПРФ была чуть не главным элементом-стабилизатором, встроенным в ельцинскую политическую систему.

Корр: - Если следовать вашей логике, то сегодня на роль "стабилизатора власти" назначен лидер ЛДПР Владимир Жириновский? Не в этом ли секрет его политического долголетия?

С.К.: - По моему глубокому убеждению, Россия сейчас – страна управляемой демократии, где главным источником власти является не Кремль, а элиты. Которые определяют своих политиков, согласовывают своих выдвиженцев, находят и выводят на политическую авансцену ловких имитаторов.

Возьмите ту же партию Владимира Жириновского. Его роль в чем-то сходна с ролью КПРФ. Жириновский в яркой и образной форме проповедует идеи защиты русских, страдающих от всех: власти, иноверцев, "лиц кавказской национальности", олигархов. В этом списке виноватых не хватает разве что инопланетян.

Каков же итог этой непрерывной клоунады, эксцентрики и фарса? Он в том, что один из важнейших вопросов – русский вопрос – опошлен, доведен до карикатурных форм и явлен Западу в неприглядном виде. От чего там шалеют и кривят губы. И грозят России пальцем, и упрекают нашу страну, что она так и не доросла до семьи цивилизованных народов.

А ведь русский вопрос – реально самый больной вопрос сегодняшней России. Наши соотечественники проявляют потрясающее терпение. Кто-то говорит, что оно граничит с вялостью и подавленностью. Не знаю. Мне так не кажется. Но, действительно, непрекращающиеся потоки беженцев, кровоточащая чеченская рана могли бы вызвать в любой стране страшную реакцию. У нас – ждут, пока "само рассосется". А на "русское" политическое поле десантируют политиков, которые должны мистифицировать действительность и выступать в роли пародистов.

Это и есть Жириновский. И не только он.

Корр: - Видимо, должно существовать нечто объективное, что диктует обществу поиск этой самой русской идеи.

С.К.: – Конечно, это существует! Говорил и говорю – национальное унижение неслыханное!

Корр. - Одно непонятно: почему всякий раз в поиске ответа на столь важный вопрос опять натыкаешься на фигуру Жириновского?

С.К.: - Чтобы ответа не было! Вопрос ведь в том, кто составляет "политическое меню". На недавних выборах больше, чем обычно, россиян "проголосовало ногами". Люди не хотят пробовать предлагаемые им "политические блюда". Им предлагают выбирать между прокисшим супом или недоваренной картошкой. А им хочется "нормально питаться".

В числе тех, кто не приходит на избирательные участки, как водится, разочарованные. Многие разочаровались в Путине, поскольку устали ждать от него ответов на самые важные вопросы. Теряется вера в КПРФ, не хотят видеть в Думе либералов. Разочаровавшиеся сегодня – это "резервные полки" для будущих политических баталий.

Политическая элита до конца не воспринимает всю мощь этого "молчаливого меньшинства". Выражаясь языком героя "Операции Ы", когда они встанут – кто-то ляжет. Жириновский – оселок, на котором проверяется, насколько далеко может зайти власть. При этом коммунистами действующая власть пугает Запад и сограждан, а в Жириновского всматривается, как в зеркало, и думает: если он может с таким размахам манипулировать электоратом, то сколько же можем мы сами, с имеющимся административным ресурсом?

Однако избиратель, голосующий за лидера ЛДПР, – не такой дурак, каким его пытаются представлять: мол, у нас в стране число психически неуравновешенных людей колеблется от 10 до 11 процентов, – это и есть электорат Жириновского.

Весьма упрощенная точка зрения. И вот почему. Многие избиратели вполне сознательно голосуют за Владимира Вольфовича, не будучи его приверженцами. Они посылают власти сигнал, что разочарованы и устали от нынешней политики. Но в то же время не видят серьезной политической фигуры, а потому – поддерживают фиглярство и клоунаду. Такой избиратель говорит власти: "вот, получите от меня кукиш". Но если завтра этот избиратель найдет своего лидера, – он мгновенно уйдет от Жириновского.

Корр: - Сергей Ервандович, на ваш взгляд, о чем говорит нынешний состав новой Думы, как власти следует это интерпретировать?

С.К.:- Кремль, конечно, смущен результатами выборов. "Думский пирог" формально разрезан на четыре части. Но над всем ним витает национальный, патриотический дух. Места в Госдуме фактически поделены между умеренными националистами – "Единая Россия", националистами, посыпанными нафталином – КПРФ, истеричными националистами – ЛДПР, холодными и сосредоточенными националистами – "Родина". Как видите, все "едоки" в разной степени объединены общей идеей.

В данном контексте национальные устремления избирателей можно лишь приветствовать. Либералов "за общий стол" – не пустили. И этим, на мой взгляд, народ выдал Думе мандат на смену вектора российской политики. Избиратель настоятельно требует от власти взяться за откладываемый в долгий ящик проект национальной модернизации.

До этого в России пытались в той или иной степени реализовать либеральный проект. Но вместо глубоких реформ осуществлялись косметические преобразования. Стране накладывали белила, румянили щеки, пытались выдать ее за государство с развитой рыночной экономикой. По сути, либералы все это время уходили от грязной, черновой работы. И охотно кивали на КПРФ: мол, коммунисты тормозят все реформы, не позволяют нам развернуться.

Так прошло 10 лет. Сегодня либералы – за бортом, но у страны, похоже, уже почти не остается сил для решительного броска. Национальная модернизация, с ее наращиванием промышленного и экономического потенциала, внедрением современных технологий, остается неподъемным грузом. Страна все больше напоминает изможденного штангиста, который не в состоянии оторвать тяжелый снаряд от земли.

Корр: - Не похоже, чтобы этот атлет изнурял себя длительными тренировками. Скорее, речь идет о систематическом нарушении спортивного режима. Отечественная элита самозабвенно прожигает жизнь на дорогих альпийских курортах. Кажется, ей до России и дела нет?

С.К.: - Вы правы. Элита пребывает под кайфом вседозволенности. На рейсы в Монте-Карло билеты необходимо бронировать загодя. Дикие оргии, устраиваемые "сливками" общества во французском Куршавеле, давно стали притчей во языцех. Нужна серьезная перетряска, если не сказать, чистка элиты. Принцип простой: президенту нужны те, кто готов, засучив рукава, чистить государственные "авгиевы конюшни".

Обновленной элите следует вообще отказаться от сладкой жизни: забыть о Каннах, Ницце, дорогих зимних альпийских курортах. Даже с точки зрения морали негоже власти развлекаться и "наслаждаться жизнью", когда из-за ее управления чуть не половина населения оказалась за чертой бедности. В России огромные массы людей ведут просто полуголодный образ жизни.

Корр: - Сегодня многие говорят об одиночестве Путина: мол, президенту не на кого опереться, узкая оказалась скамейка запасных. Вы согласны с такой точкой зрения?

С.К.: - Конечно, нет. Элита во многом формируется лидером, в данном случае – президентом. Возьмите Петра I. Император, можно сказать, своими руками вылепил элиту, рекрутировал туда самых разных людей – от родовитого боярина Ромодановского до плебея Меньшикова.

Корр: - Выходит, сегодня Владимиру Путину нужен этакий Петр Столыпин из числа победителей новой Госдумы?

С.К.: - Столыпин мог быть востребован как раз на обломках перестройки, чтобы из тех развалин вылепить обновленную экономику и государство. Сегодня на роль такого президентского соратника требуется, скорее, Александр Меньшиков. Вот ему-то Путин и должен поручить заняться "боярством": рубить им коррупционные бороды, укорачивать их местнические аппетиты, одевать их в мундиры модернизации. А заодно – создавать преданные "гвардейские полки" новой модернизации.

"Гвардейские полки" сразу в нескольких смыслах.

В непосредственно силовом – "станете перечить модернизации, врежем так, что мало не покажется".

В социальном – "мы разночинцы, связаны только с Петром, нас вы на свою сторону не перетянете, модернизация – наш классовый интерес".

В политическом и идеологическом – "верим в этот и именно в этот патриотизм".

Потешные полки Петра (из которых выросла гвардия семеновцев и преображенцев) были "гвардией" именно в этом смысле слова.

Без такой "гвардии" президент-модернизатор сам может в одночасье оказаться на политической обочине. Национальному лидеру необходимо окружение, не связанное накрепко с боярско-чиновничьей средой.

Конечно, большинству нынешней элиты безумно сложно отказаться от наркотика "избранности", встать в общий строй, переодеться в рабочую спецовку и подчинить себя достижению единой цели. На мой взгляд, наступает время революции сверху, время Петра. Но если президент не станет ничего менять, будет и дальше плыть на волне мнимых успехов, это неминуемо приведет к кораблекрушению.

Время неумолимо работает против власти. Ей отпущен короткий срок для того, чтобы начать перемены и не оказаться сметенной еще одним Февралем.

Беседу вели

Сергей ЗАВОРОТНЫЙ,

Алексей ПАНОВ




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)