Дата публикации: 23.07.1996 Источник: Газета "Завтра" No: 30 (138) |
28 июня -- Верховная Рада после почти суточного непрерывного
заседания приняла новую Конституцию Украины.
15 июля -- Шахтерская забастовка охватила более трети шахт
республики, включая расположенные на Западной Украине. К
забастовке присоединяются работники других отраслей
промышленности.
16 июля -- Центробанк Украины ограничил операции с карбованцем.
Часть счетов иностранных, в том числе российских, банков оказалась
заморожена.
-- Совершено покушение на премьера П.Лазаренко;
-- Глава Газпрома Вяхирев в Киеве обсудил проблемы поставок и
транзита российского газа, а также расчетов за него.
18 июля -- Секретарь Совета безопасности Украины В.Горбулин
объявил о введении в республике элементов чрезвычайного положения.
19 июля -- Уволен в отставку мэр Донецка В.Щербань.
22 июля -- Объявлено о запрете политических организаций УНА-
УНСО и движения "За Советский Союз".
-----
На Украине завершился длительный период закулисной позиционной
борьбы крупных корпоративно-региональных групп. Борьба вошла в
острую открытую фазу, обнажив целый ряд острых противоречий между
Донецком, Днепропетровском и Киевом.
Начало процессу было положено довольно откровенным демаршем
киевско-полтавской группы два месяца назад, когда премьер Е.Марчук
инициировал через подконтрольную Службу Безопасности
разбирательство хода приватизации ряда крупнейших предприятий
металлургического и нефтехимического комплексов, включая такие
гиганты, как "Азовсталь", "Ориана", Днепровский химический и
Николаевский глиноземный заводы.
Поскольку эта приватизация была в сфере интересов
днепропетровской группы, а также их партнеров из России и дальнего
зарубежья, не замедлили последовать "ответные меры". В острой
ситуации необходимости срочных выплат за российский газ лидер
днепропетровской группировки, тогдашний вице-премьер по ТЭК
Лазаренко объявил, что раздобудет деньги, но взамен потребовал
премьерское кресло. Поскольку Марчук к этому времени успел
"наступить на мозоли" уже многим корпоративным лидерам, в том
числе донецким и российским, он был отправлен в отставку и заменен
Лазаренко.
Резко усилившаяся в результате этого назначения
днепропетровская группа, к которой принадлежит и сам Кучма,
развила стремительное наступление по всем политическим и
экономическим направлениям. Прежде всего, сместившийся
корпоративный баланс сразу ослабил позиции противников президента
и правительства в Верховной Раде, что позволило Кучме форсировать
вошедший в патовую стадию конституционный процесс. "Не слишком
правовые", ультимативные формы, в которых парламенту было
предложено выбирать между принятием конституции и назначением
референдума показывают, что законодателей предполагалось именно
"огорошить".
"Буря и натиск" президентской команды себя оправдали, и марафон
23-часового заседания Рады привел к принятию конституции, которая
вполне устраивает исполнительную власть. За исключением идеи
двухпалатного парламента и необходимости консультироваться с Радой
по ряду правительственных назначений, принятая конституция может с
полным основанием называться "кучмовской". Президент получил и
унитарное государственное устройство, и единственный
государственный язык украинский, и закрепление частной
собственности в самом широком смысле, в том числе на землю, и
прерогативу в течение трех лет управлять экономикой при помощи
указов, и много других важных приобретений.
Эта законодательная победа, приведшая к дальнейшему усилению
днепропетровской группы, не могла не вызвать попыток
противодействия. Традиционным и наиболее мощным инструментом
влияния на центр со стороны донецкой группы уже несколько лет были
шахтерские забастовки. Именно эти забастовки, например, в 1993 году
лишили кресла тогдашнего премьера Л.Кучму. В данном случае пороха
для забастовочного взрыва в регионе было достаточно и без
"инициатив сверху": накопившиеся многомесячные долги шахтерам по
заработной плате, превысившие 600 млн. долл. и поставившие целые
поселки на грань голодной смерти. Требовался лишь легкий толчок,
чтобы эта махина стронулась с места, и таким толчком оказались, с
одной стороны, очередные невыплаты зарплат, а с другой 45-
градусная жара, которая, невзирая на любую вентиляцию, сделала
невозможной работу в забоях.
Заявление Лазаренко о необходимости закрытия множества шахт
подлило масла в огонь, и забастовочное движение в считанные дни
охватило Донбасс и перехлестнулось на Западную Украину. В ответ на
угрозу локаута со стороны правительства и обещание перейти на
покупку более дешевого польского угля шахтеры использовали
проверенную тактику Приднестровья и Абхазии, блокируя авто- и
железнодорожные магистрали. Учитывая, что одна из главных статей
дохода республики грузовой транзит, в котором транспортные узлы
Донбасса играют важнейшую роль, и что на следующей фазе забастовки
появились политические требования (отставка президента,
правительства, Верховной Рады и обладминистрации),
обстоятельства требовали немедленного реагирования. Срочно
изысканные деньги на частичную выплату зарплат не помогли ослабить
шахтерский натиск, и для перелома ситуации требовался какой-либо
сильный шок.
Насколько случайно таким шоком оказалось неудачное покушение на
нового премьера говорить сложно, однако это покушение позволило
правительству "убить сразу нескольких зайцев". Во-первых,
оказалось возможно уволить главу донецкой группы В.Щербаня и ряд
других связанных с этой группой фигур (прокурора и главу СБУ
Донецка, ряд директоров и профсоюзных лидеров), а заодно вбросить
в прессу утверждение об инспирировании забастовок (и покушения) со
стороны зарубежных спецслужб. Во-вторых, вопиющий случай теракта в
отношении главы правительства открыл путь "борьбе с внутренним
терроризмом" и послужил основанием для введения "элементов
чрезвычайного положения", результаты которых наблюдаются на улицах
украинских городов в виде облав и проверок документов. В-третьих,
элементы чрезвычайки позволили развернуть борьбу с "политическими
краями", что уже воплощено в решениях о запрещении
националистической "УНСО" и движения "Советский Союз".
Следует признать, что столь очевидные успехи днепропетровской
группы в немалой степени связаны с предвыборной кампанией в
России. Огромный отток российских капиталов на Украину в это время
(эксперты называют цифру более двух млрд. долл.) позволил
существенно поправить дела украинским коммерсантам, связанным с
рядом группой крупных банков, и в первую очередь днепропетровским
Приват-банком. Вожжи, упущенные во время кампании группой Сосковца
(имевшей крупные интересы в украинской металлургии и ВПК), также в
значительной мере подбираются днепропетровцами и их компаньонами
из дальнего зарубежья.
Кроме того, эта же группа, ранее контролировавшая подавляющую
часть торговли вооружениями и спирто-водочного производства в
республике, быстро прибирает к рукам монополию на газ и нефть.
Примечательно, что глава Газпрома Р.Вяхирев посетил Киев для
обсуждения проблемы газоснабжения, транзита и оплаты за газ на
следующий день после покушения на Лазаренко. Согласованные еще
раньше формы частичной оплаты газа сортовым металлом, трубами и
т.п., вызывая возмущение украинским демпингом со стороны
разоряющихся российских металлургов, одновременно приносят очень
неплохой доход днепропетровской группе.
С точки зрения государственной устойчивости нашего славянского
соседа процесс корпоративной монополизации власти и собственности
днепропетровцами, быть может, и не следует считать наибольшим
злом. Однако для России, с учетом традиционной (еще с брежневских
времен) крайне высокой включенности данной группы во власть в
Москве, этот процесс требует предельного внимания. Сегодняшние
действия правительства Кучмы-Лазаренко на международной арене
внушают, по крайней мере, опасения.
Односторонние решения банка Украины по операциям с карбованцем
нанесли мощный удар по интересам множества российских
экономических субъектов. На экономическом форуме в Зальцбурге
Кучма заявил, что считает возможным расширение НАТО на восток и
готов согласиться на ассоциированное членство Украины в блоке в
обмен на обязательство НАТО не размещать на территории новых
членов ядерное оружие. На саммите ОБСЕ в Стокгольме Украина
решительно отвергла предложение РФ о создании Совета Безопасности
ОБСЕ, способного стать альтернативой НАТО для европейской
безопасности. Наконец, последние международные переговоры высших
должностных лиц Украины содержат слишком много заверений в
готовности к исполнению роли передового форпоста против России.
Подобные заявления трудно оправдать даже специфическими темами
этих переговоров: нескончаемыми просьбами предоставления кредитов
или иных форм помощи для спасения обрушивающейся экономики.
Чем станет Украина союзником России, склонным к дальнейшей
экономической и политической интеграции, или же антироссийским
криминально-клановым олигархическим королевством вопрос не
праздный, и от Российской власти в его решении зависит очень
многое.
|