Дата публикации: 31.10.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 44 (100) |
В политике слова и дела редко совпадают друг с другом. Один
из величайших в мировой истории дипломатов Талейран, комментируя
это несовпадение, даже сказал о том, что язык дан политику для
того, чтобы скрывать свои мысли (шире намерения). Анализируя
украинскую политику последнего времени, приходится признать, что
на Украине освоение уроков Талейрана производится весьма успешно и
по форсированному графику.
На словах украинская политика декларирует пресловутую
"многовекторность". Но уже в этой многовекторности скрыто
присутствует вытеснение России на второй план. Ведь отношение с
ней фактически приравниваются к отношениям с рядом стран Африки и
Латинской Америки. Что же касается "дела", то здесь украинские
политики все больше переходят в отношениях к России на позиции
"холодного мира". Конечно, имея тяготеющий к России восток
Украины, колоссальные долги России и достаточно мощные
внутриполитические силы, делающие ставку на интеграцию, трудно
напрямую говорить о конфронтации. Поэтому украинские политики под
ширмой многовекторности готовят антироссийский курс мягко и
исподволь.
Прежде всего, этот курс требует накопления потенциала
западных связей. В течение сентября и октября наблюдалось
беспрецедентное повышение активности украинской политики на
западном направлении. Тут и принятие индивидуальной программы
Украины в рамках "Партнерства во имя мира", и плотные контакты с
Польшей и Чехией, и участие во встрече стран-членов
Центральноевропейской инициативы (ЦЕИ), завершившееся принятием
решения о полноправном членстве Украины в этой структуре, и,
наконец, принятие Украины в Совет Европы.
Что касается восточного направления, то на нем была
проявлена "многовекторная" антироссийскость. Прежде всего, в
плане, так скажем, "геополитики". Украина категорически отвергла
призыв Б.Ельцина к странам СНГ более тесно скоординировать внешнюю
и оборонную политику, не проявила энтузиазма и по отношении к идее
вхождения в Таможенный союз и Межпарламентскую ассамблею СНГ,
усмотрев во всех этих инициативах прямую угрозу своему
суверенитету.
В плане геостратегическом она (не уставая восклицать о
нежелании стать буфером между Западом и Россией), устами министра
обороны В.Шмарова довела до сведения общественности, что "начинает
более тонко понимать свою политику", и в связи с этим приступает к
пересмотру военной доктрины.
Одновременно с заявлениями Шмарова о новом понимании
геостратегии Украины в Киеве открылась международная конференция
"Б.Хмельницкий и его время". На конференции обсуждалась под особым
ракурсом военная доктрина Хмельницкого и давалась новая оценка
Переяславской Рады, согласно которой заслуга Хмельницкого в
удачном вписывании Украины в польско-российское противоречие.
Докладчики призывали учесть этот опыт и на новом историческом
витке реализовать все ту же политику игры на тех же противоречиях.
Неясным, правда, осталось то, как и на чем они собираются
"переяславничать". Ведь тогдашнее балансирование Украины между
Россией и Польшей, если оно и было, то было возможно лишь в
отсутствии какой-либо Германии и ослаблении Турции. Авторы
переяславских измышлений, делая из русофила Хмельницкого чуть ли
не полонофила и русофоба, просто в очередной раз экспериментируют
на поприще извращений истории и вбивают клин в идею русско-
украинской дружбы, олицетворяемой образом Хмельницкого и
Переяславским воссоединением.
Что же касается балансирования сегодняшней Украины между
Россией и Западом, то, выражаясь языком одного украинского
балагура, "съисть-то он съисть, да кто ему дасть?" На Западе
Украина будет виртуозно балансировать на кончике носа у
германского волка ровно до тех пор, пока ему это будет нужно, и
пока он не разинет пасть. Что касается юга, то ее подчиненное
положение по отношению к Турции в этом регионе уже предопределено
событиями в Крыму.
Вряд ли Кучма не понимает этого, однако на всех уровнях,
включая самый нейтральный экономический, его политика становится
все более антироссийской. Конечно, поворот в сторону от России
идет мягко, под дымовой завесой слов о многовекторности, но он
идет неуклонно. Чего стоит, например, передача Москве еще 13
октября, во время встречи А.Козырева и Г.Удовенко, ноты
относительно демаркации российско-украинской границы. Российская
аргументация задержки решения этого вопроса тем, что демаркация
противоречит интересам интеграции, не кажется Украине
убедительной. Как заявил на днях заместитель министра иностранных
дел К.Грищенко, в случае отсутствия взаимопонимания, украинская
сторона намерена в одностороннем порядке начать процесс оформления
границы. Ясно, что стратегически это ударит по украинским властям,
лишив значительную часть приграничного украинского населения
возможности кормиться в более благополучном российском
"экономическом пространстве", и тем не менее, Кучма санкционирует
такой разворот даже в ущерб своей политической популярности.
Отодвигаясь от России по всем внешним направлениям
(идеология, геополитика, экономика и т.п.), Кучма одновременно
производит необходимые действия и на внутриполитическом поле. Он
весьма основательно подготовился к "осеннему наступлению
трудящихся": вслед за заявлением о том, что президент и
правительство Украины имеют "серьезную оппозицию" в лице
политических партий левой ориентации, 7 октября вышел его указ о
переподчинении президенту 30-тысячной Национальной гвардии
элитного армейского подразделения, имеющего на вооружении
бронетехнику и вертолеты. Не важно, что обещанный "левый марш"
оказался далеко не столь громким; важно, что реальный властный
ресурс под это левое "пугало" прикуплен президентом. Ясно и то,
что подавление левых сил, тяготеющих к интеграции с Россией это
один из важных компонентов в многовекторно-антирусской политике
бывшего представителя "союзного ракетного ВПК".
Посулы США, намеки Германии, угрозы Турции, локальные
спецмероприятия власти и остывающие цеха, и замерзающие дома, и
запасание на зиму дровами и керосином. Холодная осень украинской
незалежности.
|