Дата публикации: 30.07.1996 Источник: Газета "Завтра" No: 31 (139) |
5 июля -- Переговоры российской делегации по урегулированию в
Чечне с представителями сепаратистов не принесли результатов.
8 июля -- Командующий группой федеральных войск в Чечне
В.Тихомиров ультимативно потребовал от лидеров чеченских боевиков
в течение суток вернуть всех российских пленных.
14 июля -- З.Яндарбиев заявил, что продолжение переговоров с РФ
возможно лишь после выполнения Россией обязательств по выводу
войск, под международным контролем и при посредничестве ООН;
18 июля -- В подпольном телевыступлении Яндарбиев призвал
уничтожать всех членов и сторонников правительства Завгаева и всех
русских, проживающих в республике;
24 июля -- Яндарбиев назначил Р.Хасбулатова руководителем
группы советников по урегулированию военного конфликта с РФ;
29 июля -- предотвращены две попытки покушения на Д.Завгаева.
-----
Война в Чечне, сделавшая некоторую условную "паузу" на время
российских президентских выборов, возобновилась с новой силой.
Расхожая гипотеза о причине этой паузы: якобы сепаратисты
опасались "воцарения" Зюганова и поэтому способствовали победе
прежнего президента несерьезна хотя бы потому, что КПРФ
регулярно заявляла позицию неприятия чеченской войны и готовности
остановить ее переговорным путем лучше и быстрее, чем Ельцин.
Более трезвую оценку причин паузы дают экспертные сообщения о
требованиях не проявлять активности во время выборов, переданных
дудаевцам через турецкие спецслужбы из Вашингтона и Бонна. Однако
еще одно озвученное в прессе предположение надежда Яндарбиева на
договор с РФ. При этом речь чаще всего идет о российском проекте
полугодичной давности, предусматривающем для Чечни особый статус,
превышающий договорной статус Татарстана или Якутии.
Действительно, все стороны конфликта сходятся в одном: войну
надо прекращать, договор необходим. Вопрос лишь в том, каков
контекст заключения договора, кто его стороны, каковы ключевые
мотивы этих сторон и каким будет содержание договора.
Сначала о контексте. Сразу после выборов в России боевики
Яндарбиева попытались вернуться к прежней тактике нападений, угроз
и захватов заложников, рассчитывая на российские уступки. Жесткая
и бескомпромиссная позиция российских военных, обозначенная
ультиматумом Тихомирова, развеяла подобные иллюзии. Реальные
успехи федеральных войск в силовом противоборстве с боевиками
обнаружили тот очевидный факт, что даже высокопрофессиональные
террористические подразделения не в силах противостоять мощной и
организованной государственной военной машине. Объявленный штабом
боевиков переход к партизанским методам войны и заметное снижение
их боевой активности вовсе не результат желания соблюдать
назранские договоренности, а следствие их поражений.
В этом свете знаменательна новая волна дискредитации армии,
согласованно поднятая рядом российских и зарубежных изданий.
А.Ливен из лондонской "Таймс", В.Яков из московских "Известий" и
многие другие вновь, как в послебуденновское время, соревнуются
в картинных противопоставлениях: умные, бравые, профессиональные и
благородные чеченские ребята-боевики против тупых, необученных,
небоеспособных, продажных и подлых российских солдат. Отнюдь не
случаен и поток синхронных требований (именно к России!) со
стороны Вашингтона, Бонна, прибалтийских лидеров,
европарламентариев и т.д.: немедленно прекратить войну в Чечне. В
этом же русле находятся и рассуждения политологов из германского
Федерального института стран Восточной Европы о том, что Чечня
приняла декларацию о независимости в 1991г. и не подписывала
Федеративный договор 1992г. и, значит, не является субъектом
Федерации. Налицо согласованная тревога наших недоброжелателей в
связи с появившимися у России шансами разрешить чеченский кризис.
Понимание неизбежности военного поражения сепаратистов
поставило в практическую плоскость проблему выявления субъектов
будущего договора. Заявления и демарши на этот счет посыпались,
как из рога изобилия. А.Масхадов в интервью сообщает, что свои
миротворческие надежды возлагает на А.Лебедя, который, если хочет
урегулирования, должен избегать "завгаевых, хаджиевых,
автурхановых", на которых кровь чеченцев и российских солдат (!?).
Съезд политических партий и движений Ичкерии в своей резолюции
требует немедленного роспуска "марионеточного правительства
Завгаева". В качестве руководителя группы советников правительства
Ичкерии по военному урегулированию с РФ в Чечне появляется
Р.Хасбулатов. Возможно, "запах" будущего договора "воскресил" и
С.Радуева, роль которого подобна роли Иоанна Предтечи:
провозгласить "второе пришествие" Дудаева. Наконец, идут
регулярные попытки покушения на Завгаева и членов его
правительства. Ясно, что верхушка сепаратистов стремится оказаться
единственной силой, которая будет говорить от лица Чечни на
предстоящих переговорах. Не исключено, что отсутствие твердого
единоначалия в этой верхушке в ближайшем будущем может привести к
"разборкам" в стане боевиков.
Договора сегодня действительно хотят почти все. Война с ее
ужасами, разрушениями и экономическими издержками нужна сейчас в
Чечне и России лишь горстке опьяневших от крови бандитов да другой
горстке "потерянных" людей, для которых смыслом жизни стала месть.
Сегодня, по сути, в основном снят даже тот недавно очень значимый
мотив, который аналитики уже несколько лет определяли как
"чеченские инструменты кремлевских разборок".
Для России дело еще и в срочной прагматике. Теперь, после
заключения соглашений по транспорту ранней нефти каспийского
"контракта века", и после начала активных работ на альтернативном
грузинском маршруте трубы, промедление в решении проблемы Чечни
грозит изменением всех нефтяных маршрутов с Прикаспия в пользу
грузинско-турецкого варианта, с крайне тяжелыми экономическими и
геополитическими последствиями для России.
Для чеченских лидеров также не является чуждым прагматический
экономический мотив. При любых эмоциональных призывах к
независимости, большинство из них понимает, что переход от войны к
послевоенному восстановлению сулит руководство крупномасштабной
хозяйственной деятельностью, в ходе которой, как известно, и
создаются на постсоветском пространстве крупные состояния.
Но далее самым важным вопросом оказывается содержание будущего
договора. В российской прессе появляется все больше публикаций,
призывающих дать Чечне максимум самостоятельности "лишь бы не
было войны". Эта точка зрения удивительным образом корреспондирует
с высказанным месяц назад мнением А.Лебедя о возможности решения
проблемы статуса Чечни путем референдума на ее территории.
Практически совпадающую позицию демонстрирует президент
Конфедерации народов Кавказа Ю.Сосламбеков: вывод федеральных
войск и их замена в роли миротворцев милицией кавказских
республик, проведение референдума о статусе республики. Немногим
отличается и резолюция съезда политических партий и движений
Ичкерии: "вывод оккупационных российских войск, выборы президента
и парламента на условиях незыблемых принципов суверенной
конституции 1992г".
Точку зрения чеченских сепаратистов и их единомышленников
наиболее четко отражает опубликованный в "Независимой газете"
проект Договора об основах взаимоотношений РФ и Чеченской
республики, предложенный сопредседателем Координационного совета
Чечни С.Маиговым, экспертом Яндарбиева на переговорах с РФ. Не
останавливаясь на привычных формулировках из многочисленных
"договоров о разграничении", отметим главные отличия.
Проект уже в преамбуле подчеркивает равноправие сторон
договора, а в первой статье требует признания этого равноправия
Россией, формулирует АССОЦИИРОВАННЫЙ с РФ статус Чечни и указывает
гарантом этого статуса ООН. То есть объявляет Чечню полноценным
и признанным на уровне ООН субъектом международного права. В
статье 5 заявляется, что единственным источником государственной
власти в Чечне является народ Чеченской республики, которому и
принадлежит ее неотъемлемый СУВЕРЕНИТЕТ. Эта же статья определяет
спектр ПРАВ Чечни, который вполне соответствует всем правам любого
представленного в международном сообществе суверенного
государства.
И наконец, остальные статьи проекта по сути, обстоятельно
перечисляют ОБЯЗАННОСТИ России, которые Чечня "добровольно
делегирует" РФ, включая обязанность "возместить экономический,
материальный и экологический ущерб, нанесенный в результате
неадекватного применения военной силы на территории Чеченской
республики".
Фактически предлагаемый документ является КОНФЕДЕРАТИВНЫМ
договором, который от России требуют подписать на типовых условиях
КАПИТУЛЯЦИИ перед Чечней с выплатой соответствующих контрибуций.
Очевидно, что данный проект не рассчитан на серьезное обсуждение
даже в качестве "основы". Он скорее похож на объявление цены в
политическом торге с РФ, на расчет "запросить по максимуму" в
надежде получить побольше. Но не исключена здесь и еще одна цель.
Любые успехи Чечни в таком торге, предоставляющие ей
"исключительные" права, позволят другим республикам и краям РФ
требовать себе аналогичных уступок на основе конституционных
положений о равенстве прав всех субъектов Федерации.
Сегодня в российских политических элитах впервые за долгое
время возможен массовый консенсус по проблеме чеченского
урегулирования. Формула такого консенсуса статус полноценного
субъекта Федерации, помощь в ликивидации последствий войны,
нормальный договор о разграничении полномочий с теми, кто хочет
мира, война до победы с теми, кто хочет полной независимости. И
дело здесь не в чьей-то кровожадности, а в несоизмеримой цене
государственной целостности России. Все страны, в том числе
претендующие на образцовый демократизм США, не колеблясь платили
большой кровью за эту целостность просто зная, насколько дороже
обойдется распад.
У России сегодня есть все необходимое для решения чеченской
проблемы: минимальное властное согласие, позиция силы, группы в
республике, с которыми можно договориться. Сегодня есть реальный
шанс. Общая задача исполнительной и законодательной власти, всех
патриотических сил страны не упустить этот шанс. Другого может
не представиться.
|