Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

Лучше не столь дружественная Северная Корея, чем ядерная Япония
Автор(ы): С. Кургинян
Дата публикации: 16.10.2006
Источник: kreml.org
No:

Сергей Кургинян

Лучше не столь дружественная Северная Корея, чем ядерная Япония

Северная Корея провела ядерное испытание в районе Хвадэри в северо-восточной части страны. Сергей Кургинян, политолог, президент международного общественного фонда "Экспериментальный творческий центр" (Центр Кургиняна), комментирует это важное геополитическое событие.

- Насколько испытание ядерного оружия в Северной Корее может повлиять на геополитическую ситуацию?

- Повлиять это может самым серьезным образом. Северная Корея стремится стать ядерной державой с конца 50-х годов. Сначала она опиралась только на нас. Потом на нас и китайцев. Теперь гораздо больше на китайцев, чем на нас.

Добавьте к этому Пакистан. Создатель пакистанской атомной бомбы Абдул Кадыр Хан вначале был уличен в невероятно частых поездках в Северную Корею. А потом сам признался, что помогал Северной Корее сделать атомное оружие. Вопрос на засыпку: когда такое лицо раз за разом приезжает в одну и ту же страну с очевидными целями - этого никто не замечает? Данное лицо не находится под контролем своих спецслужб и спецслужб мира? Извините, так не бывает!

А раз так не бывает, то северокорейское ядерное оружие - это не личная инициатива северокорейского руководства. Это часть большой мировой игры. Те, кто в нее играют, решились сделать такой ход. Это значит, что они начинают, как минимум, новый тур. А как максимум - меняют правила игры.

Меня это беспокоит гораздо больше, нежели наличие новой ядерной державы у наших границ. Потому что держава сама по себе - дружественная. И сама по себе нам ничем не угрожает. Но в том-то и дело, что она не существует сама по себе. И это мало кто хочет понять.

Помимо этих стратегических беспокойств, есть и другие – "оперативно-стратегические". Еще в конце 70-х годов корейский диктатор Пак Чжон Хи в конфиденциальных беседах сообщал, что Южная Корея на 95% завершила создание атомной бомбы. Потом американцы убили диктатора. Вывернули руки Южной Корее и заставили ее отказаться от своего атомного проекта.

Что будет теперь? Южная Корея - сильная индустриальная страна. Сейчас - неизмеримо более сильная, чем в 70-е годы. По оценкам наших экспертов, ей нужно не более двух лет для того, чтобы создать атомное оружие.

Что дальше? Япония будет сосуществовать уже не только с ядерным Китаем, но и с двумя ядерными Кореями - и не создаст своего оружия? А Япония - это уже не просто сильная, а суперсильная индустриальная страна. И у нее есть проблемы, связанные с избытком процветания. Она может сделать новый индустриальный рывок только с опорой на гонку вооружений. Я никогда не поверю в окончательное японское миролюбие. Я просто слишком уважаю японцев. На одном высоком экспертном собрании официальный представитель Японии предупреждал в моем присутствии, что Россия может столкнуться с ядерной Японией в ближайшие годы. И это вызвало бурную реакцию присутствовавших.

Япония создаст ядерное оружие, а Германия нет? А если его создадут все, то, что такое новый мир? У нас не снят конфликт с Японией. И дело не только в Курилах. Японцы не могут нам простить, что они в 1941 году не вошли на нашу территорию, а мы на их территорию вошли в 1945-м. А что такое японское "не простить" - мы теперь знаем не понаслышке. Не кто-нибудь, а японский премьер-министр Синдзо Абэ официально заявил: "Этот ядерный взрыв не простим Северной Корее никогда". Это притом, что термин "не простим" никак не входит в дипломатический протокол. Но он очень японский.

Как вам нравится такой сценарий цепной реакции распространения ядерного оружия? Какая страна, входящая в ядерный клуб, согласится впустить еще кого-то, нарушив свои эксклюзивные возможности? Мы что, давали ядерное оружие Болгарии, Польше или ГДР в советскую эпоху? Мы свое оружие ставили на их территории, а не их потенциал наращивали до уровня ядерных держав. Мы помогали Северной Корее, понимая, что это игра "вдолгую". Мы не лучшим образом играли с Китаем. Но все это было в рамках некоей логики, которой сейчас просто нет. Сейчас люди, называющие себя "державниками", аплодируют расширению ядерного клуба. Между тем, еще никто не знает, как развернется большая мировая игра. И на чьей стороне нам придется быть.

Не меньше, чем новым витком глобальной дестабилизации, запущенным северокорейскими действиями, я встревожен умонастроениями в нашей элите. В том числе - в декларативно державной элите.

- Как на это отреагируют США?

- Будет две реакции. Одна - стратегическая. Северная Корея будет оценена как прямая и явная угроза интересам США. И будут приниматься соответствующие меры. Машина этих мер будет заводиться очень медленно. Она будет пробуксовывать. Наталкиваться на политические препятствия. Но это не значит, что она не будет работать.

Другая реакция будет тактической. Тактическая - не значит второстепенная. Тактическая реакция может даже возобладать. Суть ее в том, что любые региональные неприятности уже надо подчинять выборным интересам. Если для успеха выборов надо остро реагировать - значит, надо реагировать. Если для этого успеха надо утираться и улыбаться - значит, надо утираться и улыбаться.

Сказать, что тактическое и стратегическое не противоречат друг другу, я не могу. Конечно, противоречия будут. Очевидные и немалые. Но вряд ли они будут носить антагонистический характер. Тактическое и стратегическое будут находиться не в гармонии, а, так сказать, в противоречивом единстве.

- Какую позицию, на Ваш взгляд, должна занять Россия?

- России нельзя терять дружественность Северной Кореи. Напротив, эту дружественность надо только наращивать. Но Россия одновременно заинтересована в том, чтобы не допустить цепную реакцию ядерного распространения, запускаемую северокорейскими демаршами. Как сочетать одно с другим?

Нет ли тут, опять-таки, антагонистического противоречия? Мне кажется, что его нет. Что можно решить задачу ядерного нераспространения и укрепить (а не только сохранить) дружественность. Ну, а если нельзя: Лучше не столь дружественная Северная Корея, чем ядерная Япония.

Беседовала Лидия Витюхова




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)