Дата публикации: 06.06.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 23 (79) |
Заявление о создании "Государственно-патриотического
объединения "Духовное наследие" c участием КП РФ воспринимается с
долгожданной надеждой. Политическое движение, ориентирующееся на
отечественную духовную традицию, включая "нравственный потенциал
социализма"! Ведь именно в обновлении нравственной идеи
всечеловеческого звучания и видится источник воскрешения державной
(т.е. имперской) государственности.
Однако, к сожалению, в газетной информации об учредительном
съезде объединения, отразившей приподнятое состояние духа и
благородные намерения его участников, чего-то недоставало.
Оставалось неясным, в чем же состоит та новая формула Русской Идеи,
которая способна внести животворящее начало в дело возрождения
державы. Объявление председателя центрального совета объединения
А.Подберезкина о том, что оно на предстоящих выборах не будет
выдвигать собственную платформу, а окажет поддержку КП РФ,
отличалось известной расплывчатостью. "Мы хотим попытаться помочь
объединиться всем государственникам от президента и премьера до КП
РФ". Что ж, к духовно-нравственному потенциалу социализма, не говоря
уж об идее державности, нынче апеллирует в своей предвыборной
агитации и "партия власти", заставляя работать на себя своих
оппонентов. Технологии здесь могут быть применены самые
оригинальные.
Последовавшее затем выступление А.Подберезкина в
правительственной "Российской газете" (31.05.95) способно
подтвердить самые худшие опасения: "Избирательный блок Черномырдина
может объединить сторонников идеи государственности" такова
главная мысль статьи, вынесенная в подзаголовок. По его мнению, к
осени союзниками станут представители исполнительной власти и "пока
находящаяся за ее пределами" "умеренная левая" оппозиция, без
поддержки которой "партия власти" слишком уязвима для критики. А
относится к ней не кто-нибудь, а именно "духовное наследие",
учрежденное КП РФ и разделяющее ее государственническую линию на
выборах, о чем в данной статье "деликатно" умалчивается. Неужели
провокация может быть столь грубой? Что ж, ставки в игре велики, и
преднамеренное искажение газетой смысла высказываний А.Подберезкина
вполне возможно.
К сожалению, предсъездовские материалы, в частности, издание
"Современная Русская идея и государство" под редакцией Г.А.
Зюганова, еще более убеждают в том, что поводов для подобных
истолкований политической позиции "Духовного наследия"
предостаточно.
Как ни удивительно, о содержании "современной", как и
исторической Русской идеи трудно узнать что-либо определенное даже
на тех двух страницах объемистого тома, где о ней вроде бы идет
речь. Упомянув о православном идеале и Третьем Риме, авторы
констатируют, что общество "продолжало развиваться, а вместе с ним
происходила трансформация русской идеи". "В послеоктябрьский период
...возобладало болезненное для России жертвенное мессианство". Это
все, что русский коммунист Зюганов находит нужным сказать о русском
коммунизме. Нет и попытки ухватить логику развития идеи, осмыслить в
ней место и значение советской эпохи. Вообще же, "главное в нынешнем
содержании русской идеи сохранение и возрождение нации", причем в
одном случае имеются в виду собственно русские , в другом речь
идет об "общеевразийском национализме". Очевидно, авторы книги вовсе
не спешат обосновывать право России на собственный путь и творческую
роль в мировой истории. Речь идет лишь об учете ее особенностей в
процессе "модернизации", "строительства гражданского общества",
"либерального общества с социально ориентированной рыночной
экономикой". "Социализм" рассматривается лишь сквозь призму
этического идеала и соображений о пользе кооперативных начал в
общественной жизни, подтверждаемой становлением мирового сообщества.
Кажется, в программе КП РФ, при всей ее расплывчатости, ориентиры
обозначены иначе.
Иное видение конечных целей движения предопределяет и характер
целей ближайших. Условием восстановления державы, обеспечения ее
безопасности, сохранения научного, технологического и культурного
потенциала, подъема благосостояния народа видятся такие меры, как
"обеспечение права частной собственности", "приватизация", "сведение
к необходимому минимуму государственного вмешательства в экономику".
Характерно, что среди немногих кратко сформулированных рыночных
принципов нашлось место для "права предпринимателей на вооруженную
защиту и ношение личного оружия". Дикий Запад? Каким будет "минимум"
вмешательства в экономику не сказано, ясно лишь, что "в
государственной собственности сохраняются воздушные, водные, лесные
и подземные ресурсы". Спасибо коммунистам, что оставили для
"населения" право дышать и укрываться в лесах, в воде и под землей
от вооруженных ...предпринимателей. Все логично, ведь другого пути
модернизации, строительства гражданского, либерального общества и не
существует.
И именно для реализации зтих принципов в качестве предвыборной
программы умеренно-левой, широкой государственнической оппозиции и
будет использована мощная оргструктура КП РФ.
Таким образом, руководство КП РФ по собственной инициативе
предлагает духовное наследие России, в частности, державную
социалистическую идеологию, саму идею альтернативизма как основы
существования Империи в качествые упаковки для радикальных
рыночных реформ а ля МВФ, Чубайс, Гайдар. В качестве сладкой для
нашего человека оболочки ядовитой пилюли. То есть делает именно то,
что сегодня пытаются творить Ельцин, Черномырдин, только более
последовательно и органично. А коли грянет катастрофа, пусть ее
тяжесть примут на себя державники да коммунисты. Что тогда останется
от их "духовного наследия"?
Но позвольте! Кто сказал, что огромная армия коммунистов и
защитников духовного наследия Отечества, основавших новое
патриотическое объединение, согласится на роль статистов в чужой
игре? Разве не вправе они спросить себя: как мы распорядимся
бесценным наследием? Что есть духовное наследие? Пустая оболочка
мертвой традиции, которую можно набить чем угодно, или внутренний
стержень, предопределяющий конкретные формы развтия государства,
хозяйства, общественных отношений? А если все же второе, то по каким
законам он живет? В чем, например, "истоки и смысл русского
коммунизма?" Почему бы, не приостановив реализацию этой программы,
не включиться всерьез в ту дискуссию, контуры которой намечены
А.Прохановым ("Третий Рим или республика Русь")?
Выборы на носу? Но не с этим же идти на них! Тогда уж следует
оглянуться на промышленников-центристов, обладаюших куда более
государственной и даже социалистичной предвыборной программой.
Простят ли потомки так распоряжающихся наследием?
|