Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

ВНОВЬ ОБ УГРОЗЕ С ЮГА
Автор(ы): М. Подкопаева
Дата публикации: 18.04.1995
Источник: Газета "Завтра"
No: 16 (72)

События в Таджикистане развиваются стремительно. Эта стремительность и определенная согласованность ряда политических шагов внутри России с развитием событий в зоне ее так называемого "южного подбрюшья" диктуют необходимость еще раз вернуться к таджикской (шире — исламской) теме и прокомментировать именно этот сюжет в политической жизни нашей страны.

Для осознания остроты положения на южной границе необходимо соотнести несколько аспектов таджикской темы. И помножить все это на внутрироссийскую ситуацию.

Итак, генерал Николаев называет весьма значительную цифру таджикских боевиков, уже сейчас готовых к летнему наступлению. Эта цифра — 4 тысячи человек — еще не внушает серьезной тревоги, но уже внушает серьезные опасения. Не так давно, прогнозируя возможный масштаб весеннего наступления, военные специалисты называли цифру в несколько сот боевиков. И не более того. Говоря об опытных специалистах, мы имеем в виду практиков, способных отслеживать ситуацию в ее динамике прямо на местах, практиков, имеющих объективную информацию, практиков, как бы и не способных к неверной оценке такого простого параметра, как количество боевиков, готовых дестабилизировать таджикскую ситуацию. Это значит — что ошибки не было. А было нечто другое. Стремительное изменение первоначальных планов, возникновение новых возможностей (денег, оружия, прямых указаний и пр.) в стабильно-нестабильном пространстве Афганистана. Но откуда эти изменения?

Здесь необходимо сопоставить стремительное назревание большого конфликта со следующим геополитическим обстоятельством.

Движение талибанов, очевидно спонсируемое Пакистаном и США, должно было взять Кабул. Однако этого взятия не произошло. Талибанов погнали на север, к границе Таджикистана. А Кабул остался в прежних руках. Такой разворот событий практически невозможен без изменения позиции одного из центров мировых сил. Этот центр вначале считал выгодным помочь Пакистану стабилизировать Афганистан, полагая, что ни Россия, ни Китай в ближайшее время не смогут или не захотят изменить в свою пользу геополитическое равновесие в Центральной Азии. А раз так, то почему не снять афганскую напряженность? Однако в последний момент, очевидно, произошло нечто непредвиденное. Что именно — об этом несколько позже. А пока отметим только, что талибанов повернули в сторону, их, как стало модным сейчас говорить, "просто кинули". Кто мог это сделать столь быстро и столь решительно? Только тот, кто породил само движение, знал его сильные и слабые стороны и в каком-то смысле просто руководил им. Но что могло побудить пакистанско-заокеанскую элиту так круто поменять свои решения в столь долго прорабатывавшемся вопросе?

Как мы видим, пакистано-американские отношения имеют тенденцию к потеплению. А пакистанский интерес, казалось бы, полностью базировался на успехе талибанов. Здесь возникает несколько "крамольный" вопрос: что есть эта демонстрация потепления, в ходе которой Пакистану обещают решение столь значимых для него военных вопросов? Не есть ли это потепление — просто расплата за необходимость неожиданно ущемить пакистански интерес в Центральной Азии в связи с некой ситуацией геополитического форс-мажора? Но если это так, то чем вызван сам этот форс-мажор?

Нам представляется, что немалое значение здесь имеет потепление российско-иранских отношений. Знаки этого потепления являет нам лицо каждой недели. Здесь и знаменитые ядерные реакторы, и поддержка Ирана Россией в нефтяном вопросе, и неподдержка Ираном Дудаева, и многое из того, что остается за кадром. Одновременно с этим опытные специалисты констатируют мягкие и неслучайные сдвиги в расстановке политических сил в пределах Афганистана. Считается, что эти сдвиги в конечном счете отвечают интересам Ахмад-Шаха Масуда, который все больше замыкает на себя контроль за потоками оружия в регионе. В итоге на геополитическом горизонте начинает просматриваться реальный альянс: Иран-Россия-проиранские силы в Афганистане-проирано- российский Таджикистан. Даже тень такого альянса вызывает у его противников судорожную реакцию. И неуспех талибанов становится понятным. Как, впрочем, и "возмещение геополитического ущерба" Пакистану, карт-бланшем в части вооружений. Стабильный Афганистан стал ненужен. Приоритет стремительно передан "стабильно- нестабильному" Таджикистану как источнику нестабильности в Средней Азии, как источнику гашения угрозы возвращения России в Среднюю Азию через Таджикистан. Да еще и какой России!

Но есть ли основания считать, что российско-таджикские отношения могут резко пойти в гору? Эксперты считают, что есть. И тогда многое "замыкается". К этому многому относится, в частности, заявление Рамазана Абдулатипова о необходимости срочного вывода российских войск из Таджикистана. Специалисты по российско- таджикским отношениям, зная их динамику, давно предсказывали, что при определенном развитии определенные силы поднимут тему "бессмысленной гибели российских парней в Таджикистане".

Сюда же подключается и спекуляция на скорби таджикских матерей, и действия определенным образом ориентированных политиков. Должны были быть включены и оказались включены ровно в надлежащий момент.

Ситуацию замыкает стремительная смена позиции Ислама Каримова. Не так давно — в 1992 году — именно Каримов, точно рассчитав все последствия, включил Узбекистан как силу, поддерживающую Рахмонова. Именно усилиями Узбекистана и России таджикская оппозиция оказалась разгромлена. Что делает теперь дальновидный и тонкий политик Каримов, столь круто поворачивая руль своей политики? А ведь специалистам известно, что он форсировал и время переговоров с таджикской оппозицией, и качество переговоров. Не исключено, что изменение позиции Дустума, который до последнего времени не меньше наших пограничников защищал нерушимость таджико-афганской границы, а теперь проявляет в этом вопросе гораздо меньшее рвение, увязано тем или иным образом с изменением позиции самого Ислама Каримова.

Такие совпадения не могут быть случайными. Здесь должны были сойтись и некие геополитические тревоги (информированный Каримов вряд ли тревожится зря), и некие, возможно, двусмысленные, посулы (обещания стратегических союзов, особой роли Узбекистана в регионе и т.д.).

Геополитическая трансформация центрально-азиатского макрорегиона развивается стремительно. И пока — достаточно управляемо. Но здесь важно учесть это "пока". Пока управляемое развитие очень быстро может стать абсолютно неуправляемым.




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)