Дата публикации: 30.01.1996 Источник: Газета "Завтра" No: 5 (113) |
Возобновившиеся после перерыва межтаджикские переговоры
в Ашхабаде настоятельно необходимы всем участвующим
сторонам.
Власти в Душанбе давно стоят перед невозможностью
управления республикой, контролируемой разрозненными
отрядами боевиков, объединенной вооруженной оппозицией,
правительством и коллективными миротворческими силами.
Оппозиции грозит политическое проседание. Слишком уж
долго она находится вне закона, слишком сильна для ее
лидеров угроза превышения допустимой степени иностранной
протекции. Изматывание правительственных сил обстрелами и
терактами тоже имеет свою оборотную сторону, взращивая
неуправляемые группировки, живущие войной. Слишком много
таджиков за афганской границей ждет возвращения. Слишком
много в регионе профессионалов партизанской войны, чтобы
таджики не стали в их среде "вторым сортом". А
идеологическая опора оппозиции возвращение религии народу давно растаяла в буднях убийств и заботах наркобизнеса.
Все это не способствует достижению политических целей. А
маргиналов мир не уважает, хоть и оплачивает.
На пути интеграционных инициатив СНГ Таджикистан стоит
как проблема (уже потому, что перед Таможенным союзом,
членом которого является Таджикистан, жестко встал
пограничный вопрос). Да и посредничество в опасных для стран
СНГ межтаджикских отношениях лучше взять на себя: ключевой
вопрос о власти должен решаться на территории и силами СНГ.
Однако особую важность межтаджикские переговоры
приобретают на фоне намеченного на март подписания в Китае
пятистороннего соглашения о мерах доверия в районе границы.
В Шанхай к Цзян Цземиню прибудут Ельцин, Назарбаев, Акаев и
Рахмонов. Для таджикской оппозиции это значит, что Рахмонов
входит в высокий круг, значительно усиленный фигурой хозяина
встречи Цзян Цземиня. А с учетом минувшего визита в Душанбе
Примакова, Грачева, Николаева, Серова и Трубникова понятно, что слишком одностороннее увлечение оппозиции
партизанскими действиями создает ее лидерам реноме,
неудобное для международных контактов.
К тому же за время затяжек в переговорах изменился
политический вес Рахмонова. Давно уже все привыкли к
пассажам в прессе о его "колхозности" и неспособности
сдержать хаос, и вдруг оказалось, что Рахмонов "чудом"
продержался ровно настолько, чтобы успеть принять у себя
С.Демиреля и заключить соглашения в Анкарой, Дели и Абу-
Даби. Такой список значит уже признание на исламском поле,
опорном для оппозиции, и создание индийского противовеса
поддержке оппозиции Пакистаном. К этой картине можно
добавить обещанные МВФ кредиты, отложенную выплату долга
Казахстану, а в самом Таджикистане спешно начатую
приватизацию и чистки в МВД и банковской сфере.
Вовремя оценив возможность непоправимого опоздания,
после благосклонных переговоров с Узбекистаном, Туркменией,
Россией и Казахстаном оппозиция взяла курс на легальность.
Сигнал к проявлению лояльности дало в ноябре интервью Ходжи
Акбара Тураджонзоды, начинавшееся описания бомбежек кишлаков
российскими самолетами, а кончавшееся неожиданным признанием
"геополитических интересы России в республике". Заявление
сразу дополнили таджикские демократы, вдруг вспомнившие, что
"Таджикистан живет вместе с Россией уже сто лет", а главное "если и была Россия империей, то странной она больше
давала, чем брала".
Затем в Ашхабаде выяснилось, что оппозиция предлагает
окончить партизанскую войну в обмен на участие в
политической жизни республики. Можно спросить, как
участвовать в политической жизни лицам, преследуемым по
закону, но ответ быстро находится: оказывается, уголовные
дела против лидеров оппозиции возбуждались еще по статье
67 -й УК Таджикской ССР об антисоветской деятельности.
Но это может спасти, разумеется, только верхушку, а не
рядовых оппозиционеров. Видимо, недаром усиливается
разочарование боевых командиров действиями руководства и
обсуждается необходимость свернуть переговоры. Последняя
акция, в которую вылились эти настроения захват
административных зданий в Курган-Тюбе и Турсунзаде с
требованиями смены правительства. Характерно, что один из
отрядов снял требования после получения гарантий амнистии.
Сопротивляются ходу переговоров и таджикские власти, от
которых оппозиция требует роспуска парламента и создания
совета национального примирения. Под давлением стран СНГ и
представителей ООН правительственная делегация допускает
создание совета национального примирения, но признает за ним
лишь консультативные функции, понимая, что раздел власти
перенесет в госаппарат все ту же гражданскую войну.
Тем не менее 19 января Б.Ельцин заявил, что Рахмонова
"следует подталкивать к диалогу с оппозицией". Необходимое
требование к исламской оппозиции отказ "от создания
исламского государства в Таджикистане", уже обещанный
Тураджонзодой в переговорах с Д.Рюриковым. Но это условие
предполагает, что исламское содержание оппозиции сможет
разместиться в государстве только в рамках мусульманского
института муфтията. Для Тураджонзоды из этого следует
необходимость занять позицию духовного лидера. А это место
до 21 января было занято представителем мягкого народного
неполитического ислама убитым муфтием Фатхулло Шаризодой.
Теперь Тураджонзода, предшественник Шарифзоды на посту
муфтия, может получить легальные основания стать его
преемником на политически неуязвимом посту. Неслучайно
поэтому подчеркивание в прессе невысокого богословского
уровня покойного муфтия, несомненного богословского
авторитета Тураджонзоды и неизменного взаимного уважения
обоих духовных лиц.
Ясно, что при введении интернационализированного в ходе
гражданской войны конфликта во внутритаджикское русло гарантами государственности Таджикистана будут все
заинтересованные в макрорегиональной стабильности субъекты
СНГ. Давлением и посулами они добьются необходимых для общей
стабилизации медтаджикских договоренностей. Но не все
решается за столом переговоров. Уже понятно, что
значительная часть таджикской оппозиции на примирение не
пойдет, и будет продолжаться тихая резня, усиленная
возвращением беженцев и боевиков. Останется неуправляемым
уже поделенный полевыми командирами Памир. Остановить террор
населения не сможет состоящая из бывших врагов и клановых
соперников власть. И тогда перед СНГ, взявшим на себя
миротворческую роль, и перед Россией, об интересах которой
вспоминает уже и оппозиция, встанет совсем новая задача не
провести показательные примирения с потерей интереса к
дальнейшим междуусобицам, не превратить Ашхабад в новый
Дейтон с "проутюживанием" территории миротворческими силами,
а реально защитить республику так, чтобы дать народу
возможность выжить, а для самого СНГ послужить реальным
фундаментом единства. Того "странного" единства, которое
"больше дает, чем берет".
|