Дата публикации: 11.04.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 15 (71) |
Вновь, вторично за последние 6 месяцев прорывным оказывается
Каламхубское направление. Боевые действия в этом районе
перекрывают единственную дорогу, ведущую с юга в северном
направлении через Душанбе, через Ходжент на Узбекистан( на границе
которого сохраняется жесткий режим). Это единственная дорога,
которая связывает большинство значимых районов Таджикистана,
проходя через столицу. Без нее, республика перестает быть таковой
и распадается на несвязанные между собой районы оказывающиеся в
одиночестве. Концентрация вооруженных формирований оппозиции и
проведение операции там, демонстрирует уже начавшееся движение на
уничтожение Душанбе, как административного центра государства.
Второй, значимый фактор, значительно выходящий за рамки
внутритаджикской политики это увеличение числа казахов при
потерях среди пограничников. Убитые из числа казахского
контингента фигурировали и во время зимнего обострения. Эта
повторяющаяся подударность казахов ставит вопрос о роли Казахстана
при разворачивании таджикского конфликта и о позиции в этом
вопросе Н.Назарбаева, который выразил соболезнование семьям
погибших в Таджикистане и направил Рахмонову обращение с
выражением поддержки.
По ряду причин Казахстан остается единственным
внутрирегиональным союзником Таджикистана, поскольку, с одной
стороны, казахский народ в отношениях с таджиками не имеет того
неизменно-векового конфликта, который имеют, например, узбеки.
Вспомним хотя бы нагнетаемый узбеко-таджикский спор за районы
Самарканда и Бухары, постоянно провозглашаемые лозунги тюрко-
таджикской этнической розни и очевидную холодность узбеко-
таджикских отношений в последние годы. Казахстан не имеет всего
этого конфликтного шлейфа противоречий.
С другой стороны, Казахстан из республик Средней Азии
наименее заинтересован в продвижении исламских сил экстремистского
типа по направлению к казахской границе, поскольку Казахстан
наименее исламизирован в регионе и не может этим сделать этот
фактор опорным в государственной политике. Именно для Казахстана,
выступавшего одним из инициаторов и гарантов реализации мягкой
модели тюркского единения в Средней Азии, крайне опасно прорывание
в существующий тип альянса предельно жесткой мощно-агрессивной
религиозной волны, построенной отнюдь не по суперэтническому
принципу. И потому прошедшие переговоры узбекского президента
И.Каримова с лидерами таджикской оппозиции с позиции посредника в
данном контексте могут прочитываться как знак узбеко-казахской
конкуренции в споре за роль региональной сверхдержавы в Средней
Азии. Хотя Каримова и невозможно причислить к исламо-
ориентированным лидерам, но одинаково значительный вес тюркских и
исламских сил в Узбекистане позволяет в случае их союза или хотя
бы минимального сохранения баланса сделать Каримова
безальтернативным региональным лидером. И несмотря на его жесткие
антиоппозиционные меры в самом Узбекистане, именно сейчас, после
его переговоров с таджикской оппозицией, роль миротворца-
посредника может оказаться значительным доводом во время
готовящегося референдума о продлении его полномочий.
Возрастание роли Каримова как соперника Назарбаева в
региональном лидерстве очевидно ставит казахского президента перед
необходимостью доопределить свое политическое лицо, тем более, что
готовящийся референдум о продлении его полномочий до 2000 года
должен склонять его к конкретным шагам в сторону неисламского и
русскоязычного населения и предъявления более русифицированно-
европеизированного портрета Казахстана. Заявленные Назарбаевым
инициативы по новой евро-азиатской интеграции заставят его более
определенно предъявлять себя как будущего объединителя, подкрепить
политические инициативы конкретными политическими решениями и
поставят вопрос о необходимом гаранте стабильности всего
среднеазиатского региона в целом.
Очевидно, что как новый виток войны в Таджикистане
непосредственно после миротворчества Каримова, так и нацеленность
акций исламской оппозиции в первую очередь на казахский контингент подрывают миротворческий имидж обоих лидеров и Каримова, и
Назарбаева. Ясно, что на переговорах в Ташкенте, Нью-Йорке и
Париже Ходжи-Акбар Тураджонзода исполняет по крайней мере не
однозначную роль и вовсе не намерен таскать своими руками каштаны
из огня и подавать их к столу переговоров Ислама Каримова. Для
Тураджонзода он не более чем попутчик. А Назарбаев очевидный
противник. Несомненно, что за масштабной фигурой Тураждонзода,
этого "зеленого мастера", стоят силы, не нуждающиеся в
стабильности в Центральной Азии и не слишком озабоченные
относительно мелочной конкуренцией за "игрушечное" лидерство в
этом регионе.
Регион поджигается ради успеха в большой игре. Против России?
|