Мария Подкопаева,
Зав. отделом исламских исследований
международного общественного фонда
"Экспериментальный творческий центр"
ИРАК: ШКУРА НЕУБИТОГО МЕДВЕДЯ?
США,
объявляя на всю планету о намерении менять режим в Ираке, весьма невнятно и как
бы нехотя обозначают причину своей решительности. Указывают на исходящую от
Ирака угрозу применения оружия массового поражения. Применения против кого и
в какой войне? Но, поскольку мир уже очень далеко ушел от тех времен, когда на
бомбардировки какой-либо страны было необходимо получить согласие СБ ООН,
военная кампания США против Ирака, видимо, неизбежна.
То,
что эта кампания будет обсуждается мировой общественностью как нечто, само
собой разумеющееся. А уж подлинные причины и публичные поводы. После 11
сентября 2001 года стало понятно, что США брошен вызов, небывалый за всю
американскую историю. Масштаб и значение этого вызова в каком-то смысле не
меньше, чем кризисы вроде Карибского эпохи противостояния двух сверхдержав. На
такой вызов не реагировать нельзя. И теперь, отвечая на него, Америка поджигает
запалы международных конфликтов в первую очередь в исламском мире. И
направляет удары на те объекты, которые давно находятся в оптике американской
военной машины.
Соответственно,
и Ирак, наученный прежним опытом и не надеясь больше на "тормоза" в
виде международных структур, использует доступные ему методы для строительства
других буферных систем контактов. Может ли он в ближайшее время создать ядерное
оружие вопрос пока скорее теоретический, чем практический. А вот то, что Багдад
за последнее время модернизировал начинку своей системы ПВО при активной помощи
Китая факт гораздо более существенный. И не случайно сигнал тревоги на эту
тему исходит от самих американских спецслужб.
Достаточно
вспомнить, что неофициальные соглашения о поставках талибам китайского военного
оборудования были заключены именно 11 сентября сразу после терактов в
Нью-Йорке. Более того, по ряду сообщений, к концу сентября, в период проведения
США международной политической кампании накануне операции против Афганистана,
техника была доставлена в Кабул на китайских самолетах. Для США в этом видится
слишком уж прозрачное совпадение с афганской ситуацией, когда Пекином предоставил
военную помощь талибам именно после того, как Вашингтон объявил их врагами.
А
если еще учесть реальную многолетнюю помощь Китая Пакистану в создании ядерного
оружия, то в таком сочетании громкие опасения насчет предполагаемого ядерного
потенциала Ирака перестают быть чистой пропагандой. А масштаб совокупной силы,
которая, пусть пока очень неявно и пунктирно, обозначается указанными фактами,
шире не только границ Ирака, но и исламского мира в целом. И это отчасти
объясняет ту настойчивость, с которой американцы готовят кампанию против Ирака.
Отчасти
потому, что китайская помощь Ираку все же достаточно сдержанна и ограниченна.
Ирак, конечно, не может полагаться на нее целиком, и потому стремится накопить
другие ресурсы поддержки хотя бы политической. Прежде всего в арабском мире.
Осторожные
попытки Ирака восстановить отношения с лидером арабского мира Саудовской
Аравией начались еще при "раннем" Клинтоне, и были прерваны,
кстати, американскими ракетными ударами по Багдаду. Однако именно после 11
сентября эти попытки резко и небезуспешно форсировались. В апреле 2002 г. на
саммите Лиги арабских государств в Бейруте перед телекамерами министры
иностранных дел Ирака и Саудовской Аравии обменялись рукопожатиями, а глава
Совета революционного командования Ирака И.Ибрагим и наследный саудовский принц
Абдалла - поцелуями и объятиями. После чего Саудовская Аравия выступила против
вмешательства США в Ираке и отказалась предоставить США военные базы для
нападения на Ирак. Не поддержали США и многие другие арабские страны. А
высокопоставленные американские военные признают, что без арабской и особенно
саудовской поддержки "свалить" режим Саддама Хусейна крайне сложно.
Но
саудовским направлением Ирак не ограничивается. Недавно иракский посол в Москве
заявил, что Ирак всегда ориентировался на Европу. Это заявление в июле
подкреплено переводом иракских вкладов, замороженных в европейских банках, из
долларов США в евро. Таким образом, Ирак присоединяется к одной из наиболее
напряженных линий европейско-американских противоречий.
Между
тем, подготовка антииракской операции США неизбежно активизирует в регионе все
силы и группы, заинтересованные в переделе власти в Багдаде. Причем силы, часто
несовместимые. Классический пример иракские курдские группировки Талабани и
Барзани. И хотя перспективы для курдов в постсаддамовском Ираке неясны и
противоречивы, в США фигура Мехмеда Барзани не исключается из списков возможных
кандидатов в первые лица. Знаменательно, что иракские курды сбавили тон своих
заявлений о независимости и говорят о федеративном устройстве Ирака, где они
получат определенную меру суверенитета и участия во власти. А 60-70-тысячные
боеспособные курдские силы совсем не мелочь, да еще при заявленной курдами
готовности участвовать в действиях против Багдада.
С
другой стороны, в Иордании настроения совсем иные. Крупнейшие бедуинские
племена последовательно заявляют об отказе участвовать в акциях против Саддама.
Зато умы иракской оппозиции в Лондоне и иорданских властей в Аммане были немало
смущены появлением на совещании иракских генералов-оппозиционеров иорданского
принца Хассана. Он считался наследником престола в Иордании и в последний
момент (как объяснялось по причине семейной ссоры) был внезапно заменен
умирающим королем Хусейном на принца Абдуллу.
Сейчас
принц Хассан уверяет, что прибыл в Лондон исключительно как частное лицо.
Однако странности его отстранения от наследования престола обсуждались еще три
года назад, и в обсуждениях всплывала гипотеза о том, что Хассану назначен
другой трон. Якобы перед смертью король Хусейн обсуждал план поддержки
иорданской армией переворота в Ираке, в результате которого Хашимиты вернули бы
себе власть в Багдаде. В частности, в турецкой прессе были публикации о том,
что Вашингтон совместно с королем Хусейном выработал план создания на
территории Ирака Объединенного Иракского королевства, с возведением на трон
принца Хассана.
Сегодня
успех такого предприятия кажется очень сомнительным. Но ведь сомнительно и то,
что операция по смене власти в Ираке будет одноходовой. А появление Хашимитов в
Багдаде было бы неизбежно воспринято в исламском мире как шаг к реальной
исламской интеграции. Так что эту монархическую интригу нельзя считать
законченой.
Несмотря
на описанные противоречия, в Лондоне на встречах групп иракской оппозиции идут
бурные обсуждения будущего формата политической власти в Ираке и неофициальные
смотрины кандидатур на пост главы государства.
При
этом некоторые известные ранее фигуры сегодня вызывают общий скепсис. Среди них
- многолетний лидер крупнейшего оппозиционного Иракского национального
конгресса (ИНК) Ахмад Чалаби, живущий в Вашингтоне. В американской прессе
Чалаби называют исключительно "зарубежным" оппозиционером, более
известным в Вашингтоне, чем в Ираке, и не способным удержать власть. Основная
для такой оценки, безусловно, имеются, хотя падение шансов Чалаби нельзя не
увязывать с внутриамериканскими элитными конфликтами.
Скептические
оценки Чалаби дают ФБР и Госдепартамент. При этом не секрет, что на работу с
ИНК ориентировался генерал Уэйн Даунинг, после 11 сентября 2001 года
назначенный заместителем советника президента США по национальной безопасности
Кондолизы Райс по работе с международными террористическими организациями.
Даунинг планировал создавать внутри Ирака некие "освобожденные
анклавы" при поддержке спецсил США и с расчетом на ИНК, без задействования
крупных американских войсковых контингентов. И весьма показательно, что в июне
2002 года Даунинг был уволен Джорджем Бушем со своего поста как
"исполнивший свой долг".
ФБР
и ЦРУ склонны обращать большее внимание на внутрииракскую оппозиционную перспективу,
крайне осложненную тем, что в предшествующие годы лидеры оппозиционных Саддаму
Хусейну групп безжалостно уничтожались часто вместе со своими кланами. Тем не
менее, ФБР поддерживает Иракское национальное движение во главе с участником
неудавшегося переворота 1996 года Аядом Алави, напрямую связанным с ЦРУ.
Далее,
в арабском мире обращают внимание на то, что администрация США в последнее
время поддерживает контакты с экс-главой Генштаба Ирака Низаром аль-Хазраджи,
бежавшим из Ирака в 1996 году. Хазраджи хорошо известен в иракской армии, но
его положение сильно осложнено обвинением в массовых убийствах курдского
населения в конце 80-х годов, когда он командовал военным контингентом на
севере Ирака.
Еще
один возможный кандидат один из лидеров иракской оппозиции генерал Наджиб
аль-Салхи, недавно посетивший США. До 1995 года он командовал танковой бригадой
в Ираке, а затем бежал из страны в Иорданию и стал основателем Движения
свободных офицеров. Аль-Салхи не обвиняется в военных преступлениях, с ним поддерживают
контакты Госдепартамент, Совет безопасности и Минобороны США. Аль-Салхи
объявляет наиболее приемлемым вариантом формирования новой власти создание
общенационального совета, учитывающего интересы всех групп в Ираке.
В
целом же, если верить лондонской "Аль-Хайят", в Белом доме при
обсуждении замены Саддаму Хусейну рассматривают список из 62 чинов иракской
армии. Так что поиски будущего лидера, приемлемого для конфликтующих групп в
Ираке и соседей на Ближнем Востоке, а также для Госдепа и силовых ведомств США,
еще далеки от завершения.
В
любом случае необходимо признать, что смена власти в Ираке без изменений во
всем регионе в целом неслыханная по сложности задача. Однако кому нужны
сегодня эти общерегиональные изменения, какие именно, и к чему они могут
привести в стратегической перспективе общемировой ситуации? Эти вопросы сегодня
не только не разрешены, но, похоже, еще даже и не поставлены в их реальном
масштабе.
Без
ясных и убедительных ответов на эти вопросы добиться согласия заинтересованных
сил по проблеме будущей власти в Багдаде будет крайне трудно. Но тогда
проведение антииракской операции США может оказаться лишь очередным мощным
импульсом по наращиванию конфликтогенного потенциала на Ближнем Востоке и
выводу этого потенциала далеко за региональные рамки.