Дата публикации: 10.10.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 41 (97) |
Передо мной на столе карта 1952 года издания: "План великих работ
по преобразованию природы". Сельскохозяйственный юг СССР, Закавказье,
зоны Каспийского и Черного морей, гидроэнергетические узлы по Волге, в
Крыму, в Армении. Густая сеть защитных лесонасаждений, поднимающихся
до истоков малых рек. Проект "всесоюзной житницы", зерновой базы
страны. Сегодня, в условиях войны всех против всех, уже трудно себе
представить, как эта программа зарождалась, превращалась в Госзаказ,
получала ресурсное наполнение из Госсобственности и была, наконец
реализована. Трудно, но придется. В самое ближайщее время придется
понять и вспомнить до деталей КАК на самом деле работали механизмы
планового хозяйства!
То, что эти механизмы работали и поддерживали в чем-то даже
избыточную систему жизнеобеспечения страны это факт. То, что эта
система втягивала и держала в своем обороте труднодоступные ресурсные
провинции, которые сегодня потеряны это тоже факт. Во всяком случае,
70% из объектов, отмеченных на той карте, реализованы, и лесозащитные
полосы по всему Югу России шумят до сих пор (жаль, что они одни не в
силах сегодня защитить ставропольские черноземы от прогрессирующего
истощения и эррозии).
Советское плановое хозяйство нуждалось в модернизации, и задача его
реформирования уже в 70-е годы осознавалась достаточно остро.
Государственная бюрократия должна была потесниться и освободить
пространство для частных форм хозяйственной самоорганизации, должна
была освободить "двигатель" хозяйственной системы, дать ему
возможность перестраиваться, активизироваться, наращивать тягу,
сохранив при этом контроль за "тормозами". Но где в советском плановом
хозяйстве двигатель, а где тормоза? Что в первую очередь освобождать,
а что придерживать акселератор Госзаказа или тормоз Госсобствености?
Ясно же было, что СССР это не аграрная Бразилия, что за 70 лет
его хозяйство вышло далеко за пределы "растительного существования".
Сверхдержава с гигантским инвестиционным и научным комплексом, страна
с преимущественно городским населением ей нельзя было начинать с
нуля! Для нее вопрос, что именно мы реформируем, каков тип хозяйства,
какие механизмы в первую очередь развертывать, контрактные или меновые был далеко не праздным. От правильного ответа на этот вопрос
напрямую зависело, удастся ли сохранить и в дальнейшем наращивать
жизнеобеспечивающие мощности или произойдет их катастрофический сброс.
Но произошло то, что произошло. К СССР были применены стандартные
методики МВФ, годные (в известной мере) для малых или слаборазвитых
стран, основанные на форсированном отказе государства от
собственности. "Всего лишь" перепутали тормоз и акселератор.
Модернизаторы! Вместо того, чтобы продолжать реформировать,
либерализировать систему госзаказа, переводя его на частно-договорной
режим, стали раздавать в собственность стратегические ресурсы и фонды,
тут же наплодив армию "естественных монополистов", взорвав тем самым
структуру внутренних цен. В результате произошел 50%-ный сброс
инвестиционного комплекса, и вот уже "реформы" вплотную подошли к
неприкосновенному жизнеобеспечивающему ядру. В этом году собрано 65
млн. тонн зерновых вместо нормальных 100. Под большим вопросом
энергоснабжение городов и поддержка выбывающего жилищного фонда.
Теперь осталось только ввести частную собственость на земли с/х
назначения и реформы можно считать "летально завершенными".
Символично, что в Госдуме сегодня на обсуждении сошлись два закона:
"Земельный кодекс", ограничивающий частную собственность на землю, и
Закон "Об ипотеке", проталкиваемый фракцией Гайдара. С последним
законом коммерческие банки, потерпевшие фиаско в экспортно-сырьевом
секторе, связывают новую надежду радикально увеличить свои активы за
счет залоговых операций с землей. Чтобы подкрепить позиции лоббистов,
громко заговорили о "надвигающемся буме" в жилищном строительстве,
способном якобы вытянуть хозяйство из системного кризиса. Экспортно-
сырьевой "локомотив" уже показал, чего он стоит в качестве источника
для инвестиций теперь вместо него спешно цепляют новый липовый
локомотив, стараясь не афишировать, что он "из той же колоды". Ведь
оживление в жилищном строительстве вызвано деньгами все тех же
обанкротившихся сырьевиков не в промышленность же эти, кровные,
вкладывать, ведь их "до слез мало!". А сколько россиян (70 или 80%?)
окажется без крыши над головой к тому времени, когда эти деньги
превратятся в супер-особняки и "строительный бум" тем самым себя
исчерпает? Какой тогда "локомотив" нам опять предложат?
Реформаторам, видимо, хочется оттянуть момент понимания всем
обществом меры их провала. Но любая такая оттяжка лишь обострит
реакцию в "момент истины". Голод, к построению которого они теперь
подступили вплотную, как известно, "не тетка". Но если предстоит нам
(с помощью разных фракций, правительства, МВФ и т.п.) пережить и этот
новый виток "рынка", в котором все еще разок "углубят и обострят", то
по ту сторону последнего реформаторства нас ожидает только План в его
жесточайших, последних, почти метафизических формах.
|