Дата публикации: 04.04.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 14(70) |
Анализируя итоги диалога президента с руководителями субъектов
Федерации, нельзя не вспомнить 1991 год, когда демократическая
печать с издевкой писала: "Лидеры союзных республик говорили много
и горячо. Президент СССР говорил еще больше. Но наиболее
красноречиво молчало то пустое кресло, которое предназначалось для
отсутствующего Бориса Ельцина". Видимо, теперь мы на пороге
сходного процесса, но уже применительно к Российской Федерации.
События в Чечне сделали региональных лидеров более
осмотрительными. Но содержание их политики не изменилось. И
чебоксарский процесс, как говорится, пошел. Главные действующие
лица этого процесса говорят о своей позиции так сказать
апофатически. через молчание и неучастие. При этом они
предоставляют менее весомым и менее масштабным политикам типа Н.
Федорова озвучивать их позицию, беря на себя весь политический
риск. Сами же они просто отсутствуют, не делая никаких заявлений.
Впрочем, и прямых заявлений вызывающего характера предостаточно.
Взять хотя бы выступление по ТВ Ю. Спиридонова.
Там многое сказано. Как на уровне текста, так и в подтексте. С
учетом всего этого, с учетом назревающего неблагополучия на южных
границах СНГ (смотри неслучайное заявление начальника ФПГ РФ
генерал-полковника А. Николаева), с учетом фактически фактически
уже произошедшей капитуляции России в вопросе о Крыме, с учетом
назревающего неблагополучия в Приднестровье (крупный кредит
международных организаций Молдовы в сочетании с охлаждением России
к Приднестровью), с учетом эксцентричных выступлений авторитетеных
политиков в поддержку своих недавних противников (Хасбулатов о
Джохаре Дудаеве), с учетом странного диалога официальных лиц с
находящимся в розыске преступником, как мы должны оценивать
предварительные итоги Чечни? Только как нарастающий разрыв между
собственно военным (запоздало победоносным) и главным,
политическим результатом, который глубоко негативен.
Если в итоге Россия получит в довесок к сомнительному военному
успеху на южной границе:
- усиление скрытого сепаратизма по всей территории,
- снятие теперь уже и де-факто претензии на исконно русские
земли (и прежде всего на невероятно важный для России Крым),
- необходимость "сдать" своих союзников в суверенных
государствах, исходя из идеи, что каждый суверен будет давить
своих мятежников с использованием российских потенциалов, и
невзирая на "российские интересы" (поведение Сосковца), то каков
же будет баланс издержек и приобретений в результате мероприятий в
Чечне?
Угроза дезинтеграции России не ликвидирована, сколь бы не
пытались в этом нас убедить аналитики президента. Анализ текущих
событий показывает, что очаговая нестабильность внутри РФ и
возможность формирования ряда горячих точек по ближней периферии
все еще остаются угрозой номер один для большей части государства
и общества. Такая угроза может быть названа угрозой "балканизации"
бывшего СССР. Остается мрачное предположение , что некое
меньшинство, включающее часть суверенных политических элитариев,
не видят в этом угрозы, а напротив воспринимают это как некий
политический шанс.
|