Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

ИРАКСКАЯ СПЕЦДИПЛОМАТИЯ
Автор(ы): М. Подкопаева
Дата публикации: 12.03.1998
Источник: Газета "Завтра"
No: 10 (223)

* * *

23 февраля — во время визита Кофи Аннана в Багдад Ирак подписал соглашение о возобновлении сотрудничества со спецкомиссией ООН по разоружению и допуске ее на "президентские объекты".

26 февраля — руководителем спецкомиссии стал бывший посол Шри-Ланки в ООН Дж.Джанапала. Е.Примаков считает, что разрешение кризиса — это заслуга мирового сообщества.

2 марта — Сенаторы США призвали Клинтона начать кампанию за отстранение от власти Саддама Хусейна и объявить это своей целью.

* * *

Кажется, после соглашения, заключенного Кофи Аннаном в Багдаде, в условно "иракском кризисе", который безусловно нельзя считать кризисом частным, наступило полузатишье. Во всяком случае Соединенные Штаты взяли тайм-аут, хотя и не убрав из Залива заготовленных для удара по Ираку войск. И все-таки один из острых этапов кризиса завершен, а новый еще только обещает начаться. И до начала нового старта стоит оглядеться и попытаться хотя бы расплывчато определить, что за компания участвует в забеге, каковы его условия, кто судья, кто тренер, где фавориты, и что думает спорткомитет. Расплывчато? Да, конечно, расплывчато! Ибо — признаем очевидное — определить подобное контрастно и четко в большой политике попросту невозможно.

Завершившийся иракский "забег" многое показал. Прежде всего то, что в ходе конфликта с требованиями в адрес иракского руководства открыть комиссии ООН доступ на президентские объекты в Ираке (для обысков) и угрозами США и Великобритании нанести бомбовые удары в случае невыполнения этих требований — цели всей этой шумной международной кампании существенно изменились.

В течение долгого времени как цель удара по Ираку заявлялось уничтожение точек производства и хранения массового поражения (ОМП). Этот мотив изначально был сомнителен, поскольку всем было ясно, что сколь угодно точный удар не уничтожит всех запасов, а то, что будет уничтожено, унесет с собой жизни тысяч иракцев, скольких-то американцев и непременно часть населения соседей Ирака. И не только соседей, так как ядовитые облака неизбежно будут распространяться отнюдь не в рамках региональных границ.

Окончательно же смысл силовой акции был уничтожен еще более многообещающим доводом, причем в самих США. В февральском докладе палаты представителей конгресса США было заявлено со ссылкой на данные американской, немецкой и израильской разведок, что часть своих арсеналов ОМП Ирак давно перевел в африканские страны. Что в апреле 1991 года заместитель премьер-министра Ирака Тарик Азиз договорился с президентом Судана о передаче на хранение 400 ракет "Скад", химических вооружений и свыше 12 кг обогащенного урана. Что три года назад Ирак отправил в Ливию часть своих ядерных арсеналов. Кроме того, часть оружия передана Алжиру.

А это уже, безусловно, можно считать крупной заявкой на перспективу. И заявка эта уже начала озвучиваться министром иностранных дел Турции Исмаилом Джемом, который заявил, что для урегулирования кризиса "уничтожения только иракского оружия массового поражения недостаточно", и необходимо ликвидировать все такое оружие на Ближнем Востоке. Но хватит ли у ООН комиссий, чтобы подряд обыскивать страны Африки и Ближнего Востока, а у США — флотов, чтобы заставить все эти далеко не вежливые страны пройти эту унизительную процедуру?

Сложившаяся ситуация — яркий знак исчерпания как-то еще державшегося на плаву в последние годы миропорядка. Затяжной, тупиковый иракский кризис, не разрешившись, этой неразрешенностью как бы намекает на свое расширенное "самовоспроизводство". А этакие намеки, в свою очередь, ставят вопрос о крупномасштабной провокационности всего происходящего вокруг Залива. Нельзя не признать, что тон задает сам Саддам Хусейн, бесконечные "смены настроения" которого в отношении допуска комиссии на объекты — вполне сознательная игра в наращивание неопределенности. Успех подобной игры не может не быть расценен как яркая демонстрация истинной цены тому, что пышно именуется "мировым" или "цивилизованным" сообществом. Хорошо сообщество, которое держит в напряжении один действительно волевой и далеко не либеральный национальный лидер.

Правда, в деле нагнетания провокативности (она же — "неопределенность") Саддам отнюдь не белая ворона. Тем более, что те же США в эпоху ирано-иракской войны сильно помогли его становлению. Ведь договор о передаче части иракского ОМП Судану состоялся в 1991 году, то есть семь лет назад! Неужели в США ухитрились знать о точном местонахождении хранения оружия на территории Ирака, но не знали при этом о договоре с Суданом? Или знали, но все равно угрожали бомбежками, выдавливая убийственное оружие в начиненный экстремизмом Судан?

Провокационная манипуляция фактами вообще характерна для нынешней иракской кампании. Еще один пример — статья главы комиссии ООН по разоружению Ирака Ричарда Батлера в "Нью-Йорк таймс", где он утверждал, что Ирак оснащает бактериологическим оружием ракетные боеголовки, что эти ракеты в состоянии разрушить Тель-Авив, и все это — повод для дополнительных санкций. Вдобавок Батлер привел данные о вооружениях Ирака, которые вообще не фигурировали в его докладах СБ ООН.

Естественно, в Израиле столь устрашающее высказывание официального лица в столь ответственный момент произвело эффект уже разорвавшейся ракеты с бактериологической боеголовкой (видимо, начиненной вирусом политической паники?) А по достижении нужной температуры и после требований СБ ООН объяснений — Батлер как ни в чем не бывало заявил, что он вовсе не имел ввиду, что Ирак ударит по Израилю, а сказал — "например, по Тель-Авиву". А в это время ВС США уже накапливались в Заливе, а Великобритания уже как бы и подыскивала вооруженных союзников для коалиции по всему миру.

Что же касается данных об иракском ОМП, переданных Батлером в печать и не переданных в СБ ООН, то об этом явлении вообще следует сказать отдельно. Оно из того же разряда, что и факты о передаче ОМП Ираком на хранение в африканские страны и строительстве иракцами в Судане химического завода, опубликованные с подачи удивительно единодушных ЦРУ, Моссада и БНД. В том же ряду и запуск всего нынешнего конфликта вокруг иракских президентских объектов осенью прошлого года, когда требование об ужесточении проверок Ирака основывалось на новых разведданных о незакрытом иракском досье по ОМП. Таким образом, отбираемые и в нужный момент запускаемые разведданные, начиная с сентября прошлого года, являются топливом, которое подбрасывают в костер конфликта. Но поскольку греться на этом костре вроде некому и незачем (кроме самого Саддама Хусейна), то возникает гипотеза о том, что на костре — невидимый миру котелок с непонятным супом, который очень надо доварить, что без поддержки огня в костре попросту невозможно.

Об этом дополнительно свидетельствует то, что характер дров... То есть, прошу прощения, источников сенсационной информации отнюдь не скрывается. А это в сумме переводит весь конфликт вокруг залива из разряда международных политических кризисов в разряд международных спецситуаций, где такие столь разные разведсистемы, как ЦРУ, Моссад и БНД, вдруг решающе выступают в союзе. И запоздалый доклад в конгрессе о передаче ОМП в Африку, и опубликованные Батлером в обход СБ ООН данные — демонстрируют, что и ООН, и конгресс не до конца компетентны, принимая решения во всех этих роковых обстоятельствах, а истинный держатель компетентности находится чуть поодаль.

Особо шокирующим образом эту спецкартину дополняет обнаженно-публичное обсуждение спецакций, спецмотивов, а также спецсценариев на будущее, в котором соревнуются высокопоставленные лица США и Великобритании. Здесь главную роль играет четвертый член разведсообщества — британская МИ-6, с подачи которой нынешний иракский кризис публично (!) объявлен результатом неудавшейся спецакции.

Итак, пишет "Индепендент", причиной всему был провалившийся летом 1996 года заговор, который готовили ЦРУ и МИ-6 для свержения Саддама. Именно эта неудача спровоцировала его на жесткие действия, приведшие в нынешнему кризису вокруг Ирака. К операции была привлечена лондонская группировка иракской оппозиции, которая затем из столицы Иордании начала вербовку иракских офицеров. Однако заговор был раскрыт, за ним последовали аресты и расстрелы в Ираке. "Индепендент" заключает: эта неудача стала поворотным моментом в поведении Саддама Хусейна. Именно после этого он и направил войска в Иракский Курдистан, начав нынешнюю конфронтационную эпопею.

Начать-то он ее начал... А дальше что? Нарастить неопределенность — это полдела. А вот снимать-то ее кто и как будет? Версия спецслужб почти не оставляет сомнений. Поскольку уже не все ОМП находится в Ираке, то удар по Ираку не приведет к его уничтожению (даже если бы и мог), как не приведет к нему и соглашение, подписанное Аннаном. Значит, нужно метить в корень зла и уничтожить самого Хусейна. Как его низвергнуть? Введением войск? О нет! Жертвы среди мирного населения, нежелательные потери союзников! И в Вашингтоне, и в Лондоне сходятся опять-таки на необходимости спецакции, о чем постоянно и в открытую говорят в США. То есть речь идет о необходимости довести до конца переворот, не удавшийся летом 1996 года. Но тогда при чем здесь "мировое сообщество", "международные отношения", "урегулирование" и прочие "отжившие формулы"?

"Нью-Йорк таймс" объявляет, что ЦРУ срочно готовит на подпись Клинтону план свержения Саддама Хусейна. Бывший директор ЦРУ Джон Дейч в газете (!) во всеуслышанье заявляет о необходимости путча: "Если Вашингтон готов публично взять на себя задачу свержения Саддама, то он должен публично объявить о намерении сформировать и профинансировать новую диссидентскую группу в Ираке. Он должен официально разрешить тайную (!) операцию, необходимую для осуществления цели".

К той же мысли о необходимости убийства или на худой конец изгнания Хусейна приходят публично сенатор Джон Маккейн, бывший помощник госсекретаря Ричард Перл и многие другие. Мировая печать с увлечением обсуждает возможные детали будущей "тайной" операции: передача иракской оппозиции заблокированных в западных банках иракских капиталов, вход в Ирак с территории Иордании (одновременно с британскими и американскими войсками) иракской оппозиции и захват города Рутба на юго-западе страны, создание там "правительства национального спасения", объединение всех антисаддамовских сил для похода на Багдад. К этим мерам еще один бывший директор ЦРУ, Джеймс Вулси добавляет с полной серьезностью рекомендацию: помимо ударов по Ираку с воздуха (что обязательно), нужно распространить зону, закрытую для полетов иракской авиации, на всю территорию страны.

Оставим в стороне даже правомочность и эффективность описываемых шагов. И спросим себя — зачем такое превращение спецмероприятий в шоу, обсуждаемое открытой печатью? В стриптиз на глазах мировой общественности? Или же (говоря профессиональным языком) зачем такая "засветка"? При этом надо отметить, что традиционная международная дипломатия, связанная с иракским вопросом, столь же, скажем так, "супердекольтирована", как и специальная. Первоначальное решительное нежелание европейских стран поддерживать военной силой США и Великобританию во время возможного удара по Ираку оказалось сильно подорвано увязыванием этой поддержки с проблемой НАТО. Как заявил сенатор-республиканец Джон Уорнер, "не следует обольщаться — между решениями, которые будут приняты в ближайшие недели по Ираку, и поддержкой Соединенными Штатами НАТО существует прямая связь". "Гардиан" пишет о предупреждениях, делаемых республиканцами: Босния и Персидский залив тесно связаны между собой. Выбирайте — участие в военных решениях США и Великобритании на Ближнем Востоке или нестабильность в Европе! Вот так! Политика круговой поруки... Не удивителен тот жар, с которым европейские члены ООН встречали вернувшегося из Багдада с подписанным документом Кофи Аннана.

Не менее откровенно преподносится в "Уолл-стрит джорнэл" суть надежд США на Иран. Автор рассуждает: если не удастся отстранить от власти Хусейна при помощи союзников, то можно сделать то же при помощи Ирана. Иран пытается завязать отношения с США, "ему нужен лишь легкий кивок". А поскольку против Ирана применялось иракское химическое оружие, то военные действия Ирана могли бы стать просто "результатом срабатывания инстинкта выживания". Необыкновенная "правдивость", с которой ведутся попытки "спасти лицо" за счет срабатывания чужого инстинкта выживания, по-видимому, не осталась незамеченной в Иране, который немедленно и в резкой форме заявил о своем категорическом нежелании как-либо участвовать в военных действиях против Ирака.

Россия, положившая много сил на урегулирование в традиционном, старомодно-добропорядочном понимании этого процесса, в очередной раз получила в свой адрес не только все эпитеты насчет "лечения ее уязвленного самолюбия путем навязывания своей роли миротворца в Ираке", но и нечто еще более любезное в "Вашингтон пост": "Если она будет продолжать играть на публику в связи с проблемой Ирака, она поставит под угрозу свои позиции не только в глазах американских законодателей, но и в глазах инвесторов".

Как ни быстро мы "цивилизуемся", но этот новый стиль предельной "раскрепощенности" в международно принятых выражениях все еще не освоен. Евгений Примаков по старинке соблюдает правила и настаивает на том, что смягчение угрозы военного решения — это результат настойчивых усилий пресловутого мирового сообщества, представленного ООН. А вокруг давно и широко обсуждают действенность запрещенных приемов. И именно кризис вокруг Ирака показывает, что стиль международной жизни сильно изменился за последние годы и все больше напоминает рэкет. Где же та грань, за которой "мировое сообщество" начнет приобретать черты "мировой шайки"? И есть ли повар, варящий подобный суп на таком костре?... Прошу прощения — генеральный разработчик у такого рода спецакции?




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)