Дата публикации: 04.06.1996 Источник: Газета "Завтра" No: 23 (131) |
13 мая -- В Москве состоялось Международное консультативное
совещание по энергетической безопасности СНГ.
17 мая -- На очередной встрече глав государств СНГ одобрено
совместное заявление о поддержке демократических процессов в
России. Л.Кучма подчеркнул: Украина надеется, что реформы, начатые
в России, будут продолжены под руководством их инициатора
Б.Ельцина.
23 мая -- В Киеве во время переговоров В.Черномырдина с
премьер-министром Украины Е.Марчуком не подписан ни один из
подготовленных сторонами документов.
27 мая -- Указом президента Украины Е.Марчук освобожден от
обязанностей премьер-министра. Его преемником стал бывший первый
вице-премьер П.Лазаренко, курировавший ТЭК.
-----
Газетные сообщения о визите российского премьера в Киев
изобилуют недомолвками и намеками. Перед читателем развертывается
почти детективный сюжет. В.Черномырдин появился на украинской
земле настолько "неожиданно" и "незапланированно", что Л.Кучма и
Е.Марчук были вынуждены прервать рабочие поездки по республике и
срочно вернуться в Киев. Переговоры, длившиеся более трех часов,
премьеры вели тет-а-тет, причем и до, и после них Черномырдин
наотрез отказался отвечать на вопросы пишущей братии. Наконец,
подчеркивание прессой того обстоятельства, что названная цель
приезда российского премьера ("подготовка визита Ельцина") это
лишь "официальная версия", окончательно раздразнила
любознательного читателя, пробудив в нем желание ознакомиться с
версией неофициальной.
Впрочем, недостатка в версиях и официальных, и
неофициальных не было. Выступая на брифинге в Киеве, секретарь
Совета национальной безопасности В.Горбулин поведал собравшимся,
что российские аналитики разработали модель, согласно которой
победоносный (но, теперь увы! не могущий состояться) приезд
российского президента в Киев для подписания широкомасштабного
договора с Украиной, а также соглашений по окончательному разделу
Черноморского флота и статусу Севастополя, должен был принести
Ельцину тысячи голосов благодарных избирателей. Другой украинский
источник, пожелавший остаться неназванным, указывает, что
договоренность между Кучмой и Ельциным об уступках Украины по
Севастополю и флоту взамен на серию "очень выгодных" уступок, на
которые Россия готова пойти сразу после выборов, уже была
практически достигнута 17 мая на встрече глав СНГ в Москве. Кстати,
по сообщениям СМИ, на этой же встрече Кучма и Черномырдин
договорились о компенсации Украине стоимости вывезенного в 1992
году тактического оружия в размере 450 млн. долларов. Однако в
ходе переговоров с Черномырдиным это договоренность не была
скреплена подписями, хотя, по уверениям Кучмы, Россия "не ставила
решение вопроса о компенсации в прямую зависимость от
урегулирования проблемы ЧФ". Но, по-видимому, Кучма лукавит.
Вопрос о компенсациях, перспектива решения которого так
воодушевила украинскую сторону, тесно связан с другим, крайне
болезненным в российско-украинских отношениях, вопросом:
погашением Украиной долгов за энергоносители. Предполагалось, что
Россия уменьшит украинский долг как раз на эти самые 450 млн.
долларов, и расплата за газ будет таким образом надолго отсрочена.
Однако украинская сторона, обманув ожидания российской, проявила
строптивость по части флота. Повлиял ли на срыв якобы уже
достигнутых договоренностей окрик Североатлантического альянса?
(Непосредственно накануне визита Черномырдина в Киев, с 21 по 24
мая, в Севастополе "гостил" командующий объединенными ВМС НАТО в
Южной Европе адмирал Марио Анджели, отрабатывая "взаимодействие
между НАТО и украинским флотом в рамках программы "Партнерство во
имя мира". Как известно, американцам близка идея именно двойного
базирования в Севастополе). Или же никаких договоренностей не было
вовсе? Неизвестно. Известно, что в итоге документы о компенсации
за тактическое оружие так и не были подписаны. А это, в свою
очередь, дало возможность России в ультимативной форме поставить
перед Украиной вопрос о расчетах за газ.
Заметим, что газовая тема всплыла в российско-украинском
диалоге еще до саммита глав СНГ, на котором, как предполагают, была
заключена описанная выше "сделка". 13 мая, выступая в Москве на
Международном консультативном совещании по энергетической
безопасности СНГ (с участием премьер-министров и министров
республик), В.Черномырдин заявил о необходимости выработки общей
стратегии сотрудничества в энергетическом комплексе бывшего СССР.
По его словам, страны СНГ подвергаются жесткому воздействию со
стороны многих зарубежных государств и транснациональных
корпораций, которые пытаются навязать свои правила игры. (Это
заявление, столь необычное в устах Виктора Степановича, было с
изумлением встречено за рубежом, однако расценено лишь как
временная уловка премьера, не желающего выглядеть слишком
прозападным в предвыборный период). В заключении Черномырдин
предложил рассмотреть возможность создания в рамках СНГ аналога
ОПЕК или Международного энергетического агентства, созданного в
Западной Европе. Незадолго до этого глава Минтопэнерго Ю.Шафраник
заявил, что в свете разрабатываемой ныне Доктрины энергетической
безопасности России, он считает поиск и переориентацию на других
партнеров для стран СНГ в большинстве случаев нецелесообразным.
Особым предметом беспокойства министра является Украина: "Нас
слишком многое связывает... Не думаю, что если Россия прекратит
поставки газа на Украину, а та, в свою очередь, поставит заслон
российским энергоносителям на Запад, кто-либо выиграет".
27 мая, через четыре дня после неудачных российско-украински
переговоров, Е.Марчук был освобожден указом Л.Кучмы от
обязанностей премьер-министра, а его пост занял первый вице-
премьер П.Лазаренко. Пал ли Марчук жертвой борьбы вокруг новой
конституции (он не раз заявлял, что президентский проект основного
закона его "не устраивает, ибо сводит на нет роль и функции
правительства и премьера"), или жертвой своего растущего рейтинга
(который сегодня почти не уступает президентскому, что накануне
возможных выборов отнюдь не красило его в глазах Кучмы), или
жертвой подковерных интриг представителей администрации президента
Украины, или жертвой властных притязаний "днепропетровского клана"?
Ходят слухи, что именно Лазаренко сыграл ключевую роль в отставке
Марчука. Напомним, что Лазаренко официально курировал газ и
неофициально российско-украинские экономические связи, что он
имел и имеет весьма прочные связи в российских финансовых и
экономических кругах благодаря поддержке днепропетровцев в бывшем
украинском руководстве, что он является тем особым коммерческо-
властным боссом, которого "скорее боятся, нежели уважают", боссом,
имеющим огромное влияние как на СМИ, так и лидеров крупного
бизнеса.
Но достаточно ли связей Лазаренко для того, чтобы изменить
весьма напряженные отношения с Россией? Возможно, это более
удобная фигура, чем Марчук, с точки зрения, например, решения
проблем контаков в ТЭКах. В правительстве Украины со дня на день
ожидают дальнейших перестановок. Но зазвучит ли "музыка" в
результате пересаживания украинских "друзей"? Парад украинских
кризисов продолжается. Правительственный кризис, парламентский
кризис, конституционный кризис... Что дальше? Кто больше?
|