Дата публикации: 11.07.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 28 (84) |
Мы уже обращали внимание на внезапную активизацию внешней
политики Пакистана в конце мая. Но только сейчас взрыв страстей и
внутри Пакистана, всколыхнувший дремавшие дотоле конфликты,
позволяет осознать истинный масштаб сдвигов в этом регионе регионе с эталонной значимостью на шкале мировой геостратегии.
Впечатляет именно широта сфер выявления, а также предельная
резкость каждого из них. Даже традиционный пакистано-индийский
конфликт поставил свой личный рекорд. Соревнование в параллельном
вооружении двух государств, сопровождаемое взаимным недовольством
и обвинениями, привело в последние декады к мощному наращиванию
вооруженных сил Пакистана на многих участках индийской границы,
где они расширяют сеть окопов и траншей, строят новые
фортификационные сооружения, создают склады оружия. Наряду с новым
витком напряженности в Кашмире, ознаменованным сожжением мечети
Чарар-и-Шариф, эти симптомы результат дипломатической активности
Пакистана, благодаря которой сенат США отменил поправку Пресслера
о непредоставлении Пакистану военной и экономической помощи.
Пакистан одновременно идет как в политическое наступление,
выдвигая на рассмотрение Организации Исламская конференция вопрос
о Кашмире, так и в наступление военное, проводя совместные военные
учения с Ираном.
Тем временем и внутрипакистанская обстановка предельно
обострена непрекращающимся кровопролитием в Карачи, важнейшем
геостратегическом пункте страны, где, наряду со строительством
выхода Каракорумского шоссе, планируется совместное ирано-
пакистанское строительство нефтеперерабатывающего завода. А
оппозиционные выступления мухаджиров (эмигрировавших в Пакистан
индийских мусульман), становятся поводом для повышения температуры
политической борьбы.
Правящей партии Беназир Бхутто, остающейся в рамках
общеисламской суннитской идеологии, но апеллирующей к интересам
модернизированной политической и военной элиты Пакистана, в этой
борьбе противостоит "исламская аристократия", объединенная в
партию Пакистанской мусульманской лиги и апеллирующая к
традиционализму ферганских узбеков Бабуридов, основавших индийскую
средневековую империю Великих Моголов. Элитные пакистанские роды,
считающие себя потомками Моголов, ставят в вину Бхутто ее
неспособность урегулировать конфликт в Карачи. Кстати, в
парламентскую ассамблею Карачи вошел брат Беназир Бхутто один из
главных ее политических противников. И хотя сами "традиционалисты"
яростно отрицают связь с мухаджирами, их единое противостояние
официальной политической линии Бхутто безусловный факт
внутрипакистанской политической жизни.
Это противостояние сопровождается процессом поисков союзников
в центральноазиатском исламском регионе, в том числе и в Средней
Азии, и знаками их культурно-историческиго сращивания через
усиление могольской темы. Так, индийский ученый передает в дар
Институту востоковедения Узбекистана 150 уникальных произведений о
периоде правления Бабура и его династии (Великих Моголов). А в
Индии именно сейчас подводятся итоги экспедиции, исследовавшей
сооружения, располагавшиеся во времена Великих Моголов вдоль
караванных путей, и нашедшей настенные рисунки одного из генералов
Бабура.
Похоже, все это признаки идеи собирания на новой основе всего
Центрально-азиатского макрорегиона. Практически такое собирание
может проводится в контексте весьма вероятного военно-
политического альянса афганского генерала (узбека по
национальности) Абдул Рашида Дустума и пакистанского движения
"Талибан". Политически такой альянс значительно облегчит
"пробивание" узбеко-пакистанского транспортно-энергетического
коридора через Афганистан, который был бы весьма желательным для
обеих сторон.
Начинается новый виток многовековой игры, направленной на
пробуждение самосознания Центральной Азии. Для этого воскрешается
не просто память о Великих Моголах, но и суть глобальной политики
древней империи великих завоевателей, меняющих лицо стран и
составы народов. И брезжит сумасшедшая надежда на новые походы
старыми путями и новые переделы старого наследства. Историческое и
политическое сознание древних народов, хранимое под спудом веков,
вдруг стремительно всплывает из глубины на поверхность большой
политики.
|