Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ НА НОВОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ВИТКЕ
Автор(ы): М. Подкопаева
Дата публикации: 14.05.1996
Источник: Газета "Завтра"
No: 20 (128)

9 апреля — сообщается о восстановительном съезде Конфедерации народов Кавказа в Нальчике.

17 апреля — в Цхинвали подписан грузино-осетинский меморандум о доверии при участии РФ, Северной Осетии и ОБСЕ.

16 мая — подписание меморандума в Москве о доверии и безопасности с пунктом о Южной Осетии в составе Грузии.

-----

Северо-кавказская ситуация претерпевает очередной этап качественных изменений. Вновь, как в начале 90-х годов, становятся явными попытки геополитических противников России отсечь от нее Северный Кавказ и Закавказье. При этом можно утверждать, что вопреки своим (в определенной части как бы "условно прорусским") декларациям Конфедерация народов Кавказа (КНК), восстановленная в апреле съездом в Нальчике, вновь используется в качестве инструмента геостратегической войны против России.

Старая конфедерация была основана в Сухуми в 1989 году во время первых грузино-абхазских вооруженных столкновений и в пике подъема национальных движений в республиках Северного Кавказа. Из этих движений три (кабардинское, черкесское и адыгское) объединялись общим адыго-черкесским корнем (к которому принадлежит и абхазская ветвь) в великочеркесское движение. И идеологически, и географически они служили спайкой для значительной части всего Северного Кавказа. Главой был кабардинец Муса Шанибов, а штабом конфедерации — Нальчик. Пафос движения в тот период заключался в создании единой Горской республики со столицей в Сухуми. Поэтому КНК призывала к всемерной помощи абхазскому народу, воодушевляла добровольцев на вооруженную борьбу в Абхазии. Извне эта борьба в какой-то степени поддерживалась Турцией, а изнутри (в российском парламенте 91-92 гг.) оппозиционными фракциями Верховного Совета России. И хотя с тех пор сменился состав парламента, сменились несколько этапов в жизни Северного Кавказа, остались неизменными ориентация власти РФ на поддержку единой Грузии и поддержка Абхазии оппозиционными парламентариями. Судить об этом можно по январскому заявлению Госдумы о незаконности без ратификации Думы решения глав СНГ о блокаде Абхазии.

Российские парламентарии "эпохи Верховного Совета России" справедливо подчеркивали прорусский компонент в абхазской политике. Он действительно был велик, и при нормальной консолидированной политике Москвы эта абхазская прорусскость могла быть использована для закрепления Абхазии в качестве русского плацдарма на Кавказе. Однако раздрай ветвей власти в РФ привел к тому, что декларируемый прорусский компонент абхазской политики оказался не задействован в плане решения реальных геополитических задач, а недекларируемый, но абсолютно реальный турецко-чеченский компонент все той же Абхазии стал развертываться, что называется, "во всю мощь". Постепенно в этой линии все четче стал выделяться особый вялый и мягкий, но отнюдь не безопасный общечеркесский сепаратизм, нацеленный уже не на присоединение Абхазии к России, а на отделение от России всей "Великой Черкесии", той самой Горской республики Шанибова. Таков расклад в том, что касается так называемого "адыгского вектора в КНК".

Второй вектор — чеченский — был направлен на проект общекавказского устройства и в значительной степени связывался с фигурой З.Гамсахурдиа, прожившего последние годы в Грозном и оттуда призывавшего "защитить абхазский народ от геноцида". По этому проекту КНК должна была вырасти не в великочеркесское, а именно в общекавказское государственное образование. Такова суть прошедшего осенью 1992 года в Грозном круглого стола "Единый Кавказский дом", на котором Грузию представлял Гамсахурдиа, Азербайджан — председатель эльчибеевского Национального Совета и глава мусульман, а Армению — министр экологии. В этом проекте Чечне отводилась роль северного форпоста антироссийского Кавказа.

Очень быстро черкесская фракция в КНК уступила влияние на своем основном поле действия — в Абхазии. "Великочеркесское" руководство тогдашнего КНК внезапно отменило свой призыв к отправке в Абхазию добровольцев и заявило, что такая отправка — это всего лишь "неконтролируемая инициатива национальных движений". В результате именно из чеченцев сформировался знаменитый "абхазский батальон", и чеченский вариант КНК стал наполняться "реальным боевым содержанием". Лидером нового КНК стал бывший глава дудаевского парламента Юсуп Сосламбеков, постоянно обвиняющий прежний КНК и в следовании неверному курсу, навязанному прежнему КНК российскими спецслужбами.

Новый чеченский лидер в этой связи называет главной политической ошибкой КНК, приведшей к временному забвению, отказ от военных действий и обязательства не посылать добровольцев в Чечню. Он утверждает, что чеченцы, де мол, помогли адыго-абхазам в войне с Грузией, но адыго-абхазы не помогли Чечне в войне с Россией. И должны исправить это свое "предательство". Исправить чем? Эскалацией прочеченского добровольчества?

Но в нынешней ситуации призыв к такому добровольчеству был бы просто нелеп. Добровольчество свое отыграло — основные ядра вооруженных формирований созданы. Уже создан и социальный тип боевика, которого не знала три года назад прежняя КНК. Поэтому сегодня свою организационную деятельность КНК видит совсем иначе, проявляя особую двойственность. С одной стороны, почти во всех республиках созданы советы добровольцев КНК, которые не столько мобилизуют собственный силовой ресурс, сколько "проводят предварительную работу с чеченскими полевыми командирами и бойцами сопротивления с целью убедить их принести присягу на верность КНК" (цитата из документов КНК). С другой стороны заявляется, что "эта сила" (чеченские боевики, то есть) "выступит не как военная, а как сдерживающая, в том числе в Абхазии и Южной Осетии". Более того, о необходимости сдерживания говорится в связи с обсуждением на съезде КНК содействия присоединению Абхазии и Южной Осетии к РФ! Получается, что содействие такому присоединению должно осуществляться силами предельно антироссийских чеченских полевых командиров, присягнувших новому прочеченскому КНК?

При этом Абхазия, отдаваемая российской политикой, все более становится для этого КНК "землей обетованной". Нынешний подъем КНК последовал за дальнейшим укреплением отношений между Чечней и Абхазией, вызванным, в свою очередь, охлаждением абхазо-российских отношений. В Сухуми сооружается обелиск в честь погибших в Абхазии чеченцев. Велись переговоры об объявлении в республике траура по Дудаеву. И хотя траур не состоялся, можно оценивать возрождение КНК скорее по "чеченской", нежели по "адыгской" модели.

Для того, чтобы закрепить "чеченскую" (а точнее, звиадистско- общекавказско-антирусскую) модель КНК, ей нужно добиться еще и позиции в Южной Осетии. Это-то труднее всего! Пока что в Южной Осетии у КНК позиции достаточно слабые. Поддержка КНК, действующей в звиадистском ключе, для Осетии пока немыслима, так как именно звиадистский режим с особой свирепостью душил Южную Осетию. Однако мы не зря говорим "пока". В сентябре в Южной Осетии арестован по обвинению в хищении госсредств в особо крупных размерах один из главных идеологов отделения Южной Осетии от Грузии, вице-президент КНК А.Чочиев. Определять позицию Чочиева только как "пророссийскую" означало бы существенно упрощать нынешний тип ориентации руководства КНК. Увы, есть определенная вероятность того, что, скажем так, "внесистемная активность" даже предельно пророссийской Осетии способна в принципе стать картой в антироссийской игре. Нынешняя Россия, увы, планомерно превращает союзников в противников и толкает вновь созданных противников в объятия старых врагов. И в какой-то момент начинаешь замечать, что вчерашний надежный, а ныне оскорбленный и отверженный, союзник уже ведет себя не столь однозначно. Да, на уровне деклараций пророссийскость остается без изменений. Но надо выживать! А потому декларации — это одно. А реальная политическая линия — уже нечто совсем иное. К счастью для России, КНК не успела разыграть в свою пользу хотя бы вопрос об автономии Южной Осетии. Через полмесяца после ареста Чочиева на встрече конфликтующих сторон с участием РФ, Северной Осетии и ОБСЕ достигнута договоренность аннулировать решение о лишении Южной Осетии статуса автономии (в обмен на невыход из Грузии). Роль посредника между Южной Осетией и Грузией прочно занята президентом Северной Осетии А.Галазовым, который тогда же заявил о намерении организовать встречу глав государств России и Закавказья и в течение года ведет осетино-грузинский переговорный процесс. Характерная черта: 18 апреля сорваны выездные слушания Госдумы РФ во Владикавказе по возвращению ингушских беженцев — Галазов сообщил, что депутатов принимать не будет, так как, во-первых, их не приглашал, а во-вторых, уезжает в Грузию. Необычайная решительность регионального лидера в отношении общероссийского парламента...

Итак, можно констатировать, что новая "чеченская" ось КНК все же укрепляется. Хотя и достаточно медленно! Попытка России противопоставить этой оси российско-грузинское сближение выглядит достаточно сомнительно. Да, на 16 мая в Москве назначено подписание меморандума о доверии между сторонами в грузино- осетинском конфликте, но уже с подтверждением, что Южная Осетия является частью единой Грузии. Да, начинает сбываться обещание Галазова на переговорах лидеров государств — в рамках подписания пройдет встреча Б.Ельцина и Э.Шеварднадзе. Но в чему это приведет? К действительному укреплению отношений между Грузией, сумевшей прочно включить в себя Абхазию и Осетию, и Россией? Или к усилению борьбы Южной Осетии и Абхазии против Грузии с включением борющихся "брошенных" прорусских анклавов теперь уже в антироссийский проект? И не захочет ли на каком-то этапе этого процесса сам Шеварднадзе, "похоронив" Гамсахурдию, оседлать и реализовать его же инициативу строительства большого общекавказского антироссийского объединения? Вопрос предельно животрепещущий.




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)