Дата публикации: 04.04.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 14(70) |
Крымская проблема имеет в своей основе три причинных уровня.
Уровень первый борьба за собственность.
С самого начала вопрос о собственности являлся тем краеугольным
камнем, вокруг которого происходило большинство политических
баталий между Киевом и Симферополем. Так было в 1992 году вокруг
закона о разделении полномочий между Украиной и республикой Крым.
Так же было и в 1994 году, когда президент Ю. Мешков и команда А.
Сабурова готовили в Крыму приватизацию "по-московски" и попытка
реализовать которую привела команду А. Сабурова к падению, а
президента Ю. Мешкова к сентябрьскому выступлению и потере им ряда
полномочий. Уже тогда стало ясно, что Киев не отдаст завоеванных им
позиций (премьер А. Франчук и его правительство), а наоборот,
постарается расширить и укрепить их, дождавшиись подходящего
момента. Такой момент наступил в начале марта, когда президент Ю.
Мешков и спикер Верховного Совета Крыма С. Цеков смогли-таки
договориться о взаимодействиях (помощь Мешкова Цекову вторично
занять пост председателя взамен на возвращение ряда полномочий). И
вместе попытались начать атаку на правительство А. Франчука (свата
Л. Кучмы) и вице-премьера, курирующего вопросы приватизации А.
Сенченко. В ответ на эту угрозу Киев поступил как шахматный игрок,
почувствовавший, что ситуация в партии опять может измениться не в
его пользу сбросил фигуры на пол и врезал доской по голове
сопернику Верховный Совет Украины под строгим взгядом и.о.
премьера Е. Марчука отменил весь пакет законов (как украинских, так
и крымских), касающихся республики Крым и начиная с 1991 года. А
запоздавшая попытка крымского Верховного Совета все-таки
иизбавиться от А. Франчука привела к тому, что крымское
правительство было переподчинено непосредственно правительству
Украины. Если крымский парламент и впредь будет проявлять
хотьминимум самостоятельности, то вероятнее всего следует ожидать
его роспуска. Киев не собирается сдавать те позиции, которые
крымское руководство отдало в результате сентябрьской свары.
Второй уровень внутриукраинские проблемы.
Став летом 1994 года президентом Украины Л. Кучма не скрывал
своего намерения реформировать украинскую политическую систему по
образцу России. Предполагалось уничтожить советы и образовать
исполнительную вертикаль, не подчиняющуюся парламенту, и оставить
за ним и местными представительными органами только законодательную
и совещательную функции. В силу украинской специфики данная задача
могла быть решена только при поддержке определенных сил в самом
Верховном Совете Украины. Отсюда и переориентация Кучмы на
сотрудничество с правыми и националдемократическими фракциями в
парламенте. Однако в марте этого года у президента во
взаимоотношении с Верховным Советом возникли некоторые сложности. В
парламенте был забаллотирован указ Л. Кучмы о
финансово-промышленных группах. Отставка премьера В. Масола не была
принята депутатами, а Е. Марчук был назначен только исполняющим
обязанности. Примерно в это же время на помощника спикера А. Мороза
прокуратурой Украины было возбуждено уголовное дело. Поэтому на
"крымском вопросе" украинский президент попытался вновь добиться
единства с поддерживающими его парламентскими фракциями и снять
конфронтационный момент из взаимоотношений с Верховным Советом. Что
ему прекрасно удалось (против проголосовало всего 55 депутатов из
408). Если теперь депутаты Верховного Совета Украины "проглотят"
переподчинение правительства Крыма правительству Украины, то будет
создан прецедент, открывающий президенту путь к созданию
независимой от Советов исполнительной вертикали.
Третий уровень ликвидация российского влияния в Крыму.
Одновременно с атакой на верховные органы власти в республике
Крым был проведен ряд акций против Черноморского флота (выключались
телефоны в штабе и управлении ЧФ). А затем российская консульская
миссия была обвинена в нарушении конституции Украины
(предоставление жителям Крыма российского гражданства) и была чуть
ли не силой выдворена с полуострова. Данные акций свидетельствуют о
том, что Киев поставил перед собой задачу уничтожить сначала
дипломатическое влияние в Крыму, а затем поставить вопрос о
иностранном (российском) военном присутствии на территории
суверенной Украины. Вероятнее всего, вскоре мы станем свидетелями
очередной вспышки российско-украинского спора вокруг Черноморского
флота, причем Киев постарается в случае раздела вытеснить
российский Черноморский флот из Севастополя, лишив Россию этой
военно-морской базы. Эта попытка вытеснения Черноморского флота из
Севастополя (так же как и 14-ой армии на Приднестровья) оценивается
экспертами как попытка "зачистить" от российского военного
присутствия территорию, прилегающую к расширяемому одесскому
терминалу и планируемой танкерной линии Самсун-Одесса, создаваемых
совместно Турцией и Украиной при поддержке английских фирм.
|