Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

МАЛО НЕ ПОКАЖЕТСЯ!
Автор(ы): А. Кудинова
Дата публикации: 18.03.1997
Источник: "Завтра"
No: 11(172)




2 марта — Отправлен в отставку премьер Албании А.Мекси.
— Парламент ввел ЧП на всей территории страны.
3 марта — Президент С.Бериша переизбран на второй срок.
— Министр иностранных дел Албании Т.Шеху признал, что ситуация на юге страны вышла из-под контроля правительства.
9 марта — Бериша подписал Соглашение с оппозицией.
— Начался отвод правительственных войск с юга страны.
— В Гирокастре создан Комитет национального спасения.
11 марта — Волнения перекидываются на север страны.
14 марта — Во время беспорядков в Тиране из тюрьмы выпущено 600 заключенных, в том числе последний коммунистический правитель Албании Р.Алия и глава соцпартии Ф.Нано.

Албанский конфликт, подаваемый соответствующим образом с экранов телевидения (стоит подумать — зачем?) и специфически накладываемый на ожидания российского общества, приобретает характер политического мифа о пассионарных массах и их способности вершить историю. Не ставя под сомнение историческую значимость масс, попробуем разобраться в существе албанского процесса с помощью другой аналитической оптики. Наивность отнюдь не является рецептом избавления нашей страны от бед, которые она уже претерпела и которые ей предстоит претерпеть. Итак, об Албании.
Пожалуй, одной из главных особенностей албанского кризиса является анонимность противоборствующих сторон. Весьма примечательно прозвучавшее недавно рассуждение о том, что проводить миротворческую операцию в Албании было бы крайне затруднительно: неясно, кто, с кем и за что борется.
Кризис начался, как известно, с краха финансовых "пирамид". Обманутое разоренное население хлынуло на улицы, к нему примкнула оппозиция. То есть на поверхности — справедливый народный гнев и "обанкротившееся" правительство. Но среди первых сообщений о бурном проявлении общественного негодования попадаются странные: еще в конце января "обманутые вкладчики" уничтожили архивы нескольких мэрий. Позже толпы будут жечь библиотеки и разорять картинные галереи. Но в планомерном уничтожении архивов не чувствуется еще разгула стихий. Это — что-то другое.
В марте "другое", чье присутствие подспудно ощущалось с самого начала кризиса, приобрело более отчетливые очертания. Под мощным давлением международных сил президент Бериша заключает соглашение с оппозицией. Заявляется, что досрочные всеобщие выборы будут проведены летом, оппозиция войдет в правительство. "Мятежникам юга" обещают амнистию. Но при этом еще до подписания документа обе стороны признаются, что не в состоянии контролировать ситуацию на юге. За соглашением следует примиряющий жест (неясно, правда, примиряющий кого с кем?) — отвод правительственных войск с юга. В этот же день в Гирокастре создается Комитет национального спасения во главе с отставным генералом А.Гожитой. Комитет требует ухода Бериши, создания временного президентского совета (до проведения выборов), включения в правительство не только представителей всех существующих в Албании политических партий, но и "оппозиции юга". Два дня спустя премьером взамен отставленного А.Мекси становится бывший мэр Гирокатсры Б.Фино. Попытки Бериши договориться с Гожитой через "южанина" Фино безуспешны. Гожита заявляет: сложу оружие лишь при выполнении всех требований "третьей силы".
Поразительная легкость продвижения мятежников на север, "странная уступчивость" армии, сдающей один за другим склады с оружием и военные объекты, порождают слухи о "ползучем военном перевороте" и еще сильнее замутняют картину.
Попытаемся увидеть несколько слоев албанского процесса. Первым ключом к разворачиванию конфликта оказывается очень мощное и многоплановое внутреннее противостояние Север-Юг. Во-первых, это регионально-конфессиональные противоречия между христианизированным и относительно "цивилизованным" Югом (тоски) и исламизированными северянами — "дикими горцами" (геги). Здесь и корни партийно-клановых противостояний. Условно говоря, Юг представлен старым кланом псевдокоммунистов Э.Ходжи-Р.Алии (Ходжа, кстати, родом из Гирокастры), Север — псевдодемократами С.Бериши. После прихода к власти северянин Бериша раз за разом наносит по южному клану сокрушительные удары: отправляет в тюрьму последнего коммунистического лидера Албании Р.Алию, последнего коммунистического премьера Ф.Нано, вдову Ходжи Неджмие и других видных представителей комноменклатуры. Но юг продолжает оставаться базой соцпартии (бывшие коммунисты) и из всех регионов страны является наименее подконтрольным Тиране. В начале марта Бериша характеризует события во Влере как "вооруженное восстание бывших албанских коммунистов и бывшей албанской секретной полиции в союзе с международными разведслужбами".
В качестве возможных организаторов восстания ряд источников называет генерала К.Мустаки, члена клана Ходжи (занимал пост министра обороны до 1991 года), либо преемников У.Капо. Капо, уроженец Влеры, возглавлял секретную полицию режима Ходжи — "Сигурими". В годы правления Ходжи именно Капо создал мощный клан, контролировавший законный и незаконный бизнес на юге страны. После смерти Капо "сеть" перешла под контроль местных партруководителей.
"Дейтон" существенно нарушил баланс международных криминальных групп, "работающих" на Балканах. Поставки наркотиков в Хорватию, Сербию и Словению традиционно контролировались в основном итальянскими группами, в Боснию — турецкими. Вместе с оружием и наемниками из исламских стран в бывшую Югославию пришли новые исламские криминальные группы, и старым пришлось потесниться.
В Албании мусульманский север, естественно, был вотчиной исламских групп, "южные" позиции занимали итальянцы. Между местной и международными мафиями и их "крышами" в официальных органах существовало достаточно плотное сотрудничество. Однако то, что исламские группы, потеснившие итальянцев в Югославии, использовали в качестве "транзитной территории" север Албании, существенно омрачило отношения. Именно поэтому "сербско-болгарский" международный сценарий албанской дестабилизации, принятый к реализации после окончательной утраты Западом (в связи с фарсом прошлогодних выборов) иллюзий насчет послушного "демократического" Бериши, быстро вышел из-под контроля международных "спецсил" и зажил собственной криминальной жизнью.
Конкретным толчком к развитию нынешнего кризиса, видимо, послужила декабрьская атака "Севера" — принятые властями жесткие законы, направленные на борьбу с преступным бизнесом, проституцией, нелегальной эмиграцией и контрабандой наркотиков, а также планы крупнейшей приватизации. Через месяц МВФ обратила внимание правительства Албании на тревожный факт: впервые за многие годы из Албании было вывезено значительно больше денег, чем ввезено. Вскоре "лопнула" первая "пирамида". В начале марта министр иностранных дел Албании Т.Шеху заявит, что волнения во Влере и Саранде связаны отнюдь не только с крахом финансовых "пирамид". Это — своеобразный ответ Юга Северу, вызванный принятием декабрьских законов.
Удивительное долголетие албанских "пирамид" (значительная часть которых имела штаб-квартиры на юге страны) связано со специфическими источниками их дохода. "Отмывая" деньги местных криминальных групп, а также боснийские наркооружейные деньги международных мафий, "пирамиды" в течение нескольких лет могли исправно выплачивать населению проценты по вкладам. По сообщениям в европейской печати, в деятельности криминальных структур активно участвовали и видные деятели албанского истеблишмента. "Пирамиды" также финансировали выборную кампанию демократов в мае 1996 года. Крах "пирамид" связан в первую очередь с тем, что важнейший источник супердоходов — боснийский конфликт — иссяк с завершением войны. Но не исключено, что обрушение "пирамид" — акция "обидевшихся" на Север итальянских преступных групп.
Начавшиеся беспорядки блокируют намеченную правительством приватизацию в банковской, хромовой и угольной отраслях, энергетике и связи. Конец надеждам на приток иностранных инвестиций. Но это — "мелочи". Гораздо существеннее то, что длительная дестабилизация ситуации в Албании заблокирует возможность транзита энергоносителей "мимо Турции". Во-первых, недавно вошел в строй магистральный газопровод в Афины. По договору экспорт газа из России будет идти 25 лет, причем Греция готова продлить трубы в Македонию и Албанию. Региональная дестабилизация ставит этот проект под угрозу. Во-вторых, в связи с сомнениями мировых нефтяных трейдеров в надежности выхода нефтепровода Бургас-Александруполис в Эгейское море из-за конфликта Турции и Греции, был предложен обходной вариант, и Тирана ратифицировала соглашение о строительстве нефтепровода от Бургаса до... Влеры. Предполагалось, что по нефтепроводу пойдет нефть России, Азербайджана и Казахстана. Вовлечение в крупный региональный конфликт южной зоны Балкан, видимо, исключит ВСЕ западные варианты экспорта энергоносителей из России и Каспийского бассейна.
А дестабилизация Албании уже "расползается" на регион. "Горячая албанская зона" вплотную подошла к Черногории, Македонии и Косово. В самой Македонии, где 23 процента населения составляют албанцы, недавно тоже обрушилась финансовая "пирамида". Весьма негативно отразилось на ситуации и февральское выступление националистически настроенных македонских студентов, выкрикивавших в знак протеста против введения обучения в пединституте на албанском языке: "Газовые камеры для албанцев!". В это же время Европарламент осудил "средневековые пытки" в Косово: якобы сербские службы безопасности замучили в тюрьме до смерти этнического албанца.
Наконец, дестабилизация в Албании дает возможность США "поставить на место" европейцев. В начале марта появились заявления: НАТО не является мировой полицией и не считает необходимым проведение военной миротворческой операции в Албании. Пусть ОБСЕ (или ЗЕС) улаживают европейский конфликт! Между тем в Албании нарастает хаос, из тюрем вышли на свободу около 2000 человек, на руках у населения свыше 150000 единиц оружия. В начале албанского кризиса на одном из митингов демонстранты сожгли сорванное с полицейских снаряжение. Месяц спустя разбушевавшаяся толпа южан предала огню человека, заподозренного в принадлежности к албанским секретным службам. Европейцам предоставлен шанс завязнуть в Албании, как когда-то США в Сомали. А когда они устанут и отчаются, НАТО "придет на помощь" — как в Боснии, и тогда ни у кого уже не будет права подвергать сомнению безальтернативность альянса как глобального института конфликтоподавления.
Учитывая крайне высокое правдоподобие описанной модели, российской элите следует особенно внимательно отнестись к появившимся (в том числе в связи с акцией протеста 27 марта) рассуждениям о возможности у нас "албанского сценария". Такой сценарий, как видим, выходит далеко за рамки протестов обманутых вкладчиков. Он включает и перехват (впервые в Европе!) международным криминалитетом крупных политических инициатив, и подключение глобальных спецструктур и сил в рамках их собственных проектов перекройки мира. Мало не покажется!


А. КУДИНОВА




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)