Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

КАК РАСПОРЯДИМСЯ НАСЛЕДИЕМ?
Тема: Россия
Дата публикации: 06.06.1995
Источник: Газета "Завтра"
No: 23 (79)

Заявление о создании "Государственно-патриотического объединения "Духовное наследие" c участием КП РФ воспринимается с долгожданной надеждой. Политическое движение, ориентирующееся на отечественную духовную традицию, включая "нравственный потенциал социализма"! Ведь именно в обновлении нравственной идеи всечеловеческого звучания и видится источник воскрешения державной (т.е. имперской) государственности.

Однако, к сожалению, в газетной информации об учредительном съезде объединения, отразившей приподнятое состояние духа и благородные намерения его участников, чего-то недоставало. Оставалось неясным, в чем же состоит та новая формула Русской Идеи, которая способна внести животворящее начало в дело возрождения державы. Объявление председателя центрального совета объединения А.Подберезкина о том, что оно на предстоящих выборах не будет выдвигать собственную платформу, а окажет поддержку КП РФ, отличалось известной расплывчатостью. "Мы хотим попытаться помочь объединиться всем государственникам — от президента и премьера до КП РФ". Что ж, к духовно-нравственному потенциалу социализма, не говоря уж об идее державности, нынче апеллирует в своей предвыборной агитации и "партия власти", заставляя работать на себя своих оппонентов. Технологии здесь могут быть применены самые оригинальные.

Последовавшее затем выступление А.Подберезкина в правительственной "Российской газете" (31.05.95) способно подтвердить самые худшие опасения: "Избирательный блок Черномырдина может объединить сторонников идеи государственности" — такова главная мысль статьи, вынесенная в подзаголовок. По его мнению, к осени союзниками станут представители исполнительной власти и "пока находящаяся за ее пределами" "умеренная левая" оппозиция, без поддержки которой "партия власти" слишком уязвима для критики. А относится к ней не кто-нибудь, а именно "духовное наследие", учрежденное КП РФ и разделяющее ее государственническую линию на выборах, о чем в данной статье "деликатно" умалчивается. Неужели провокация может быть столь грубой? Что ж, ставки в игре велики, и преднамеренное искажение газетой смысла высказываний А.Подберезкина вполне возможно.

К сожалению, предсъездовские материалы, в частности, издание "Современная Русская идея и государство" под редакцией Г.А. Зюганова, еще более убеждают в том, что поводов для подобных истолкований политической позиции "Духовного наследия" предостаточно.

Как ни удивительно, о содержании "современной", как и исторической Русской идеи трудно узнать что-либо определенное даже на тех двух страницах объемистого тома, где о ней вроде бы идет речь. Упомянув о православном идеале и Третьем Риме, авторы констатируют, что общество "продолжало развиваться, а вместе с ним происходила трансформация русской идеи". "В послеоктябрьский период ...возобладало болезненное для России жертвенное мессианство". Это все, что русский коммунист Зюганов находит нужным сказать о русском коммунизме. Нет и попытки ухватить логику развития идеи, осмыслить в ней место и значение советской эпохи. Вообще же, "главное в нынешнем содержании русской идеи — сохранение и возрождение нации", причем в одном случае имеются в виду собственно русские , в другом — речь идет об "общеевразийском национализме". Очевидно, авторы книги вовсе не спешат обосновывать право России на собственный путь и творческую роль в мировой истории. Речь идет лишь об учете ее особенностей в процессе "модернизации", "строительства гражданского общества", "либерального общества с социально ориентированной рыночной экономикой". "Социализм" рассматривается лишь сквозь призму этического идеала и соображений о пользе кооперативных начал в общественной жизни, подтверждаемой становлением мирового сообщества. Кажется, в программе КП РФ, при всей ее расплывчатости, ориентиры обозначены иначе.

Иное видение конечных целей движения предопределяет и характер целей ближайших. Условием восстановления державы, обеспечения ее безопасности, сохранения научного, технологического и культурного потенциала, подъема благосостояния народа видятся такие меры, как "обеспечение права частной собственности", "приватизация", "сведение к необходимому минимуму государственного вмешательства в экономику". Характерно, что среди немногих кратко сформулированных рыночных принципов нашлось место для "права предпринимателей на вооруженную защиту и ношение личного оружия". Дикий Запад? Каким будет "минимум" вмешательства в экономику — не сказано, ясно лишь, что "в государственной собственности сохраняются воздушные, водные, лесные и подземные ресурсы". Спасибо коммунистам, что оставили для "населения" право дышать и укрываться в лесах, в воде и под землей от вооруженных ...предпринимателей. Все логично, ведь другого пути модернизации, строительства гражданского, либерального общества и не существует.

И именно для реализации зтих принципов в качестве предвыборной программы умеренно-левой, широкой государственнической оппозиции и будет использована мощная оргструктура КП РФ.

Таким образом, руководство КП РФ по собственной инициативе предлагает духовное наследие России, в частности, державную социалистическую идеологию, саму идею альтернативизма как основы существования Империи — в качествые упаковки для радикальных рыночных реформ а ля МВФ, Чубайс, Гайдар. В качестве сладкой для нашего человека оболочки ядовитой пилюли. То есть делает именно то, что сегодня пытаются творить Ельцин, Черномырдин, только более последовательно и органично. А коли грянет катастрофа, пусть ее тяжесть примут на себя державники да коммунисты. Что тогда останется от их "духовного наследия"?

Но позвольте! Кто сказал, что огромная армия коммунистов и защитников духовного наследия Отечества, основавших новое патриотическое объединение, согласится на роль статистов в чужой игре? Разве не вправе они спросить себя: как мы распорядимся бесценным наследием? Что есть духовное наследие? Пустая оболочка мертвой традиции, которую можно набить чем угодно, или внутренний стержень, предопределяющий конкретные формы развтия государства, хозяйства, общественных отношений? А если все же второе, то по каким законам он живет? В чем, например, "истоки и смысл русского коммунизма?" Почему бы, не приостановив реализацию этой программы, не включиться всерьез в ту дискуссию, контуры которой намечены А.Прохановым ("Третий Рим или республика Русь")?

Выборы на носу? Но не с этим же идти на них! Тогда уж следует оглянуться на промышленников-центристов, обладаюших куда более государственной и даже социалистичной предвыборной программой.

Простят ли потомки так распоряжающихся наследием?




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)