Дата публикации: 27.06.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 26 (82) |
В России очередной политический кризис. Новизна конкретной
ситуации не может заслонить мучительной повторяемости положений,
жестов, фраз участников многоактной драмы. Все это означает, что
"стабильность", превращенная черномырдинским блоком в главный
козырь предвыборной агитации кончилась. Если так, то усиленно
раздуваемый СМИ двойной триумф премьера не покажется столь уж
безусловным. Крайне поверхностным и просто неуместным окажется и
ехидничанье по поводу иррациональности хода думского голосования.
Критиковать поведение думцев действительно нетрудно, так как
основания для отставки кабинета у различных фракций расходятся до
полного взаимоисключения. Но именно такой исход голосования далеко
не случаен. Шок Буденновска на миг в концентрированном виде
продемонстрировал обществу цену, фактический итог всего ельцинско-
черномырдинского курса, его крайнюю противоречивость, тупиковость
и полную исчерпанность. Такая равнодействующая различных
идеологий, социальных интересов и политических сил, какой был
черномырдинский "правоцентристский" кабинет, оказалась далее
невозможна. Это и обязаны были отразить каждый по-своему претенденты на власть. Для одних подлежащей немедленному
устранению оказалась "великодержавная", "империалистическая"
составляющая режима, другие защищали именно державную линию в
политике и критиковали правительство за запоздалое и
непоследовательное ее проведение, третьи видят корень зла в
либерализации и приватизации, в капитализации общества. Такой
провал власти, как буденновская трагедия, снял все, что до сих пор
удерживало каждую из представленных в Думе сил от заявления
исполнительной власти недоверия по основным направлениям ее
деятельности. Нарушен определенный баланс социально политических
сил в обществе, который был характерен для "эпохи пятой Думы" и
который "партия власти" стремилась оформить в виде пристойной
квазидвухпартийной системы с правящим "ядром" и вращающейся вокруг
него полузависимой, полуоппозиционной "периферией". Налицо кризис
всей октябрьско-декабрьской политической системы. Черномырдинский
стабилизационный "правоцентризм" рискованно зависает в воздухе
накануне выборов.
Но разве не очевидно уже, что ситуация была с какой-то целью
создана самой властью?
Вероятно, предвидя для себя именно такую перспективу в
результате событий в Буденновске, исполнительная власть поспешила
пойти навстречу событиям, перехватить инициативу и, под угрозой
роспуска, вынудить Думу к признанию нынешнего кабинета. Тем самым
вся идеология и политика "правоцентризма", опирающаяся на
поставленные "враспорку" думские фракции, искусственно
удерживается от распада на период до выборов (разумеется, не
только парламентских, но и президентских). Если же состоятся
досрочные выборы, то полагают, что НДР сейчас готов к ним лучше,
чем другие блоки и может надеяться на получение "мандата
непосредственно от народа", особенно с мощной рекламой
Черномырдина в СМИ.
Пока же премьер подчеркнуто демонстрирует готовность к
спокойному диалогу со всеми фракциями Думы. Одновременно ведется
усиленная обработка депутатов всеми известными методами. В свою
очередь, ряд крупных фракций, взвесив возможные приобретения и
потери в результате роспуска, также демонстрирует готовность к
соглашению с правительством. И не исключено, что после заседания
СБ 28 июня, на котором могут быть произведены кадровые изменения,
они признают кабинет "обновленным". Коммунисты, ЯБЛоко и ДПР пока
остаются "твердым орешком", что делает перспективу достижения
компромисса неопределенной, а подготовку к процедуре импичмента,
ведущуюся коммунистами тактически (да и принципиально)
оправданной.
Главная же загвоздка состоит в том, что во имя соглашения в
жертву должны быть принесены все силовые министры. На меньшее Дума
не пойдет она и так уже "потеряла лицо". В то же время это
означало бы официальное "осуждение войны в Чечне", новые уступки
дудаевцам, что сразу же крайне дестабилизирует обстановку в
республике. Далее, это решение неизбежно означало бы признание
провала твердой линии по отношению к сепаратизму и регионализму в
России со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Наконец, спросим себя прямо захочет ли Грачев уйти, точнее
даже, имеется ли у него такая возможность? Какие действия он
способен предпринять в случае отстранения? Дело даже не в нем, а в
том, что за ним окажется армия, принесшая огромные жертвы ради
сохранения целостности страны и преданная в результате сговора
политиков. Нетрудно угадать и дальнейшее развитие событий: чисто
силовой централизм, демонстрируемый Ельциным и Грачевым, не
встретит достаточной поддержки в нынешнем обществе, и единство
страны уже невозможно будет сохранить и самыми жестокими мерами.
Кровавый распад. Именно в этом пункте игра премьера с парламентом
во имя сохранения "партии власти" выглядит наиболее рискованной и
прямо-таки убийственно безответственной и антигосударственной.
Если же Ельцин все же не "сдаст" Грачева, что вероятнее, то
уладить дело с Думой будет куда труднее.
Роспуск Думы при всех возможных потерях, которые могут
понести оппозиционные партии на выборах (личные потери депутатов
вообще не заслуживают обсуждения), представляется все же наилучшим
исходом в сложившейся ситуации. Проявят ли думские политики
готовность рисковать собственным положением во имя спасения
несоизмеримо большего?
|