Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

"ГНЕЗДО" НА ДМИТРОВКЕ
Тема: Россия
Автор(ы): М. Мамиконян
Дата публикации: 20.06.1998
Источник: Газета "Правда"
No: 112 (27933)

Тенденции в Совете Федерации в связи с "фактором Лебедя" и экономическим кризисом

Президент России решает вопрос о власти (главный, заметим, вопрос своей жизни). Не секрет, что на сегодня его "конкурентами-2000"  обозначились пятеро — по два из каждой палаты парламента (Лебедь с Лужковым и Зюганов с Явлинским), плюс умело выведенный из власти, но не из игры Черномырдин. Итак, президент решает... Его отношения с Госдумой и засевшими в ней претендентами переведены в режим "автопилота" и ждут до осени своего развития, возможно (учитывая неизбежный финансовый крах и нынешние социальные выступления масс) весьма бурного. Но отношения с Советом Федерации не ждут. Потому что — Лебедь!

И мы видим, как в начале июня (буквально — в день красноярской инаугурации!) Ельцин встречается с президентами национальных республик и делает громкие заявления в духе печально известного "берите суверенитета сколько проглотите". Он обещает им еще больше суверенитета и следующих из этого финансовых выгод, называет прежние договора "в чем-то устаревшими", и, слегка путаясь в жанрах,   то провозглашает площадное:"Нет ущемлению прав регионов!", то покаянно сетует:"Сейчас думаешь, какой же я был нехороший человек!". Несмотря на некоторую избыточную театральность, эта революционная борьба с самим собой явно пришлась по душе зрителю — президенты ушли довольные, усвоив главное — поправки к договорам обеспечат перевод из федеральной собственности в республиканскую наиболее лакомых, еще не приватизированных предприятий.

Что ж, главы республик предвкушают удовольствие от очередного "проглатывания" и наслаждаются восстановлением привилегий, утерянных было при подписании федеративных договоров иными, "ненациональными", субъектами. А как же они — края и области — неужели  их обделят? Неужели Кремль вернет прежнюю (отнюдь не только финансовую!) асимметричность Федерации, рискуя в борьбе с весьма "зубастыми" сенаторами потерять Федерацию как таковую? К сожалению, это вопрос почти риторический.

Мы слышали после встречи с главами республик, что в июле президент намерен пригласить в Кремль глав всех 89-ти субъектов, что теперь он чуть не перед каждым заседанием Совета Федерации будет встречаться с сенаторами, что он обсудит с ними антикризисную программу, что он отменит поездку к Кучме ради поездки в Нечерноземье. Слышали мы и поспешные объяснения взволнованным губернаторам нового зама главы администрации В.Путина, что назначение начальником Главного контрольного управления генерала ФСБ (Н.Патрушева) вовсе не означает "закручивания гаек", а является просто производственной необходимостью. И "окорачивание рук" областям, нахватавшим, минуя правительство, кредитов за рубежом — естественная, вроде, разумная мера. И решимость правительства давать финансовую помощь регионам только на жестко оговоренных условия (первый такой договор только что подписал с Челябинской областью В.Христенко) имеет целью"оздоровление".

Все это, начавшее вдруг разом происходить между Москвой и губерниями, — якобы политика "кнута и пряника", призванная  сблизить Центр и регионы, показать, кто в доме хозяин, жесткий, но справедливый. В этом нас убеждают многочисленные публикации, анализирующие последние шаги президента.

Но за всем этим мы слышим и видим иные шаги — знакомые по 91-му году "шаги распада"... Балансируя между претензиями глав республик и областей, между политическим и экономическим регулированием (пытаясь, отпустив в одном, поджать в другом), Ельцин все равно по большому счету исповедует единственный принцип властвования: "Если процесс нельзя остановить, то его надо возглавить".

Таким образом — и поскольку нас беспокоит процесс распада России! — зададимся вопросом, есть ли в стране власть (а право же, вся власть к президентской не сводится), склонная именно и только останавливать пагубный процесс? Вот, скажем, в Совете Федерации какие тенденции и настроения, особенно после прихода туда Лебедя?

Сам он, как известно, сказал: "Управлять такой огромной страной из единого Центра невозможно — это своего рода "синдром динозавра", — сказал, как отрубил (в том числе  несколько столетий успешного управления). И далее, после реверанса, что нечто ему (государству) оставить надо: "Вся остальная власть, — а с ней и львиная доля налогов — должна быть передана в регионы". Оч-чень соблазнительная мысль! И, видимо, модная в данных кругах. Буквально ее же в те же дни озвучил сенатор от Алтайского края А.Суриков: "...у руководителей регионов возникает искушение пойти на экстремальные меры: выставлять посты милиции в территориальном управлении федерального казначейства и налоги, отчисляемые в российский бюджет, перевести в местный бюджет. И я боюсь, как бы Красноярский край, а вслед за ним и другие регионы-доноры, не поступили с Россией точно так же, как она поступила с Союзом, объявив, что будет платить ему налоги по своему усмотрению. Затем такие мысли могут возникнуть и в головах руководителей дотационных территорий." ("ОГ", 04.06.98.).

Насчет милиции в казначействе, согласитесь, не слабо! Отдает мятежом. И дабы не реализовалось "искушение", автор сих угроз предлагает Центру "добровольно ограничить аппетиты". Отсылка к Красноярскому краю отнюдь не случайна. Именно Суриков 10 июня (в день явления сенату сибирского героя) элегантно и невзначай поднял вопрос о подтверждении полномочий сенаторов (поскольку с января 1996г. состав верхней палаты более, чем на треть обновился). То есть в неявной форме заявил о нелегитимости руководства Совета Федерации. Очевидно — и в первую очередь — имея ввиду Егора Строева. И (очевидно) выражая этим не только свою позицию. Что, учитывая возраст председателя верхней палаты, означает только одно — возможное скорое воцарение на Б.Дмитровке (б.Пушкинской) Александра Лебедя со всеми вытекающими последствиями.

В тот же, по совпадению, день 10 июня Конституционный суд РФ, рассматривая по запросу Совета Федерации и Законодательного собрания Карелии положения Закона о референдуме, признал, что на референдумы субъектов РФ могут быть вынесены вопросы, находящиеся в совместном ведении Федерации и субъектов. А значит регионы напропалую могут теперь рядиться с Центром, угрожая ему "мнением народным". И вряд ли этой возможностью пренебрегут.

Какие механизмы удержания, кроме весьма сомнительных экономических — от упомянутых "договоров" до перекрытия "крана" (что попытался недавно осуществить Р.Вяхирев по отношении к Татарстану) — могут быть у центра? Задействование компромата?

Два крупных уголовных разбирательства, близко касающихся региональных "вождей", вторую неделю потрясают общество: дело об убийстве Юдиной в Калмыкии и вскрытие мошенничеств в окружении курского губернатора А.Руцкого. Желающие видеть в обоих случаях мстительную "руку Кремля" припоминают, что и Руцкой и Илюмжинов активно участвовали в событиях 93-го года. И даже Юрков из Госкомстата, герой третьего скандала, якобы не случайно был поставлен президентом на ответственную "счетную" должность именно после октября, он уже тогда занижал цифры (жертв?!!), и вот теперь... другим в предупрежденье, в преддверии осеннего противостояния...

При всей очевидной "беспредельщине" происходящего в Курске очевидно и то, что в других местах — примерно то же самое. Пусть и не так гротесково. Везде коррумпированная власть, воровство, борьба кланов, в том числе преступных. Морализировать по этому поводу уже поздно. Искать "высоких" политических объяснений чаще всего глупо. Идет свара внутри порочной алчной "элиты". "Пятилетка приватизации" сформировала особый климат, в котором все позволено, особенно начальству. В пылу битв за собственность Россия как ценность и целостность — уже только помеха?

Год-два назад предупреждения о возможности распада России воспринимались обществом и властью как паникерство отдельных "зацикленных" политологов. Теперь о распаде РФ не кричит разве что ленивый. Будет ли реакция общества и власти (есть надежда, что не до конца преступной!) адекватна возникшей угрозе? Или этот последний "тест" на наличие общества и власти покажет, что ни того, ни другого — нет?

Врезка: Какие механизмы удержания целостности России, кроме сомнительных экономических, есть у Центра в тяжбе с регионами?




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)