Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

ШАНС
Тема: Россия
Автор(ы): М. Подкопаева
Дата публикации: 30.07.1996
Источник: Газета "Завтра"
No: 31 (139)

5 июля -- Переговоры российской делегации по урегулированию в Чечне с представителями сепаратистов не принесли результатов.

8 июля -- Командующий группой федеральных войск в Чечне В.Тихомиров ультимативно потребовал от лидеров чеченских боевиков в течение суток вернуть всех российских пленных.

14 июля -- З.Яндарбиев заявил, что продолжение переговоров с РФ возможно лишь после выполнения Россией обязательств по выводу войск, под международным контролем и при посредничестве ООН;

18 июля -- В подпольном телевыступлении Яндарбиев призвал уничтожать всех членов и сторонников правительства Завгаева и всех русских, проживающих в республике;

24 июля -- Яндарбиев назначил Р.Хасбулатова руководителем группы советников по урегулированию военного конфликта с РФ;

29 июля -- предотвращены две попытки покушения на Д.Завгаева.

-----

Война в Чечне, сделавшая некоторую условную "паузу" на время российских президентских выборов, возобновилась с новой силой.

Расхожая гипотеза о причине этой паузы: якобы сепаратисты опасались "воцарения" Зюганова и поэтому способствовали победе прежнего президента — несерьезна хотя бы потому, что КПРФ регулярно заявляла позицию неприятия чеченской войны и готовности остановить ее переговорным путем лучше и быстрее, чем Ельцин. Более трезвую оценку причин паузы дают экспертные сообщения о требованиях не проявлять активности во время выборов, переданных дудаевцам через турецкие спецслужбы из Вашингтона и Бонна. Однако еще одно озвученное в прессе предположение — надежда Яндарбиева на договор с РФ. При этом речь чаще всего идет о российском проекте полугодичной давности, предусматривающем для Чечни особый статус, превышающий договорной статус Татарстана или Якутии.

Действительно, все стороны конфликта сходятся в одном: войну надо прекращать, договор — необходим. Вопрос лишь в том, каков контекст заключения договора, кто его стороны, каковы ключевые мотивы этих сторон и каким будет содержание договора.

Сначала — о контексте. Сразу после выборов в России боевики Яндарбиева попытались вернуться к прежней тактике нападений, угроз и захватов заложников, рассчитывая на российские уступки. Жесткая и бескомпромиссная позиция российских военных, обозначенная ультиматумом Тихомирова, развеяла подобные иллюзии. Реальные успехи федеральных войск в силовом противоборстве с боевиками обнаружили тот очевидный факт, что даже высокопрофессиональные террористические подразделения не в силах противостоять мощной и организованной государственной военной машине. Объявленный штабом боевиков переход к партизанским методам войны и заметное снижение их боевой активности — вовсе не результат желания соблюдать назранские договоренности, а следствие их поражений.

В этом свете знаменательна новая волна дискредитации армии, согласованно поднятая рядом российских и зарубежных изданий. А.Ливен из лондонской "Таймс", В.Яков из московских "Известий" и многие другие — вновь, как в послебуденновское время, соревнуются в картинных противопоставлениях: умные, бравые, профессиональные и благородные чеченские ребята-боевики против тупых, необученных, небоеспособных, продажных и подлых российских солдат. Отнюдь не случаен и поток синхронных требований (именно к России!) со стороны Вашингтона, Бонна, прибалтийских лидеров, европарламентариев и т.д.: немедленно прекратить войну в Чечне. В этом же русле находятся и рассуждения политологов из германского Федерального института стран Восточной Европы о том, что Чечня приняла декларацию о независимости в 1991г. и не подписывала Федеративный договор 1992г. и, значит, не является субъектом Федерации. Налицо — согласованная тревога наших недоброжелателей в связи с появившимися у России шансами разрешить чеченский кризис.

Понимание неизбежности военного поражения сепаратистов поставило в практическую плоскость проблему выявления субъектов будущего договора. Заявления и демарши на этот счет посыпались, как из рога изобилия. А.Масхадов в интервью сообщает, что свои миротворческие надежды возлагает на А.Лебедя, который, если хочет урегулирования, должен избегать "завгаевых, хаджиевых, автурхановых", на которых кровь чеченцев и российских солдат (!?). Съезд политических партий и движений Ичкерии в своей резолюции требует немедленного роспуска "марионеточного правительства Завгаева". В качестве руководителя группы советников правительства Ичкерии по военному урегулированию с РФ в Чечне появляется Р.Хасбулатов. Возможно, "запах" будущего договора "воскресил" и С.Радуева, роль которого подобна роли Иоанна Предтечи: провозгласить "второе пришествие" Дудаева. Наконец, идут регулярные попытки покушения на Завгаева и членов его правительства. Ясно, что верхушка сепаратистов стремится оказаться единственной силой, которая будет говорить от лица Чечни на предстоящих переговорах. Не исключено, что отсутствие твердого единоначалия в этой верхушке в ближайшем будущем может привести к "разборкам" в стане боевиков.

Договора сегодня действительно хотят почти все. Война с ее ужасами, разрушениями и экономическими издержками нужна сейчас в Чечне и России лишь горстке опьяневших от крови бандитов да другой горстке "потерянных" людей, для которых смыслом жизни стала месть. Сегодня, по сути, в основном снят даже тот недавно очень значимый мотив, который аналитики уже несколько лет определяли как "чеченские инструменты кремлевских разборок".

Для России дело еще и в срочной прагматике. Теперь, после заключения соглашений по транспорту ранней нефти каспийского "контракта века", и после начала активных работ на альтернативном грузинском маршруте трубы, — промедление в решении проблемы Чечни грозит изменением всех нефтяных маршрутов с Прикаспия в пользу грузинско-турецкого варианта, с крайне тяжелыми экономическими и геополитическими последствиями для России.

Для чеченских лидеров также не является чуждым прагматический экономический мотив. При любых эмоциональных призывах к независимости, большинство из них понимает, что переход от войны к послевоенному восстановлению сулит руководство крупномасштабной хозяйственной деятельностью, в ходе которой, как известно, и создаются на постсоветском пространстве крупные состояния.

Но далее самым важным вопросом оказывается содержание будущего договора. В российской прессе появляется все больше публикаций, призывающих дать Чечне максимум самостоятельности — "лишь бы не было войны". Эта точка зрения удивительным образом корреспондирует с высказанным месяц назад мнением А.Лебедя о возможности решения проблемы статуса Чечни путем референдума на ее территории. Практически совпадающую позицию демонстрирует президент Конфедерации народов Кавказа Ю.Сосламбеков: вывод федеральных войск и их замена в роли миротворцев милицией кавказских республик, проведение референдума о статусе республики. Немногим отличается и резолюция съезда политических партий и движений Ичкерии: "вывод оккупационных российских войск, выборы президента и парламента на условиях незыблемых принципов суверенной конституции 1992г".

Точку зрения чеченских сепаратистов и их единомышленников наиболее четко отражает опубликованный в "Независимой газете" проект Договора об основах взаимоотношений РФ и Чеченской республики, предложенный сопредседателем Координационного совета Чечни С.Маиговым, экспертом Яндарбиева на переговорах с РФ. Не останавливаясь на привычных формулировках из многочисленных "договоров о разграничении", отметим главные отличия.

Проект уже в преамбуле подчеркивает равноправие сторон договора, а в первой статье требует признания этого равноправия Россией, формулирует АССОЦИИРОВАННЫЙ с РФ статус Чечни и указывает гарантом этого статуса ООН. То есть — объявляет Чечню полноценным и признанным на уровне ООН субъектом международного права. В статье 5 заявляется, что единственным источником государственной власти в Чечне является народ Чеченской республики, которому и принадлежит ее неотъемлемый СУВЕРЕНИТЕТ. Эта же статья определяет спектр ПРАВ Чечни, который вполне соответствует всем правам любого представленного в международном сообществе суверенного государства.

И наконец, остальные статьи проекта — по сути, обстоятельно перечисляют ОБЯЗАННОСТИ России, которые Чечня "добровольно делегирует" РФ, включая обязанность "возместить экономический, материальный и экологический ущерб, нанесенный в результате неадекватного применения военной силы на территории Чеченской республики".

Фактически предлагаемый документ является КОНФЕДЕРАТИВНЫМ договором, который от России требуют подписать на типовых условиях КАПИТУЛЯЦИИ перед Чечней с выплатой соответствующих контрибуций. Очевидно, что данный проект не рассчитан на серьезное обсуждение даже в качестве "основы". Он скорее похож на объявление цены в политическом торге с РФ, на расчет "запросить по максимуму" в надежде получить побольше. Но не исключена здесь и еще одна цель. Любые успехи Чечни в таком торге, предоставляющие ей "исключительные" права, позволят другим республикам и краям РФ требовать себе аналогичных уступок на основе конституционных положений о равенстве прав всех субъектов Федерации.

Сегодня в российских политических элитах впервые за долгое время возможен массовый консенсус по проблеме чеченского урегулирования. Формула такого консенсуса — статус полноценного субъекта Федерации, помощь в ликивидации последствий войны, нормальный договор о разграничении полномочий с теми, кто хочет мира, война до победы с теми, кто хочет полной независимости. И дело здесь не в чьей-то кровожадности, а в несоизмеримой цене государственной целостности России. Все страны, в том числе претендующие на образцовый демократизм США, не колеблясь платили большой кровью за эту целостность — просто зная, насколько дороже обойдется распад.

У России сегодня есть все необходимое для решения чеченской проблемы: минимальное властное согласие, позиция силы, группы в республике, с которыми можно договориться. Сегодня — есть реальный шанс. Общая задача исполнительной и законодательной власти, всех патриотических сил страны — не упустить этот шанс. Другого может не представиться.




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)