Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

"РАССВЕТ" ПЕРЕД ЗАКАТОМ?
Автор(ы): А. Кудинова
Дата публикации: 30.06.1997
Источник: "Завтра"
No: 26(187)




29 июня — СМИ сообщают, что несмотря на сложную обстановку в стране, албанские досрочные парламентские выборы состоялись.

Албанский кризис основательно встревожил многих участников "европейского процесса". Пугала перспектива возникновения очередной волны беженцев — Европа еще не пришла в себя после "югославской волны". Пугала и возможность "воспламенения" соседних Косово, Македонии и Черногории. Однако этот же кризис породил и определенные надежды. "Самоустранение" США, наотрез отказавшихся еще раз выступить в роли "балканских миротворцев", открывало перед европейцами новые горизонты. Предсказывалось наступление миротворческого "звездного часа" чисто европейской военно-политической организации — ЗЕС.
Однако с "евросамостоятельностью" не заладилось. Члены ЕС так и не смоги найти общий подход к албанской проблеме. Великобритания и Германия категорически заявили, что военно-полицейская операция не отвечает функциям и полномочиям ЕС. В итоге было принято решение о проведении операции "Рассвет" силами отдельных стран-участниц ЕС — наиболее тяготеющих к независимости от американцев (как Франция), или непосредственно задетых происходящим в Албании (как Италия или Греция, куда уже устремились толпы беженцев).
Между тем, демонстративно "самоустранившиеся" США отнюдь не выходят из игры. Вскоре после введения на албанскую территорию "миротворцев" из Австрии, Греции, Дании, Испании, Италии, Румынии, Турции, Франции между ними начинаются острые конфликты. Греческие офицеры предъявляют руководителям операции — итальянцам — обвинение в отсутствии конкретных планов действий и ставят вопрос о политическом руководстве операцией в ряде органов НАТО. Правда, ни одна из попыток Афин не находит благоприятного отклика. Франция, например, во всех греко-итальянских распрях берет сторону Рима.
Далее выясняется, что греческие демарши против Италии самым непосредственным образом связаны с намерением последней свести на нет руководящую роль ОБСЕ. Именно ОБСЕ, на сей раз (!) пользующаяся поддержкой США, дает всей операции политические рамки. Италия же с самого начала добивалась максимальной свободы действий.
Проявившаяся конфликтность Греции (США) и Италии отражает достаточно крупный процесс перегруппировки сил, происходящий на Балканах под воздействием албанских событий.
26 марта в албанском парламенте состоялось весьма примечательное выступление Б.Гадзигеде, бывшего шефа секретной службы в администрации С.Бериши, смещенного с поста новым правительством. Гадзигеде заявил: мятеж на юге Албании — результат "заговора международного греко-православного лобби". По плану "Лотос", якобы разработанному еще в 1990 г., Северный Эпир (под северной частью исторической греческой области Эпир подразумевался юг Албании) должен быть отторгнут путем вооруженного восстания. К "заговорщикам" Гадзигеде причислил бывшего министра обороны К.Мустаки (входил в южноалбанский клан Э.Ходжи) и бывшего заместителя секретаря Албанской Соцпартии Г.Ручая (при Ходже — министра внутренних дел). Именно они, находясь сейчас в Греции, якобы предоставили афинским спецслужбам "полную информацию о всех военных базах Албании" (которые потом были так безжалостно разграблены). В список "заговорщиков" попал и американец Д.Тенет, представленный Клинтоном для утверждения на пост директора ЦРУ. Отец Д.Тенета, по утверждению Гадзигеде, — выходец из Южной Албании, эмигрировавший в молодости в Грецию, а сам Д.Тенет только в последнее время четырежды побывал в Албании.
Греция немедленно опровергла заявление Гадзигеде. Одновременно во Влере против его высказываний выступило десять тысяч (!) манифестантов. Отметим, что за несколько дней до заявления Гадзигеде греческий вице-премьер Я.Кранидиотис приезжал в южные районы Албании на встречу с представителями греческого меньшинства и руководителями повстанцев в Гирокастре и Саранде, чем навлек на себя гнев албанского правительства (хотя визит был согласован с официальной Тираной). А накануне этого турне мининдел Греции Т.Пангалос заявил: греческое правительство не требует отставки С.Бериши и не вмешивается во внутренние дела Албании. Международные СМИ расценили это "осторожное заявление" (США тогда уже дали понять, что уход Бериши будет воспринят ими положительно) как нежелание Греции осложнять жизнь своих собратьев в Албании.
Веская причина для такой осторожности имелась — в начале марта, в разгар событий на юге Албании, правительственные истребители сбросили несколько бомб на селение Делвина, преимущественно заселенное греками (министерство обороны Албании отвергло свою причастность к бомбардировке). Греция призвала правительство Албании не применять силу против греческого населения и даже заявила о готовности предоставить Тиране заем в 75 млн. долларов на выгодных условиях.
В контексте версии об участии "греко-американского лобби" в албанской дестабилизации обратим внимание на следующие обстоятельства. К началу вооруженных столкновений в Албании отношение США к Берише, которого ранее считали гарантом стабильности, "демократических реформ" и нейтралитета в югославском вопросе, претерпело существенную эволюцию. Бериша был удобен, так как не имел "великоалбанских" амбиций; кроме того, Албания стала первой из восточноевропейских стран, подавшей заявку на вступление в НАТО и изъявившей готовность предоставить албанские базы в распоряжение американских ВВС для контрольных полетов над Сербией.
Первое глубокое разочарование постигло США осенью 1995 г. Америка тогда отрицательно отреагировала на намерение Бериши отправить в отставку председателя одного из высших судов Албании З.Брози и даже пригрозила, в случае неповиновения албанского президента, отказать ему в приеме в Белом доме. Бериша уступил, однако после визита в Вашингтон "вероломно" уволил Брози. Окончательное "прозрение" американцев наступило после выборов 1996 г., прошедших с грубыми нарушениями. В начале 1997 г. США объявили, что приступают к полному пересмотру своих отношений с Албанией, а ОБСЕ, солидаризировавшись с США, призвала Тирану к проведению в ближайшем будущем новых "честных" выборов. С марта, когда возникло "правительство национального примирения" во главе с представителем оппозиционной Соцпартии Б.Фино, представители США постоянно выходят на контакт с социалистами. В мае, после встречи Фино с М.Олбрайт, было объявлено о возобновлении американской помощи Албании, прерванной с начала кризиса. Албании пообещали 12 млн. долл. на проведение выборов в июне 1997 г. Таким образом, США достаточно четко обозначили свою новую позицию по отношению к Берише.
Далее, как мы помним, весьма неожиданным и сокрушительным итогом албанского кризиса стал беспрецедентно стремительный развал албанской армии. В ее предыдущей "реструктуризации" активное участие приняли США. Для ускорения модернизации офицерам было предложено добровольно уходить в отставку в возрасте 50 лет при сохранении 50% жалованья в течение двух дет. Было уволено примерно две трети всего кадрового командного состава. Многие из "отставников" стали позднее костяком восставших на юге; кроме того, эксперты отмечают "смычки" уволенных с кадровыми военными на действительной службе.
Одновременно с "реструктуризацией" при посредничестве США происходит восстановление военных связей Албании с Грецией, особенно показательное после периода напряженности, вызванного пограничным инцидентом в 1994 г. (тогда два албанских призывника были убиты, как утверждается, греческими террористами).
Весной этого года, после формирования "правительства национального примирения", Бериша вынужден был "поделиться" с оппозицией силовыми ведомствами: оставив за своей Демократической партией пост министра внутренних дел, он отдал социалистам пост министра обороны. Одним из главных приоритетов новое правительство тут же назвало восстановление боеспособности ВС (вспомним развал армии и разграбление вооружений) — и обратилось с просьбой об оказании безвозмездной военно-технической помощи к США, России, Турции и странам ЕС. А кроме того, новый министр обороны предложил военному атташе Греции в Тиране взять на себя — вместе и Италией — реорганизацию албанских вооруженных сил.
Афины откликнулись на удивление стремительно — оказалось, что в ГШ Греции уже разработан специальный план по реорганизации албанской армии, предусматривающий прибытие в Албанию греческих офицеров для разработки новой военной структуры ВС, а также обучение албанских офицеров в греческих военных учебных заведениях. Это — гигантская и очень дорогостоящая операция (ее сравнивают с той, которую проводили англичане в Греции после Второй мировой войны). А СМИ по этому поводу подчеркивают, что греческие военные учебные заведения обладают весьма интересной спецификой: все иностранцы, окончившие эти заведения, в течение дальнейшей службы (в какой бы точке земного шара они ни находились) отстаивают интересы Греции. Афины — не без злорадства — отметили: "турецкий эксперимент в албанских вооруженных силах, кажется, не удался".
Примечательно, что в течение всего 1997 г. Греция неоднократно занимала по отношению к Албании и лично Берише позицию, сходную с позицией США: Греция и США синхронно высказали опасение, что Албания сползает к гражданской войне, синхронно заявили о ненужности военного вмешательства НАТО в албанский конфликт и т.д. А позже, когда итальянцы "нашли подходы" к С.Берише (что противоречило взглядам Вашингтона, считающего предпосылкой к урегулированию кризиса удаление Бериши с его поста), Греция перешла к открытым нападкам на Италию.
Таким образом, уже с марта в регионе наметилось очень значимое противостояние: Италия (которую, не афишируя, поддерживает Германия) и Греция (с которой солидаризуются США). Американцев не может не беспокоить возможность возникновения "большого балканского коридора", включающего Германию, Италию и Турцию. Прежде всего, США в принципе не устраивает усиление роли Германии и Южной Европы на Балканах. Далее — смещение интересов Турции к европейским союзникам по НАТО и ослабление контроля со стороны США будет означать для Вашингтона огромные политические издержки: Киссинджер не случайно называет Турцию единственным надежным американским "якорем" на Ближнем Востоке.
Однако данный политический сюжет, возможно, не самый главный в албанской интриге. С самого начала "албанской революции" нынешнего года очень многие ее странности необъяснимы без учета политической роли крупнейших криминальных кланов — турецких, ближневосточных, итальянских и т.д. Если юг Албании, по утверждениям европейских экспертов, контролировался в основном итальянской мафией (коморра, "Сакра корона унита" и др.,), то на севере властвовали исламские кланы. И невероятные "оружейные дела" последних месяцев (разграбление военных складов, заводов и арсеналов, в результате которого "исчезло" чуть ли не 2 миллионов "стволов"), а также задержание итальянской полицией всего лишь за неделю более полутора тонн(!) контрабандной марихуаны — ясно указывает на тип "специализации" всех этих мафиозных кланов. Где завтра начнет стрелять это оружие — предсказать трудно, но ясно, что деньги, стоящие за операциями такого масштаба, вполне сопоставимы с "черными" прибылями от крупнейших военных конфликтов последних десятилетий.
Возможно, свет на последний вопрос может пролить еще один региональный сюжет — монархический. Новоявленный главный претендент на албанский трон — король Лека, как сообщает европейская пресса, одновременно является бизнесменом особого рода. В 1979 г. он был выдворен из Испании по обвинению в незаконной торговле оружием. С учетом этого факта особый и тревожный подтекст приобретают слова предполагаемого монарха на митинге во время недавнего визита в Албанию: "Не стреляйте в воздух. Патроны нам скоро понадобятся"... Учитывая, что Лека к тому же сторонник идеи "Великой Албании", радетелям демократического урегулирования албанского кризиса вряд ли стоит самообольщаться, утверждая, что численность поклонников монархии в стране не превышает десятков тысяч. И становятся понятнее как растерянность европейских спонсоров урегулирования во главе с Враницким, так и их заявления, что выборы необходимо признать "любой ценой", какие бы нарушения в их ходе ни были выявлены международными наблюдателями.
Возможно, "цена" будет заплачена достаточная и обстановку в регионе удастся застабилизировать. Для нас же здесь, помимо очевидной заинтересованности в "неразрастании" балканского кризиса, очень значимы определенные аналогии. Самая животрепещущая — отечественная военная реформа, сценарий которой в своем замысле уж очень напоминает албанский. Вот только оружия в России побольше, а о мафии узнают уже в детском саду... И потому российским политикам нужно заранее подумать о возможных последствиях. Учиться все же лучше на чужих ошибках.
А.КУДИНОВА




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)