Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

ИРАК: ШКОЛА ВЛАСТИ
Автор(ы): М. Подкопаева
Дата публикации: 05.03.1996
Источник: Газета "Завтра"
No: 10 (118)

В который раз цивилизованный мир ужасается показательной резне в иракском президентском семействе. С завлекательными подробностями и сверканием белозубых улыбок убиваются зятья, шурины, свекры, молочные братья, старики, женщины и дети. И большинство оценок сходятся на том, что так всегда было в восточном мире, какие уж там права человека... Однако для Ирака этот взрыв насилия означает не столько национальные будни, сколько движение к переменам — и одновременно завершение цикла смен опорных баз самого Саддама Хусейна.

Вкратце: в первые годы правления Хусейн опирался просто на Партию арабского социалистического возрождения БААС, не различая еще кланов. Так было до начала войны с Ираном, когда Хусейн собрал вокруг себя доверенных лиц — представителей суннитских кланов, из которых традиционно рекрутируется военная и управленческая элита Ирака. Тогда опору Хусейна составили кланы аль-Джубри, ад-Дулейми, аль-Маджид. А ключевую роль в создании личной Гвардии президента сыграл принадлежавший к клану аль-Маджид зять Хусейна генерал Хусейн Камель Хасан, убитый недавно иракский "возвращенец".

Однако именно за этой опорой на кланы в государственной политике последовали серии попыток переворотов, которые привели к неизбежным чисткам среди соплеменников, последней из которых была знаменитая резня клана ад-Дулейми весной-летом 1995 года. В результате этого крупнейшие представители кланов, бывшие доверенные лица Саддама Хусейна, пополнили собой оппозицию, и его силовая опорная база сузилась до ближайших родственников из клана аль-Маджид и сыновей Удея и Кусея. Причем зятья иракского лидера из клана аль-Маджид — Хусейн Камель Хасан и Саддам Камель Хасан — политически состоялись еще в "клановый" период ирано-иракской войны, а выход на внутриполитическую арену сыновей Хусейна начался в последующий период — с началом войны в Кувейте. Убитые зятья Хусейна принадлежали, таким образом, как члены аль-Маджид к "клановому иранскому" периоду, а как члены семьи президента — к "семейному кувейтскому" периоду. Оба зятя все еще сохраняли значительное влияние, но выигрышное политическое право на основные решения уже переходило к "семье", а к генералу в 1991 году перешли лишь проигрышные карательные функции (подавление мятежей в курдских районах на севере страны и в шиитских на юге). "Героический" период генерала как создателя Гвардии ушел в прошлое, в то время как пространством наступательной деятельности Удея был Кувейт. Генерал возглавлял "всего лишь" кровавое подавление своих сограждан, а Удей был причастен к восхваляемым боевым действиям на чужой территории.

Итак, в этот период дух власти ушел из баасистских структур и органов власти и перешел к спецслужбам, руководимым членами семьи, чему немало способствовало важнейшее обстоятельство. Дело в том, что начало кувейтского периода правления Саддама Хусейна ознаменовалось принятием международных санкций против Ирака, после чего легальный экспорт нефти (контролируемый госструктурами) оказался практически закрыт, экономика выпала из-под контроля старых чиновников. Реальная власть перешла к контролеру импорта и держателю бурно расцветшего нелегального экспорта нефти. Им был генерал Камель Хасан. Однако такой способ распределения контроля над потоками ресурсов и средств противоречил интересам семьи. В результате после долгих конфликтов нелегальный нефтеэкспорт перешел в 1994 году к Удею. Приблизительно тогда же шефство над органами безопасности Ирака перешло от брата генерала к Кусею.

Следующим шагом весной-летом 1995 года последовало разгромное подавление военного клана ад-Дулейми. Клановые чистки вступили в завершающую стадию, и через месяц представители последнего неуничтоженного клана аль-Маджид — зятья президента — бежали в Иорданию. База Саддама Хусейна, таким образом, последовательно сужалась от БААС — к кланам (армия), а от кланов — к сыновьям (спецслужбы), и наконец, фактически к одному Удею, который к тому времени унаследовал от генерала не только нефть, но и карательных функции вне всяких рамок и стал фигурой весьма непопулярной.

Тем временем оппозиция в изгнании, значительно пополненная опытным офицерским и командным клановым составом, вошла в Иракский Курдистан, а в Аммане возник новый очаг оппозиции во главе с бежавшими аль-Маджидами, запятнавшими себя карательными действиями и основной оппозицией не принятыми. Новое ядро заявило программу "Поэтапных преобразований" Ирака в "демократическое парламентское государство". Одновременно король Иордании высказался в поддержку идеи иракской оппозиции о федерализации Ирака как "единственном способе сохранения единства страны".

Саддам Хусейн в этой непростой ситуации вновь обратился к испытанным кадрам БААС, проводя в стране политические реформы, и пошел на проведение референдума, который выиграл и остался президентом еще на 7 лет. Референдум был провозглашен "возрождением партии БААС", которая дала обещание полностью восстановить свою ведущую роль, гарантированную Конституцией. Неудивительно, что одновременно с этим старые члены партии открыто перестали признавать политическое значение Удея.

Саддам Хусейн, со своей стороны, идя навстречу партии, заменил на посту главы МВД дел своего сводного брата испытанным членом БААС, в то время как председателем Национального совета был избран видный член партии.

Однако наиглавнейшим направлением изменений следует считать внешнеполитическое, возглавленное старинным доверенным лицом Саддама Хусейна еще "докланового" периода, Тариком Азизом, заявившим, что "важную политическую роль играют президент, совет революционного командования, региональные партийные организации и министры, а Удей Саддам Хусейн к этой деятельности не причастен".

Тарик Азиз взял на себя выполнение основной задачи и смысла возвращения к власти БААС — партии, не запятнавшей себя политически ни войной с Ираном, ни карательными акциями, ни кувейтской кампанией. За все это, по мнению партии, ответственны другие, а нынешняя задача самой партии — постепенное снятие санкций и восстановление международных отношений. Процесс движения в этом направлении начался еще летом 1995 года после первого с окончания военных действий в заливе приезда в Ирак конгрессмена США Ричардсона. К концу года Саддам Хусейн уже направил примирительное послание четырем странам Персидского залива, а Тарик Азиз заявил, что после подписания соглашения с ООП Израиль выпал из числа противников Ирака. На фоне идущих переговоров об ограниченном возобновлении экспорта многие страны мира (прежде всего Россия и Франция) заранее условились с Ираком о партнерских отношениях сразу после будущей отмены санкций.

В контексте всего этого убийства Хусейна Камеля Хасана и его братьев и сестер можно оценить двояко. Это и заключительная фаза разгрома кланов руками членов семьи с одновременной дискредитацией этой семьи (при полной незапятнанности БААС). Это и акция, угрожающая срывом восстановлению международных отношений, что продлит нелегальный нефтеэкспорт. Самого иракского лидера это поставит перед новыми тяжелыми вопросами о том, как он видит будущее страны и своей семьи. Легких решений для него здесь не будет. "Мы любим тебя, папа Саддам!"- кажется, так кричали иракские дети на референдуме?




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)