Дата публикации: 09.05.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 19 (75) |
Важные вехи последних дней заявление Главкома сухопутных
войск РФ о формировании к 1 июня на Северном Кавказе новой
российской 58-й армии, а также подписание Ельциным (с поправками!)
принятого Госдумой Закона о военной службе. И то, и другое вряд
ли, с учетом последних высказываний Козырева и Грачева, вызовет шок
у западных военных экспертов. Им ясно, что в российских элитах уже
началось переосмысление мировой ситуации, и это вызывает ряд
преобразований военно-политического характера, включая трансформацию
комплекса Вооруженных Сил России.
В то же время стратегические проблемы военного строительства,
ставшие в последнее время предметом многочисленных и жарких
дискуссий в специальной литературе и средствах массовой информации,
по-прежнему практически не решаются.
Перечислим наиболее важные из них.
Во-первых, это состав, структура и обеспечение ядерных сил. Как
подчеркивал два года назад тогдашний минобороны США Дик Чейни,
"...стратегические перемены происходят всегда неожиданно и в течение
нескольких лет, если не меньше". В условиях сегодняшней политико-
экономической слабости России роль ядерных сил сдерживания в
обеспечении безопасности страны неизбежно возрастает.
Проблема выбора опоры на сухопутный (шахтный и мобильный) либо
морской (в основном подводные ядерные ракетоносцы) компоненты
ядерной триады в условиях острого недостатка финансирования,
морального и физического старения боеприпасов и носителей,
вписывания в рамки сокращений по международным договорам России вызывает острую борьбу за бюджет с применением запрещенных приемов
недобросовестных оценок и охаивания военной продукции конкурирующих
отраслей ВПК.
Невнятность и неопределенность концепций стратегии и тактики
применения вооруженных сил, нечеткость в описании возможных
сценариев угроз и типов боевых действий рождают полярные и наивные
представления о необходимом характере подготовки, оснащения и
вооружения армии: от сохранения в неизменности всей структуры и
нормативных требований бывшей советской армии до ее преобразования в
легковооруженные аэромобильные силы полицейского типа,
предназначенные для ликвидации локальных внутренних конфликтов и
антиправительственных выступлений.
Столь же подвешена и проблема управления совокупными
вооруженными силами. Обилие в нынешней России разнотипных военных и
военизированных формирований ведомственного подчинения (спецслужбы,
министерство чрезвычайных ситуаций и др.) рождает искушения
"прибрать к рукам" этот силовой ресурс для повышения властного
потенциала определенных элитных групп. Эта же, по сути, задача
решается и в длительной дискуссии о реформировании структуры
стратегического, оперативно-тактического и военно-технического
управления и планирования Вооруженных Сил, включая и идею
гражданского министерства обороны и разделения функций военного
строительства и оперативного управления между Минобороны и
Генштабом.
Наконец, нескончаемые споры вокруг проблемы комплектования
армии (призывное, контрактное, смешанное, срок службы, ограничения,
отсрочки и т.д.) ведутся в основном на эмоциональном уровне, без
доказательных количественных моделей и концептуального анализа,
окарикатуривают очень серьезный вопрос либо стенаниями о бедных
студентах и разрушении интеллектуального потенциала страны, либо
криками об опасности разоружения перед лицом внешних угроз.
Действительно, геополитическая реальность, возникшая после
разрушения Союза, и особенно последние изменения этой реальности за
счет старта процесса расширения НАТО, обострения отношений с
Украиной, войны в Чечне и роли в этой войне ряда тюркских и
исламских государств, диктуют России новые представления о
глобальных и региональных угрозах безопасности и новую стратегию
отражения этих угроз.
Явные сегодняшние угрозы в зоне Кавказа: встающая под сомнение
сеть военных баз в Грузии, протурецкая и временами отчетливо
антироссийская позиция Азербайджана, резкое снижение оперативно-
тактических возможностей российской части Черноморского флота и,
наконец, нарастающая неустойчивость ситуации на Северном Кавказе требуют присутствия в регионе мощного соединения. План создания
новой армии нормальное реагирование на проблему, правильное и
своевременное, но ситуативное, а потому недостаточное, равно как и
изменение призывного законодательства.
Начинать нужно все же со стратегической ориентации, и прежде
всего с выработки концепции государственных интересов и
государственной безопасности России. А для этого наши экономические,
хозяйственные, оборонно-промышленные, политические, военные элиты
должны перестать тянуть одеяло на себя путем лоббирования
предприятий, отраслей, родов войск, регионов и т.д., должны
поставить над всеми этими корпоративно-клановыми интересами цели
России и свою историческую ответственность перед ней.
|