Дата публикации: 24.06.1997 Источник: "Завтра" No: 25(186) |
12 января В провинции Судана Голубой Нил началось широкомасштабное наступление суданской оппозиции. К концу января оппозиция контролировала 2 тысячи кв. км в провинции, на северо-востоке страны открыт второй фронт против правящего режима.
28 января Президент ОАЭ предложил свое посредничество между сторонами внутрисуданского конфликта.
4 февраля Египет выступил против расчленения Судана, отказавшись вступать в контакт с любой из сторон конфликта.
14 февраля Духовный лидер Судана Хасан ат-Тураби исключил возможность диалога с оппозицией до прекращения боевых действий.
Лига Арабских стран призвала Судан принять предложение ОАЭ.
16 февраля Президент Судана Омар аль-Башир обвинил США и Израиль в развязывании войны против Судана.
9 марта Оппозиция открыла пятый фронт в Восточной Экваториальной провинции.
13 марта Оппозицией взят город Ей Восточной Экваториальной провинции и захвачены 5 гарнизонов. Представители режима в столице Судана Хартуме утверждают, что после захвата центра провинции повстанцы намерены объявить о создании сепаратистского государства.
17 марта Лидеры суданской оппозиции объявили в Эритрее о достижении "кульминационной точки" в борьбе против Хартума.
21 марта Хартум принял посредническую инициативу ОАЭ.
23 марта Оппозиция отвергла возможность примирения.
25 марта Оппозиция открыла шестой фронт, начав наступление на север вдоль побережья Красного моря.
21 апреля Подписано соглашение между Хартумом и объединением шести оппозиционных группировок Южного Судана.
3 июня В связи с концентрацией войск Эритреи на границе в провинции Красное море введено чрезвычайное положение. Растет недовольство одного из крупных лидеров оппозиции Джона Гаранга, отказавшегося подписать соглашение.
10 июня Судан обвиняет США в продолжении стычек на своей территории.
Затаив дыхание, сегодняшний мир следит за перипетиями наступления талибов в Афганистане. Запад привычно-грозно реагирует на передвижения иранской армии и иракской нефти, не забывая одновременно отвечать на региональные демонстрации военной силы и неприятия США своими демонстрациями и своим чеканным: "эмбарго"... "эмбарго"... "эмбарго"... В Турции ярко, но неустойчиво и беспорядочно мерцает звезда вдохновенного исламиста Эрбакана. В египетском Шарм-эш-Шейхе в прошлом году всем миром заклеймили терроризм, назвав лишь Иран его главным оплотом.
Этот список обращающих на себя внимание мусульманских коллективно-государственных личностей явно не полон, а картина бурного подъема в исламском мире неточна без включения такого яркого и нетривиального, даже для разнообразного мусульманского мира, субъекта, как Судан.
Интересно уже то, что при всем западном негодовании в адрес суданского исламского радикализма, в Шарм-эш-Шейхе Судан не попал в список "государств-террористов", в отличие от Ирана. При этом известно, что Судан не просто является крупнейшей базой для системной подготовки боевиков, оспаривая эту славу у Пакистана. Больше того, в последние несколько лет эта позиция является его политическим кредо, особенно усиленным духовным лидером Судана Хасаном ат-Тураби в 1991 году во время проведенного им в Хартуме Народного арабского и исламского конгресса, задачу которого ат-Тураби определил как "помощь братьям по вере в различных точках планеты". А поскольку сам духовный руководитель и фактический глава государства когда-то был лидером суданской организации "Братья-мусульмане", то личность сегодняшнего Судана окончательно очерчивается как огосударствленная база "исламского интегризма" одного из главных лозунгов "Братьев-мусульман", политического "я" Хасана ат-Тураби и сути возглавленного им "Исламского интернационала". Однако сама по себе апология "исламского интегризма" в той или иной степени присуща всем, воюющим под знаменем ислама. Где же собственно суданское место на этом поле? Что позволило с трудом выживающей в гражданской войне и распрях с соседями недавней колонии при нищете и разрухе стать, тем не менее, в один ряд с сильнейшими исламскими государствами?
Заявки Судана в лице ат-Тураби остры и недвусмысленны. Хартумские конгрессы он впоследствии определил как "первое проявление оздоровления после кризиса в Персидском заливе". Ни больше ни меньше. Судан от лица исламского мира берет на себя ответ на Персидский кризис, да и не только на него, и обещает сделать этот ответ более успешным, чем иранский ответ Западу, поскольку иранский шиизм отсек исламскую революцию от мирового суннитского большинства. И теперь молодой суннитский интернационал продолжит начатое шиитами со своих позиций и продвинет единение исламского мира.
Кажется, совсем недавно в Турции звучало сходное "от Марокко до Казахстана". И хотя Эрбакан не удержал власть надолго, он успел внести свою лепту в исламское строительство, создав исламскую лигу "Д-8" как альтернативу западной "G-7". Как и Эрбакана, ат-Тураби считают то восточным мудрецом, то эксцентричным и одиозным старцем. Считают но признают, что после Хартумского конгресса 1991 года увеличилось количество терактов в мире, обострилась обстановка в Боснии, активизировались боевики и в Алжире, и в Чечне. Не случайно распространено мнение об ат-Тураби как о суннитском варианте аятоллы Хомейни. Это сходство проявляется в роли ат-Тураби в управлении государством: будучи формально лишь председателем парламента и лидером официально распущенного Национального исламского Фронта Судана, он не только управляет государством, но и почитается мусульманами стран Африки как "отец всех правоверных"!
Его безоговорочное антизападничество усугубляется тем, что Судан один из немногих имеет на своей территории военный конфликт, формально трактуемый как религиозный войну исламо-арабского Севера с чернокожим христианским Югом. И уверения суданских официальных лиц о том, что это не есть война с христианством, поскольку большинство южан язычники, тут же оттеняется такими фактами, как заявление Хартумского архиепископа о целенаправленном разрушении римско-католических храмов при помощи бульдозеров. И все же исламо-христианский конфликт это далеко не единственное содержание гражданской войны в Судане. Не в меньшей степени речь идет и о столкновении разных типов ислама.
Лидеры объединяющего вооруженную оппозицию Народно-демократического союза имеют за спиной две сильнейшие секты Судана (точнее суфийские братства). Одно из них хатмийа, к которому принадлежит глава НДС Мухаммад Осман эль-Миргани и стоящая за ним Юнионистко-демократическая партия.
Что касается второго братства, санусийа, то свергнутый в 1989 году премьер-министр Судана и сегодняшний лидер оппозиции Садык аль-Махди праправнук основателя братства Али ас-Сануси и правнук знаменитого аль-Махди, под знаменем которого в 1884 году началось антиколониальное антибританское восстание в стране. То, что сануситы всегда выступали за теократический принцип правления, объясняет постоянные недоуменные высказывания лидеров оппозиции: почему ат-Тураби считает, что мы меньше мусульмане, чем он? Но и ответ понятен сануситы всегда сдержанно относились к джихаду и даже на восстание шли лишь по крайней необходимости.
Показательна их политическая ориентация. В течение прошлого века они упорно и неоднократно отказывались от военных выступлений против Франции и России, но в Первую мировую войну охотно выступили против Великобритании и Италии, за что во Вторую мировую сильно пострадали от итальянцев. Таком образом, это скорее родовой, оборонительный ислам, способный и предназначенный отстаивать самость и независимость, но равнодушный к исламскому интегризму и провозглашению исламской нации, которые требуют "растворения в очищенном исламе".
Однако затянувшийся суданский конфликт не объяснить объективной содержательностью внутриисламского и исламо-христианского противостояния. Прежде всего приходится признать, что 14-летняя гражданская война с затратами режима 1 млн. долларов ежедневно при общей сумме годового дохода 450 млн. долларов явно не по средствам разоренной стране, где, например, произвести опий, как в Афганистане, невозможно. Хартумский режим прямо отказывается называть конфликт гражданской войной. В ответ на февральское предложение ОАЭ выступить посредником в урегулировании отношении с оппозицией Хартум определенно ответил, что НДС не оппозиция, а национальные предатели. И что война идет не с оппозицией, а с Угандой, Эфиопией и Эритреей, которым США поставили танки и самолеты на 20 млн. долларов как раз перед началом мощного наступления оппозиции с Юга. Картину дополняют воюющие на стороне повстанцев 6 тысяч (!) солдат Эфиопии, и появление на юге Судана оружия, поставленного ЮАР Уганде.
С другой стороны, Хартум пользуется поддержкой добровольцев Ирака (до 100 человек), Ирана (500 "стражей революции") и... Чечни (сколько неизвестно, но сам факт многообещающий как демонстрация действия исламского интегризма). Нужно учесть далее как иранские поставки оружия и финансовые вливания, так и оказанную Судану официальную поддержку Ирака и Катара, а также значительные вклады мусульманских организаций Персидского залива.
Все это дает основания считать конфликт фактически международным. А судя по истории суфийского братства, Судан второй век находится в гуще международных событий военного характера.
Но как же может не стать международным военный конфликт в стране, взявшей на себя функцию профессиональной подготовки мобильной боевой силы для всего исламского мира? В этом его роль отдаленно сходна с ролью Афганистана. И Национальный исламский Фронт это, по сути, в сильно измененном виде тип пришедших к власти талибов. Неудивительна поэтому постоянная и прочная связь Судана с Афганистаном, где активно востребуются арабские боевики-"афганцы", "поставляемые" из Судана. Поэтому долю Судана на "рынке" исламских моджахедов тоже следует включить в список статей дохода. Тем более, что не только военные коммуникации роднят между собой "горячие регионы" с исламским участием.
Все эти коммуникационные линии не могли бы существовать без такого, например, широко распространенного явления, как саудовское меценатство. Для Чечни это саудовский фонд "Медина" мультимиллиардера А.Хашоги, поддержка которого, как говорят, была высоко оценена Грозным в период военных действий. Для Турции это саудовский фонд "Рабита", поддержавший Эрбакана. А Судан... Судан имеет общего с афганскими талибами саудовского покровителя Усама ибн Ладена, владеющего сетью баз для подготовки боевиков в Судане и в Афганистане. Лишенный саудовского гражданства, он находится в Афганистане под защитой талибов и одновременно готовит "второе поколение" арабских "афганцев".
Так на Западе и на Востоке исламского мира связанными друг другом или просто одними и теми же людьми скоординированно ведется провозглашенный интегристами суннитский джихад.
Исход суданской войны неочевиден, как неочевидны итоги наступления талибов в Афганистане. Пока что Хартуму после мощного наступления оппозиции в очередной раз удалось воспользоваться противоречиями ее лидеров и вступить в соглашение с сепаратистскими группами, пообещав им через 4 года референдум об отделении Юга. Командующий силами оппозиции Джон Гаранг отверг соглашение, но оппозиционные группы и партии уже расколоты. Со своей стороны, Садык аль-Махди предлагает проведение выборов тоже через 4 года и переходный период на сегодня.
4 года это вполне достаточный срок для того, чтобы "Исламский интернационал" ат-Тураби окреп, чтобы в лагерях подготовки воспитали "третье поколение" воинов джихада. Этого времени хватит на то, чтобы пока разъединенные фланги исламских интегристов начали осознавать себя единым фронтом и координировать действия гораздо серьезнее, чем сегодня. Сейчас каждый фланг клянется в ненависти к Западу, но послезавтрашний фронт будет развернут во всю ширину на север. И тогда отрабатываемая сегодня в Судане опасная модель исламо-христианского конфликта раздвинется до иных масштабов и будет проецироваться как минимум в Южной Европе, на Балканах и на Кавказе. И тогда совсем иначе прозвучит сегодняшнее "это не религиозная война, мы просто боремся с язычниками".
|