Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

Пустые хлопоты
Тема: Россия
Автор(ы): М. Мамиконян
Дата публикации: 29.10.2008
Источник: Завтра
No: 44

Мария Мамиконян

ПУСТЫЕ ХЛОПОТЫ

7 октября 2008 года премьер В.Путин, выступая на совещании по кинематографии, приуроченном к открытию первой в России частной киностудии RWS, заявил, что принято "решение о выделении значительных средств на поддержку кинематографа страны, который должен способствовать формированию ценностных установок, соответствующих интересам общества и стратегическим задачам развития страны". В частности, было сказано, что, по расчетам правительства, отечественное кино сможет занять в ближайшем будущем 30% внутреннего рынка проката.

То, что Путин едет на открытие частной киностудии, да еще в свой день рождения, то, что он при этом рассуждает о ценностных установках и стратегических задачах, сразу вызывает ассоциацию с памятным всем: "Важнейшим из всех искусств для нас является кино" (В.И.Ленин). И, скорее всего, эта ассоциация не случайна.

Тут бы и порадоваться. Поскольку неявная адресация к исторической фразе говорит о намерении руководства страны заняться воспитанием масс. И о том, что оно, как и создатель советского государства, понимает, что именно массовое искусство кино есть канал к душам и умам масс. Без которых не решить эти самые "стратегические задачи развития".

Но не будем радоваться преждевременно. Отметим для начала, что названная цифра - 30% - по отношению к нормам других стран постыдно мала. Ведь это значит, что 70% будет по-прежнему занимать иностранная продукция, в основном сомнительного качества. Сравним, например, с 20% иностранных фильмов, допускаемых в китайский прокат, подумаем при этом, что лежит в основе всего китайского взлета (от ВПК до Олимпиады) - а ну как "ценностные установки"? - и... вернемся к нашим сегодняшним реалиям.

Прежде всего, к цифрам. На самом деле, 30% - это замедление, а не увеличение роста присутствия отечественного кино в нашем прокате. Ведь с 2004 по 2007 год данный показатель вырос с 12% до 25% - то есть за три года аж вдвое (или на 13% по отношению к общему объему). А тут "в ближайшем будущем" предполагается плюс еще 5%? Не густо. Даже если ближайшее будущее - это ближайший год.

Но главное, конечно, не в этом. Главное всегда не в количестве, а в качестве. В качестве этих 30%. А то ведь и никаких "отечественных процентов" иной раз не захочешь!.. Если бы у российского зрителя появилось вдруг высококлассное, культурно- и (не побоимся этого слова!) идейно-ориентированное кино, то 30% от общего проката могли бы серьезно изменить существующую регрессивную тенденцию, без очков видную при взгляде на сегодняшние молодые "массы". Те самые, ради которых по-прежнему "главнейшим является кино".

Но что имел в виду премьер под "формированием у зрителей ценностных установок"? Кто и какие ценности предполагает транслировать? Какими творческими силами? На какие деньги? Будет ли кто-то отвечать, если окажется, что на бюджетные деньги, то есть при согласии правительства, молодежи внушены - представьте себе! - ценности, несовместимые со "стратегическим развитием", которое правительство, как мы слышим, планирует?

Мы же помним, как после десятилетия развала советского кинематографа (когда во всей России снималось около десятка картин в год, кинотеатры пустовали, киностудии разрушались, а 90% проката составляли американские боевики самого отвратительного уровня) в 2002 году были предприняты первые попытки выправить ситуацию. Министерство культуры РФ, признав положение катастрофическим, заявило тогда, что часть снимаемых фильмов будет финансировать государство, и что приоритетному финансированию подлежат детские, патриотические и исторические фильмы. Ни о какой системной поддержке российского кинематографа - как это было сделано, например, во Франции в 80-е годы - речь, конечно, не шла. Но ведь и с объявленными (очень правильными) приоритетами в результате... как бы это помягче сказать... не сложилось.

А вот французские преобразования дали в свое время результат. Они базировались на тезисе, что рынок не должен убить кино как искусство. Для чего же нужно искусство кино - это во Франции понимали. Иначе, чем Ленин, но в чем-то очень близко. В 1982 году Жак Ланг, французский министр культуры, объявил сопротивление доминированию американского кино одной из своих основных целей и аргументировал это так: "Надо действовать немедленно, если мы не хотим завтра остаться только прилавком для сэндвичей!".

"Прилавком для сэндвичей"! Очень внятная государственная (отнюдь не только культурная) задача была им сформулирована. В результате возникли дотации на съемки, стипендии и гранты для выпускников киношкол, поощрения талантливых режиссеров и, что очень важно, протекционистская политика государства в сфере проката. Вообще, с конца 80-х меры по защите от засилья фильмов иностранного (прежде всего, американского) производства приняли многие страны - от европейских до Южной Кореи. В России же режиссеры неоднократно поднимали вопрос о квотах, но безуспешно.

Тем не менее, благодаря государственным вливаниям, с 2004 года в российском кино начался процесс, который был поначалу распропагандирован как чуть ли не "возрождение российского кинематографа". Миллионы долларов, потраченных на "Ночной дозор"... то, что сборы с этого блокбастера превысили сборы с "Властелина колец"... потом успех "Турецкого гамбита" и "Дневного дозора"... - все это замутило головы пишущих о кино, был провозглашен "русский Голливуд!", коммерческий результат стал (правда, ненадолго) мерилом успеха, а успех как таковой, естественно, мерилом всего.

Тут надо сказать, почему коммерческий результат оказался мерилом успеха ненадолго. Нет, не потому, что вспомнили о преференциях фильмам этой самой "детской, патриотической и исторической направленности". Но потому, что очень быстро выяснилось: 80% снятых в России фильмов - в прокате провалилось. Увы, миф о коммерческом успехе национального кино был лишь мифом.

Но, может быть, сейчас государство отказывается от ложных "голливудских" ориентиров и намерено всерьез заняться формированием духовно здоровой нации? Собирается бросить все кинематографические силы на это и, не щадя живота... извините, бюджета, сеять это самое разумное, доброе, вечное? Может быть, есть - и побеждает?! - тенденция снимать "правильное" отечественное кино? И именно ее хотят поддержать, усилить, развить? А потом еще и побудить владельцев кинотеатров и прокатных фирм именно эти фильмы доводить до широкого зрителя?

Нет, тенденция прямо в обратном. Приоритетное финансирование "патриотическо-историческо-детских" свелось к выпуску "1612" и "1814" - фильмов, которые, конечно, позволили отчитаться за освоенные госсредства, но вряд ли воздействовали на умы и сердца в должной мере. Поскольку последнее (воздействие) требует и художественного уровня, и внятной сверхзадачи. В любом случае, "событиями" они не стали.

Зато стали "событиями с обратным знаком" несколько произведений "специального" жанра. Жанра глубинной провокации, нацеленной на разрушение ценностного ядра коллективной личности все еще существующего русского народа. Это, прежде всего, скандально известные "Сволочи", вышедшие к 60-летию Победы, и совсем "свежий" "Гитлер капут!" Но и не только они.

Сказано об этих фильмах много. Здесь стоит лишь добавить, что раскрутка их носила далеко не случайный характер. В случае "Сволочей" так и вовсе имело место неполное, но солидное финансирование - и фильма, и его рекламы - из бюджета. Что же касается "Гитлер капут!"... не знаю, как было в других городах, но москвичи в связи с этим спец-проектом подверглись наиболее агрессивной за последние годы рекламной атаке.

Как и "Сволочи", фильм должен был пойти широким экраном аккурат к 9 мая. Его попридержали, но уж зато в сентябре... Огромные глумливые билборды с порно-звездами в ролях советских "разведчиков" сами по себе (до и без всякого фильма) являлись кампанией по надругательству над исторической памятью и ее вытеснению. А, получив площадку в большом количестве кинотеатров, фильм уже в первый уикэнд заработал (о, этот успех в прокате!) почти 144 млн. рублей. Что наглядно демонстрирует всю нынешнюю коллизию с прокатной политикой и "ценностными установками". И не надо заседаний кабмина, чтобы сообразить, какие приоритеты победят на кинорынке.

Конечно, отрадно, что в регионах целующиеся лесбиянки в "военном" фильме смутили не только неподготовленную аудиторию, но и "неподготовленных" администраторов. Директор одного из магаданских кинотеатров заявила, что не пустит фильм, так как молодое поколение надо воспитывать на других фильмах, а ветеранов это зрелище оскорбит. Отрадно, что у нас есть зачатки (или остатки?) гражданского общества и возникает (иногда) точечное сопротивление на низовом уровне. Но ведь точечное, а не контркультурный - точнее, культурный - фронт, противостоящий фронту антикультурному!

По активно продвигаемой кинопродукции видно, что призывы преподносить историю объективно - так и остаются призывами. В только что вышедшем фильме "АдмиралЪ" о Колчаке (снятом при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии) не упомянут ни один нелицеприятный факт из реальной биографии исторического персонажа. Зрителю с заведомо пониженным сериалами вкусовым барьером и крайне размытыми представлениями об истории России третьесортная мелодрама может быть "впарена" как "правда о Гражданской войне". Но созданный таким образом массовый человек никак не может быть включен в декларированные планы по "развитию".

Телевидение и киноиндустрия идут рука об руку: 1-й канал, 2-й, не говоря уж о наиболее откровенно работающем на деградацию ТНТ. Теперь вот - новая киностудия, RWS, начинавшая с телесериалов, явила себя миру как наисовременнейшая и наиоснащеннейшая. У нее широкие планы - как в кино, так и, по-прежнему, на телевидении. В этой системе сообщающихся теле-кино-сосудов вываривают общество.

Правительство принимает новые "меры по поддержке российского кинематографа", выделяет деньги, заинтересовывает продюсеров в коммерческом успехе... в общем, волнуется о нас. И, вроде, о развитии. Но возникает чувство, что ему невдомек, что все ТАКИЕ меры - пустые хлопоты.




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)