Дата публикации: 27.05.1997 Источник: "Завтра" No: 21(182) |
23 мая Президентом Ирана 68 процентами голосов избран бывший министр культуры и исламской ориентации Мохаммад Хатами.
Судя по сообщениям последних месяцев, кампания по выборам президента Ирана не вызывала слишком большого ажиотажа международных наблюдателей и не захватывала дух остротой предвыборных поворотов до самого последнего момента. Основной и самый внимательный иранский недоброжелатель Соединенные Штаты суммировали оценки своих специалистов. Судя по этим оценкам, добра от иранских выборов США ждать не приходилось, поскольку при любом победителе исламский радикализм Ирана усиливался. США в этом случае остается только укреплять арабов, наращивать военное присутствие в заливе и тормозить возникающие проекты ирано-турецкого сотрудничества.
Доброжелатели (в том числе и Россия) и значительная часть иранского общества тоже не видели причин ждать результатов, затаив дыхание, поскольку вот уже целый год исход выборов считался предопределенным.
В марте 1996 года на парламентских выборах в Иране группа "служителей созидания" ("технократы", сторонники ускоренного индустриального развития почти по западному образцу), которую возглавляла дочь Али Акбара Хашеми-Рафсанджани Файсех Хашеми, столкнулась с "традиционалистами" "Общества борющегося духовенства", поддержанными "базаром" (то есть традиционным купечеством) и Обществом теологов Кума. Лидер "традиционалистов", спикер парламента Али Акбар Натек Нури, одновременно является опорой верховного религиозного лидера Ирана аятоллы Хаменеи. Когда на парламентских выборах традиционалисты вышли вперед и Натек Нури получил парламентское большинство и кресло председателя, сложилось устойчивое мнение, что Натек Нури тем самым заведомо победил на президентских выборах 1997г. (тем более, что лидер "либерального" крыла Хашеми-Рафсанджани по Конституции не имел права баллотироваться на третий срок).
Окончательно в будущей победе Натека Нури убедил всех его визит в Москву накануне выборов проводились параллели между этим визитом и визитом в Москву Рафсанджани (также в качестве спикера) перед его вступлением на пост президента.
Причины уверенности были, разумеется, не только в знаковых поступках и огромной популярности в Иране Натека Нури организатора Комитета Исламской обороны после победы движения Хомейни но и в крупных неудачах умеренно-западнического курса Рафсанджани. С 1990г. Иран начал усиленно брать займы, начав с 7 миллиардов долларов и предполагая возвращать долги с помощью нефтяных доходов. При этом правительство, как в шахские времена, продолжало субсидировать избранные предприятия с 50-процентной скидкой по сравнению с курсом доллара в Иране. Однако расчет не оправдался: произошло падение цен на нефть, Иран получил две трети от ожидаемого дохода, занял вместо 7 миллиардов 17 и к началу 1993 года был не в состоянии обслуживать долг. Курс доллара в Иране взлетел вдвое, валютные операции сократились, все это ударило по "базару". В значительной степени с этим связывают то, что если на первый президентский срок Рафсанджани был избран с беспрецедентным триумфом 95 процентов голосов, то на второй около 60 процентов. Более того, ожидали, что он удержится у власти лишь год, но никак не до конца срока, и скоро уступит место радикальному духовенству, так как неудача с долгом была не единственной и отнюдь не самой обидной.
В период сотрудничества с коалицией США против Ирака Рафсанджани оказал помощь в освобождении западных заложников в Ливане, рассчитывая на открытие замороженных в США иранских активов в объеме до 12 миллиардов долларов. Но после освобождения заложников Буш отказался от косвенных посул Ирану, сделанных через ООН, что, конечно, не прибавило ни любви Ирана к Западу, ни популярности "либералов" в Иране.
Однако и это еще не все причины блестящей победы Натека Нури в меджлисе год назад. Ей предшествовала развернутая кампания коррупционных разоблачений, задевающая зятя Рафсанджани, фигуру известную и неоднозначную, "иранского Рокфеллера", Мохсена Рафик-Дуста. С 1989г. Рафик-Дуст возглавляет "Фонд обездоленных и инвалидов", созданный духовенством на основе Фонда Пехлеви, части конфискованного имущества шаха и двухсот лиц из его окружения. Официальным главой Фонда является аятолла Хаменеи, но фактически этой крупнейшей в Иране корпорацией управляет Рафик-Дуст, бывший личный шофер и телохранитель Хомейни, создавший по приказу великого аятоллы Корпус стражей исламской революции. За границами Ирана Рафик-Дуст имеет славу координатора иранского терроризма, так что недавно купленный им в Милане особняк был немедленно назван итальянскими спецслужбами будущим центром координации иранских террористов в Европе.
В самом Иране не первый год тянется скандал с полумиллиардными хищениями в банке "Садерат", где среди главных обвиняемых на открытом процессе в Тегеране фигурирует брат бывшего министра по делам Корпуса стражей исламской революции Мохсена Рафик-Дуста Мортез. Справедливости ради отметим столь же затяжной конфликт между "Фондом обездоленных" и Группой служителей созидания Рафсанджани, стремящейся (правда, безуспешно) несколько умерить активность фонда.
Что касается самих "стражей", то параллельно с атакой на родственно-финансовые связи "иранского Рокфеллера" (и Рафсанджани) шла атака и на его силовую базу. Но этот удар, как и обвинения главы иранской разведки Фаллахияна и главы "стражей" Мохсена Резаи в убийствах курдских лидеров в Германии, пришелся от эмиграции из Европы. Он был нанесен через оппозиционную группировку "Федали гариллаз", в которую в 1995г. вступил управляющий парижским отделением иранского госбанка "Сепах" Аштари Ларки-Хидеят. Ссылаясь на этого человека, "Федали гариллаз" сообщала ООН, что "стражи исламской революции" и иранская верхушка в целом ведут в обход эмбарго ООН перепродажу иракской нефти во Францию, Бельгию и Португалию через Судан, а доходы затем переправляются за границу.
Эта информация имела двух адресатов. Можно понять реакцию не только ООН, но и иранского "базара" (в том числе среднего предпринимательства) на такие обвинения. Внутренний рынок подавлен, валютные операции свернуты, внешний долг, изоляция и внешнеторговая активность "стражей исламской революции".
Все это вместе привело "традиционалистов" в парламент и, казалось бы, вело Натека Нури к посту президента. Но прошел год и президентом Ирана стал бывший министр культуры и исламской ориентации, глава администрации Тегерана Мохаммад Хатами, поддержанный многочисленным кланом Рафсанджани (кроме лидера Группы служителей созидания Файсех Хашеми еще три ее брата и сестра на ответственных постах). Хатами в последнюю неделю неожиданно поддержали несколько студенческих организаций, общество медиков Йезда, Ассоциация деятелей культуры Бушира и т.д. то есть молодежь и интеллектуалы. Означает ли это преобладание либеральной линии и отступление духовенства? Отнюдь нет, поскольку Хатами входит в руководство радикальной Ассоциации борющихся духовников, настаивающей на принципах административно-командной экономики, обращение к которой и послужило причиной конфликта между Рафсанджани и "базаристами" с их креатурой.
Таким образом, победа Хатами это результат союза "технократов" с частью радикального духовенства Тегерана госкапиталистического направления против союза Общества теологов Кума и Общества борющегося духовенства, опертых на традиционное купечество (значительную часть которого составляют азербайджанцы), и сельские районы.
Успех союза, стоящего за Хатами, отчасти объясняют изменения, произошедшие с момента триумфа Натека Нури год назад до его проигрыша теперь. Год прошел для Ирана достаточно эффективно и теперь внешне- и внутриполитическую деятельность власти стало гораздо труднее называть абсолютно безрезультатной. Прежде всего можно считать состоявшимся транспортный проект Мешхед-Серахс с возможностью входа из среднеазиатского региона в Персидский залив. К крупным политико-экономическим успехам относятся и недавние соглашения о выстраивании единой энергосистемы Туркменистана, Ирана и Армении. Сюда же относятся и расчеты в усиленных контактах с Арменией на то, что Армения сможет стать посредником между западными фирмами и Ираном. В ряду успехов последнего года и попытки размораживания отношений Ирана с Турцией Эрбакана, и открывшийся впервые за 15 лет порт в Абадане, и проекты строительства АЭС в Бушире, и разработки нефтяного месторождения Южный Парс с участием России, и наконец проведенные несколько раз за год крупнейшие военные учения с 200 тыс. участников.
Итак, Иран, получив опыт относительно гибкой политики своих "прагматиков", не склонен утратить и жесткости своих принципов. А оба эти качества ему понадобятся в ближайшее время, учитывая, что на востоке враждебные Ирану талибы не только стремительно обретают власть в Афганистане, но и уже фактически введены Пакистаном в круг стран Организации Исламская конференция и требуют от Ирана отказа от помощи Масуду, Дустуму и Раббани. Придется учесть присутствие десятков тысяч афганских беженцев в Хорасане, недавние погромы иранского культурного центра в Лахоре (Пакистан)... Словом, Ирану предстоит серьезное испытание на "фронтах" мирной, а возможно, и не вполне мирной внешней политики.
В самом Иране новому президенту придется восстанавливать разрушенные отношения с "базаром", тем более, что его азербайджанская часть может крайне болезненно отреагировать на попытки Ирана выйти на Европу через Армению.
Придется учесть участившиеся турне военных чинов США по арабским странам Персидского залива с обещаниями их военного усиления и военной помощи в случае иранской агрессии при обострении их споров с Ираном о территориальной принадлежности островов в Ормузском проливе. Придется учесть и идущие в США споры о масштабах необходимого силового подавления Ирана, и прошлогоднее объявление Ирана террористическим государством, и нынешнее обвинение в Германии высших лиц Ирана в причастности к убийству курдов. Это при том, что из списка подобных лиц только после серьезного давления удалось изъять имя самого Рафсанджани.
Добавим к этому перечню идеологические ловушки, притягивание иранской власти и иранского общества к гибельному и ложному выбору между государственной фундаментализацией, грозящей необучаемостью как следствием изоляции, отставанием и поражением и неприемлемой "модернизацией ислама", которой не без основания опасаются как упрощения и обмирщения государствообразующей религии и вывода ее на служебные роли при присягании ей на словах. Кстати, наш опыт деидеологизации может подсказать Ирану, что во втором случае обороноспособность иранского общества падает столь же катастрофически, как и в первом. Возможно, в Иране пришло время для культурно-религиозного диалога того ли, который предлагает Рафсанджани под именем "разъяснения революции", или иного рода покажет время. В любом случае Ирану предстоит новый этап государственного строительства, не менее сложный, чем предыдущие, и вновь в предельно накалившейся обстановке.
События последних дней в Центральной Азии показывают, что необходимость для России и Ирана взаимосогласованной гибкой политики становится все более настоятельной. Одновременно расширяется круг их общих интересов от совместных нефтяных и атомных проектов до таджикского мирного урегулирования и, конечно же, решения вопроса о статусе Каспия. Ценность этих общих интересов будет все очевиднее, необходимость их отстаивания все принципиальнее, а плата за их утрату все выше.
|