* * *
23 февраля во время
визита Кофи Аннана в Багдад Ирак подписал соглашение о возобновлении
сотрудничества со спецкомиссией ООН по разоружению и допуске ее на
"президентские объекты".
26 февраля руководителем
спецкомиссии стал бывший посол Шри-Ланки в ООН Дж.Джанапала. Е.Примаков
считает, что разрешение кризиса это заслуга мирового сообщества.
2 марта Сенаторы США
призвали Клинтона начать кампанию за отстранение от власти Саддама Хусейна и
объявить это своей целью.
* * *
Кажется, после соглашения, заключенного
Кофи Аннаном в Багдаде, в условно "иракском кризисе", который
безусловно нельзя считать кризисом частным, наступило полузатишье. Во всяком
случае Соединенные Штаты взяли тайм-аут, хотя и не убрав из Залива
заготовленных для удара по Ираку войск. И все-таки один из острых этапов
кризиса завершен, а новый еще только обещает начаться. И до начала нового
старта стоит оглядеться и попытаться хотя бы расплывчато определить, что за
компания участвует в забеге, каковы его условия, кто судья, кто тренер, где
фавориты, и что думает спорткомитет. Расплывчато? Да, конечно, расплывчато! Ибо признаем очевидное определить подобное контрастно и четко в большой
политике попросту невозможно.
Завершившийся иракский "забег"
многое показал. Прежде всего то, что в ходе конфликта с требованиями в адрес
иракского руководства открыть комиссии ООН доступ на президентские объекты в
Ираке (для обысков) и угрозами США и Великобритании нанести бомбовые удары в
случае невыполнения этих требований цели всей этой шумной международной
кампании существенно изменились.
В течение долгого времени как цель удара по
Ираку заявлялось уничтожение точек производства и хранения массового поражения
(ОМП). Этот мотив изначально был сомнителен, поскольку всем было ясно, что
сколь угодно точный удар не уничтожит всех запасов, а то, что будет уничтожено,
унесет с собой жизни тысяч иракцев, скольких-то американцев и непременно часть
населения соседей Ирака. И не только соседей, так как ядовитые облака неизбежно
будут распространяться отнюдь не в рамках региональных границ.
Окончательно же смысл силовой акции был
уничтожен еще более многообещающим доводом, причем в самих США. В февральском
докладе палаты представителей конгресса США было заявлено со ссылкой на данные
американской, немецкой и израильской разведок, что часть своих арсеналов ОМП
Ирак давно перевел в африканские страны. Что в апреле 1991 года заместитель
премьер-министра Ирака Тарик Азиз договорился с президентом Судана о передаче
на хранение 400 ракет "Скад", химических вооружений и свыше 12 кг
обогащенного урана. Что три года назад Ирак отправил в Ливию часть своих
ядерных арсеналов. Кроме того, часть оружия передана Алжиру.
А это уже, безусловно, можно считать
крупной заявкой на перспективу. И заявка эта уже начала озвучиваться министром
иностранных дел Турции Исмаилом Джемом, который заявил, что для урегулирования
кризиса "уничтожения только иракского оружия массового поражения
недостаточно", и необходимо ликвидировать все такое оружие на Ближнем
Востоке. Но хватит ли у ООН комиссий, чтобы подряд обыскивать страны Африки и
Ближнего Востока, а у США флотов, чтобы заставить все эти далеко не вежливые
страны пройти эту унизительную процедуру?
Сложившаяся ситуация яркий знак
исчерпания как-то еще державшегося на плаву в последние годы миропорядка.
Затяжной, тупиковый иракский кризис, не разрешившись, этой неразрешенностью как
бы намекает на свое расширенное "самовоспроизводство". А этакие
намеки, в свою очередь, ставят вопрос о крупномасштабной провокационности всего
происходящего вокруг Залива. Нельзя не признать, что тон задает сам Саддам
Хусейн, бесконечные "смены настроения" которого в отношении допуска
комиссии на объекты вполне сознательная игра в наращивание неопределенности.
Успех подобной игры не может не быть расценен как яркая демонстрация истинной
цены тому, что пышно именуется "мировым" или
"цивилизованным" сообществом. Хорошо сообщество, которое держит в
напряжении один действительно волевой и далеко не либеральный национальный
лидер.
Правда, в деле нагнетания провокативности
(она же "неопределенность") Саддам отнюдь не белая ворона. Тем
более, что те же США в эпоху ирано-иракской войны сильно помогли его
становлению. Ведь договор о передаче части иракского ОМП Судану состоялся в
1991 году, то есть семь лет назад! Неужели в США ухитрились знать о точном
местонахождении хранения оружия на территории Ирака, но не знали при этом о
договоре с Суданом? Или знали, но все равно угрожали бомбежками, выдавливая убийственное
оружие в начиненный экстремизмом Судан?
Провокационная манипуляция фактами вообще
характерна для нынешней иракской кампании. Еще один пример статья главы
комиссии ООН по разоружению Ирака Ричарда Батлера в "Нью-Йорк таймс",
где он утверждал, что Ирак оснащает бактериологическим оружием ракетные
боеголовки, что эти ракеты в состоянии разрушить Тель-Авив, и все это повод
для дополнительных санкций. Вдобавок Батлер привел данные о вооружениях Ирака,
которые вообще не фигурировали в его докладах СБ ООН.
Естественно, в Израиле столь устрашающее
высказывание официального лица в столь ответственный момент произвело эффект
уже разорвавшейся ракеты с бактериологической боеголовкой (видимо, начиненной
вирусом политической паники?) А по достижении нужной температуры и после
требований СБ ООН объяснений Батлер как ни в чем не бывало заявил, что он
вовсе не имел ввиду, что Ирак ударит по Израилю, а сказал "например, по
Тель-Авиву". А в это время ВС США уже накапливались в Заливе, а Великобритания
уже как бы и подыскивала вооруженных союзников для коалиции по всему миру.
Что же касается данных об иракском ОМП,
переданных Батлером в печать и не переданных в СБ ООН, то об этом явлении
вообще следует сказать отдельно. Оно из того же разряда, что и факты о передаче
ОМП Ираком на хранение в африканские страны и строительстве иракцами в Судане
химического завода, опубликованные с подачи удивительно единодушных ЦРУ,
Моссада и БНД. В том же ряду и запуск всего нынешнего конфликта вокруг иракских
президентских объектов осенью прошлого года, когда требование об ужесточении
проверок Ирака основывалось на новых разведданных о незакрытом иракском досье
по ОМП. Таким образом, отбираемые и в нужный момент запускаемые разведданные,
начиная с сентября прошлого года, являются топливом, которое подбрасывают в
костер конфликта. Но поскольку греться на этом костре вроде некому и незачем
(кроме самого Саддама Хусейна), то возникает гипотеза о том, что на костре невидимый миру котелок с непонятным супом, который очень надо доварить, что без
поддержки огня в костре попросту невозможно.
Об этом дополнительно свидетельствует то,
что характер дров... То есть, прошу прощения, источников сенсационной
информации отнюдь не скрывается. А это в сумме переводит весь конфликт вокруг
залива из разряда международных политических кризисов в разряд международных
спецситуаций, где такие столь разные разведсистемы, как ЦРУ, Моссад и БНД,
вдруг решающе выступают в союзе. И запоздалый доклад в конгрессе о передаче ОМП
в Африку, и опубликованные Батлером в обход СБ ООН данные демонстрируют, что
и ООН, и конгресс не до конца компетентны, принимая решения во всех этих
роковых обстоятельствах, а истинный держатель компетентности находится чуть
поодаль.
Особо шокирующим образом эту спецкартину
дополняет обнаженно-публичное обсуждение спецакций, спецмотивов, а также
спецсценариев на будущее, в котором соревнуются высокопоставленные лица США и
Великобритании. Здесь главную роль играет четвертый член разведсообщества британская МИ-6, с подачи которой нынешний иракский кризис публично (!)
объявлен результатом неудавшейся спецакции.
Итак, пишет "Индепендент",
причиной всему был провалившийся летом 1996 года заговор, который готовили ЦРУ
и МИ-6 для свержения Саддама. Именно эта неудача спровоцировала его на жесткие
действия, приведшие в нынешнему кризису вокруг Ирака. К операции была
привлечена лондонская группировка иракской оппозиции, которая затем из столицы
Иордании начала вербовку иракских офицеров. Однако заговор был раскрыт, за ним
последовали аресты и расстрелы в Ираке. "Индепендент" заключает: эта
неудача стала поворотным моментом в поведении Саддама Хусейна. Именно после
этого он и направил войска в Иракский Курдистан, начав нынешнюю
конфронтационную эпопею.
Начать-то он ее начал... А дальше что?
Нарастить неопределенность это полдела. А вот снимать-то ее кто и как будет?
Версия спецслужб почти не оставляет сомнений. Поскольку уже не все ОМП
находится в Ираке, то удар по Ираку не приведет к его уничтожению (даже если бы
и мог), как не приведет к нему и соглашение, подписанное Аннаном. Значит, нужно
метить в корень зла и уничтожить самого Хусейна. Как его низвергнуть? Введением
войск? О нет! Жертвы среди мирного населения, нежелательные потери союзников! И
в Вашингтоне, и в Лондоне сходятся опять-таки на необходимости спецакции, о чем
постоянно и в открытую говорят в США. То есть речь идет о необходимости довести
до конца переворот, не удавшийся летом 1996 года. Но тогда при чем здесь
"мировое сообщество", "международные отношения", "урегулирование"
и прочие "отжившие формулы"?
"Нью-Йорк таймс" объявляет, что
ЦРУ срочно готовит на подпись Клинтону план свержения Саддама Хусейна. Бывший
директор ЦРУ Джон Дейч в газете (!) во всеуслышанье заявляет о необходимости
путча: "Если Вашингтон готов публично взять на себя задачу свержения
Саддама, то он должен публично объявить о намерении сформировать и
профинансировать новую диссидентскую группу в Ираке. Он должен официально
разрешить тайную (!) операцию, необходимую для осуществления цели".
К той же мысли о необходимости убийства или
на худой конец изгнания Хусейна приходят публично сенатор Джон Маккейн, бывший
помощник госсекретаря Ричард Перл и многие другие. Мировая печать с увлечением
обсуждает возможные детали будущей "тайной" операции: передача иракской
оппозиции заблокированных в западных банках иракских капиталов, вход в Ирак с
территории Иордании (одновременно с британскими и американскими войсками)
иракской оппозиции и захват города Рутба на юго-западе страны, создание там
"правительства национального спасения", объединение всех
антисаддамовских сил для похода на Багдад. К этим мерам еще один бывший
директор ЦРУ, Джеймс Вулси добавляет с полной серьезностью рекомендацию: помимо
ударов по Ираку с воздуха (что обязательно), нужно распространить зону, закрытую
для полетов иракской авиации, на всю территорию страны.
Оставим в стороне даже правомочность и
эффективность описываемых шагов. И спросим себя зачем такое превращение
спецмероприятий в шоу, обсуждаемое открытой печатью? В стриптиз на глазах
мировой общественности? Или же (говоря профессиональным языком) зачем такая
"засветка"? При этом надо отметить, что традиционная международная
дипломатия, связанная с иракским вопросом, столь же, скажем так,
"супердекольтирована", как и специальная. Первоначальное решительное
нежелание европейских стран поддерживать военной силой США и Великобританию во
время возможного удара по Ираку оказалось сильно подорвано увязыванием этой
поддержки с проблемой НАТО. Как заявил сенатор-республиканец Джон Уорнер,
"не следует обольщаться между решениями, которые будут приняты в
ближайшие недели по Ираку, и поддержкой Соединенными Штатами НАТО существует
прямая связь". "Гардиан" пишет о предупреждениях, делаемых
республиканцами: Босния и Персидский залив тесно связаны между собой. Выбирайте участие в военных решениях США и Великобритании на Ближнем Востоке или
нестабильность в Европе! Вот так! Политика круговой поруки... Не удивителен тот
жар, с которым европейские члены ООН встречали вернувшегося из Багдада с
подписанным документом Кофи Аннана.
Не менее откровенно преподносится в
"Уолл-стрит джорнэл" суть надежд США на Иран. Автор рассуждает: если
не удастся отстранить от власти Хусейна при помощи союзников, то можно сделать
то же при помощи Ирана. Иран пытается завязать отношения с США, "ему нужен
лишь легкий кивок". А поскольку против Ирана применялось иракское
химическое оружие, то военные действия Ирана могли бы стать просто
"результатом срабатывания инстинкта выживания". Необыкновенная
"правдивость", с которой ведутся попытки "спасти лицо" за
счет срабатывания чужого инстинкта выживания, по-видимому, не осталась
незамеченной в Иране, который немедленно и в резкой форме заявил о своем
категорическом нежелании как-либо участвовать в военных действиях против Ирака.
Россия, положившая много сил на
урегулирование в традиционном, старомодно-добропорядочном понимании этого
процесса, в очередной раз получила в свой адрес не только все эпитеты насчет
"лечения ее уязвленного самолюбия путем навязывания своей роли миротворца
в Ираке", но и нечто еще более любезное в "Вашингтон пост":
"Если она будет продолжать играть на публику в связи с проблемой Ирака,
она поставит под угрозу свои позиции не только в глазах американских
законодателей, но и в глазах инвесторов".
Как ни быстро мы "цивилизуемся",
но этот новый стиль предельной "раскрепощенности" в международно
принятых выражениях все еще не освоен. Евгений Примаков по старинке соблюдает
правила и настаивает на том, что смягчение угрозы военного решения это
результат настойчивых усилий пресловутого мирового сообщества, представленного
ООН. А вокруг давно и широко обсуждают действенность запрещенных приемов. И
именно кризис вокруг Ирака показывает, что стиль международной жизни сильно
изменился за последние годы и все больше напоминает рэкет. Где же та грань, за
которой "мировое сообщество" начнет приобретать черты "мировой
шайки"? И есть ли повар, варящий подобный суп на таком костре?... Прошу
прощения генеральный разработчик у такого рода спецакции?