Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

ИРАК - ШКУРА НЕУБИТОГО МЕДВЕДЯ
Тема: Россия
Автор(ы): М. Подкопаева
Дата публикации: 07.07.2002
Источник: Стрингер
No:

Мария Подкопаева,

Зав. отделом исламских исследований

международного общественного фонда

"Экспериментальный творческий центр"

ИРАК: ШКУРА НЕУБИТОГО МЕДВЕДЯ?

США, объявляя на всю планету о намерении менять режим в Ираке, весьма невнятно и как бы нехотя обозначают причину своей решительности. Указывают на исходящую от Ирака угрозу применения оружия массового поражения. Применения – против кого и в какой войне? Но, поскольку мир уже очень далеко ушел от тех времен, когда на бомбардировки какой-либо страны было необходимо получить согласие СБ ООН, военная кампания США против Ирака, видимо, неизбежна.

То, что эта кампания будет – обсуждается мировой общественностью как нечто, само собой разумеющееся. А уж подлинные причины и публичные поводы. После 11 сентября 2001 года стало понятно, что США брошен вызов, небывалый за всю американскую историю. Масштаб и значение этого вызова в каком-то смысле не меньше, чем кризисы вроде Карибского эпохи противостояния двух сверхдержав. На такой вызов не реагировать нельзя. И теперь, отвечая на него, Америка поджигает запалы международных конфликтов – в первую очередь в исламском мире. И направляет удары на те объекты, которые давно находятся в оптике американской военной машины.

Соответственно, и Ирак, наученный прежним опытом и не надеясь больше на "тормоза" в виде международных структур, использует доступные ему методы для строительства других буферных систем контактов. Может ли он в ближайшее время создать ядерное оружие – вопрос пока скорее теоретический, чем практический. А вот то, что Багдад за последнее время модернизировал начинку своей системы ПВО при активной помощи Китая – факт гораздо более существенный. И не случайно сигнал тревоги на эту тему исходит от самих американских спецслужб.

Достаточно вспомнить, что неофициальные соглашения о поставках талибам китайского военного оборудования были заключены именно 11 сентября – сразу после терактов в Нью-Йорке. Более того, по ряду сообщений, к концу сентября, в период проведения США международной политической кампании накануне операции против Афганистана, техника была доставлена в Кабул на китайских самолетах. Для США в этом видится слишком уж прозрачное совпадение с афганской ситуацией, когда Пекином предоставил военную помощь талибам именно после того, как Вашингтон объявил их врагами.

А если еще учесть реальную многолетнюю помощь Китая Пакистану в создании ядерного оружия, то в таком сочетании громкие опасения насчет предполагаемого ядерного потенциала Ирака перестают быть чистой пропагандой. А масштаб совокупной силы, которая, пусть пока очень неявно и пунктирно, обозначается указанными фактами, шире не только границ Ирака, но и исламского мира в целом. И это отчасти объясняет ту настойчивость, с которой американцы готовят кампанию против Ирака.

Отчасти – потому, что китайская помощь Ираку все же достаточно сдержанна и ограниченна. Ирак, конечно, не может полагаться на нее целиком, и потому стремится накопить другие ресурсы поддержки – хотя бы политической. Прежде всего в арабском мире.

Осторожные попытки Ирака восстановить отношения с лидером арабского мира – Саудовской Аравией – начались еще при "раннем" Клинтоне, и были прерваны, кстати, американскими ракетными ударами по Багдаду. Однако именно после 11 сентября эти попытки резко и небезуспешно форсировались. В апреле 2002 г. на саммите Лиги арабских государств в Бейруте перед телекамерами министры иностранных дел Ирака и Саудовской Аравии обменялись рукопожатиями, а глава Совета революционного командования Ирака И.Ибрагим и наследный саудовский принц Абдалла - поцелуями и объятиями. После чего Саудовская Аравия выступила против вмешательства США в Ираке и отказалась предоставить США военные базы для нападения на Ирак. Не поддержали США и многие другие арабские страны. А высокопоставленные американские военные признают, что без арабской и особенно саудовской поддержки "свалить" режим Саддама Хусейна крайне сложно.

Но саудовским направлением Ирак не ограничивается. Недавно иракский посол в Москве заявил, что Ирак всегда ориентировался на Европу. Это заявление в июле подкреплено переводом иракских вкладов, замороженных в европейских банках, из долларов США в евро. Таким образом, Ирак присоединяется к одной из наиболее напряженных линий европейско-американских противоречий.

Между тем, подготовка антииракской операции США неизбежно активизирует в регионе все силы и группы, заинтересованные в переделе власти в Багдаде. Причем силы, часто несовместимые. Классический пример – иракские курдские группировки Талабани и Барзани. И хотя перспективы для курдов в постсаддамовском Ираке неясны и противоречивы, в США фигура Мехмеда Барзани не исключается из списков возможных кандидатов в первые лица. Знаменательно, что иракские курды сбавили тон своих заявлений о независимости и говорят о федеративном устройстве Ирака, где они получат определенную меру суверенитета и участия во власти. А 60-70-тысячные боеспособные курдские силы – совсем не мелочь, да еще при заявленной курдами готовности участвовать в действиях против Багдада.

С другой стороны, в Иордании настроения совсем иные. Крупнейшие бедуинские племена последовательно заявляют об отказе участвовать в акциях против Саддама. Зато умы иракской оппозиции в Лондоне и иорданских властей в Аммане были немало смущены появлением на совещании иракских генералов-оппозиционеров иорданского принца Хассана. Он считался наследником престола в Иордании и в последний момент (как объяснялось – по причине семейной ссоры) был внезапно заменен умирающим королем Хусейном на принца Абдуллу.

Сейчас принц Хассан уверяет, что прибыл в Лондон исключительно как частное лицо. Однако странности его отстранения от наследования престола обсуждались еще три года назад, и в обсуждениях всплывала гипотеза о том, что Хассану назначен другой трон. Якобы перед смертью король Хусейн обсуждал план поддержки иорданской армией переворота в Ираке, в результате которого Хашимиты вернули бы себе власть в Багдаде. В частности, в турецкой прессе были публикации о том, что Вашингтон совместно с королем Хусейном выработал план создания на территории Ирака Объединенного Иракского королевства, с возведением на трон принца Хассана.

Сегодня успех такого предприятия кажется очень сомнительным. Но ведь сомнительно и то, что операция по смене власти в Ираке будет одноходовой. А появление Хашимитов в Багдаде было бы неизбежно воспринято в исламском мире как шаг к реальной исламской интеграции. Так что эту монархическую интригу нельзя считать законченой.

Несмотря на описанные противоречия, в Лондоне на встречах групп иракской оппозиции идут бурные обсуждения будущего формата политической власти в Ираке и неофициальные смотрины кандидатур на пост главы государства.

При этом некоторые известные ранее фигуры сегодня вызывают общий скепсис. Среди них - многолетний лидер крупнейшего оппозиционного Иракского национального конгресса (ИНК) Ахмад Чалаби, живущий в Вашингтоне. В американской прессе Чалаби называют исключительно "зарубежным" оппозиционером, более известным в Вашингтоне, чем в Ираке, и не способным удержать власть. Основная для такой оценки, безусловно, имеются, хотя падение шансов Чалаби нельзя не увязывать с внутриамериканскими элитными конфликтами.

Скептические оценки Чалаби дают ФБР и Госдепартамент. При этом не секрет, что на работу с ИНК ориентировался генерал Уэйн Даунинг, после 11 сентября 2001 года назначенный заместителем советника президента США по национальной безопасности Кондолизы Райс по работе с международными террористическими организациями. Даунинг планировал создавать внутри Ирака некие "освобожденные анклавы" при поддержке спецсил США и с расчетом на ИНК, без задействования крупных американских войсковых контингентов. И весьма показательно, что в июне 2002 года Даунинг был уволен Джорджем Бушем со своего поста как "исполнивший свой долг".

ФБР и ЦРУ склонны обращать большее внимание на внутрииракскую оппозиционную перспективу, крайне осложненную тем, что в предшествующие годы лидеры оппозиционных Саддаму Хусейну групп безжалостно уничтожались – часто вместе со своими кланами. Тем не менее, ФБР поддерживает Иракское национальное движение во главе с участником неудавшегося переворота 1996 года Аядом Алави, напрямую связанным с ЦРУ.

Далее, в арабском мире обращают внимание на то, что администрация США в последнее время поддерживает контакты с экс-главой Генштаба Ирака Низаром аль-Хазраджи, бежавшим из Ирака в 1996 году. Хазраджи хорошо известен в иракской армии, но его положение сильно осложнено обвинением в массовых убийствах курдского населения в конце 80-х годов, когда он командовал военным контингентом на севере Ирака.

Еще один возможный кандидат – один из лидеров иракской оппозиции генерал Наджиб аль-Салхи, недавно посетивший США. До 1995 года он командовал танковой бригадой в Ираке, а затем бежал из страны в Иорданию и стал основателем Движения свободных офицеров. Аль-Салхи не обвиняется в военных преступлениях, с ним поддерживают контакты Госдепартамент, Совет безопасности и Минобороны США. Аль-Салхи объявляет наиболее приемлемым вариантом формирования новой власти создание общенационального совета, учитывающего интересы всех групп в Ираке.

В целом же, если верить лондонской "Аль-Хайят", в Белом доме при обсуждении замены Саддаму Хусейну рассматривают список из 62 чинов иракской армии. Так что поиски будущего лидера, приемлемого для конфликтующих групп в Ираке и соседей на Ближнем Востоке, а также для Госдепа и силовых ведомств США, еще далеки от завершения.

В любом случае необходимо признать, что смена власти в Ираке без изменений во всем регионе в целом – неслыханная по сложности задача. Однако кому нужны сегодня эти общерегиональные изменения, какие именно, и к чему они могут привести в стратегической перспективе общемировой ситуации? Эти вопросы сегодня не только не разрешены, но, похоже, еще даже и не поставлены в их реальном масштабе.

Без ясных и убедительных ответов на эти вопросы добиться согласия заинтересованных сил по проблеме будущей власти в Багдаде будет крайне трудно. Но тогда проведение антииракской операции США может оказаться лишь очередным мощным импульсом по наращиванию конфликтогенного потенциала на Ближнем Востоке и выводу этого потенциала далеко за региональные рамки.




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)