Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

В ТУПИКЕ
Дата публикации: 24.10.1995
Источник: Газета "Завтра"
No: 43 (99)

Заложив в проекте бюджета 1996 г. продолжение жесткой финансовой политики, правительство сузило поле своих возможностей "свести концы с концами" до предела. "Пирамида" государственных долговых обязательств достигла насыщения и уже превратилась в явно убыточное предприятие, хоть и оттянула на себя значительную денежную массу, спровоцировав серию кризисов. Расширение основания "пирамиды" на региональные площадки и выход на западные фондовые рынки вряд ли способны дать бюджету существенное облегчение. Налоговая база в результате финансовых манипуляций 1995 г. подорвана, основные налогоплательщики — крупные государственные и квазигосударственные предприятия -, оставшись без льготных кредитов, еще глубже залезают в неплатежи. В проекте бюджета заложено снятие с них последних налоговых льгот, дающих им возможность по крайней мере выплачивать зарплату. Чего ожидать от следующего года, если уже сейчас недоимки в бюджет составляют треть поступлений, и надежды на их получение становятся все более призрачными?

Региональные хозяйства все глубже "уходят в тень", создаются замкнутые региональные "финансы", подчиненные местным администрациям, как, например, в Екатеринбурге, где все крупные областные клиенты как по команде перевели свои счета в единый муниципальный банк. Создаются разного рода региональные финансовые, информационные, клиринговые ассоциации, в большинстве случаев закрытые для "центра". И каждая из них желает обслуживать только "свой" (региональный, муниципальный, в конечном итоге, может быть, и сельский) бюджет", нимало не заботясь о правительственных "прожектах". — "Каждый выживает в-одиночку".

В этой ситуации правительству приходится действовать в высшей степени противоречиво. Одной рукой оно продолжает дробить единое финасово-хозяйственное пространство России, а другой — пытается удержать над ним хоть какой-нибудь контроль. Но при этом оно вынуждено делать ставку на крупные московские банки, расчищая перед ними пространство для экспансии в регионы. Практически речь идет о протекционистской политике центральных властей в отношении отдельных, избранных финансовых структур, готовых играть с правительством по предложенным правилам.

Так, спровоцированный правительством пресловутый августовский "кризис рынка МБК", ударив в первую очередь по банковской "мелочи" и региональным структурам, позволил крупным центральным банковским "китам", в меньшей степени связанным с межбанковским кредитным рынком, не только не пострадать, но и получить некоторую подпитку в виде централизованных кредитов.

Естественно, "безвинно пострадавшие" подняли крик, обвиняя ряд крупных банков в нарушении "банковской демократии" и проправительственной заангажированности. Об этом, в частности, говорилось на совещании средних и мелких банков 8 сентября, где лейтмотивом было "Нас предали", "Ассоциация Российских банков представляет интересы крупных банков и является кружком, который делит пирог". Предложено создавать объединения небольших банков, по сути альтернативные Ассоциации. Об этом же говорится в нашумевшем "письме тринадцати", где предлагается реформировать систему управления Ассоциацией, радикально расширив сложившийся "актив" в лице представителей Инкомбанка, Мост-банка и Технобанка.

Буря в стакане воды? Непохоже! Для центральной власти подобные "кризисы" могут иметь одну достаточно существенную и вроде бы в каком-то смысле благую цель — ликвидировать не подчиняющиеся центру региональные финансовые структуры, а наиболее "жирную" клиентуру заново поделить между новой — очередной! — группой "уполномоченных". Вопрос — удастся ли? Достанется ли "москвичам" клиентура, например, Сибирского торгового банка (крупнейшего в регионе), поставленного кризисом на грань банкротства. Ведь он (СТБ) находится под надежной крышей региональной ассоциации "Сибирское соглашение", а якутские банкиры уже оказали ему серьезную финансовую поддержку, обеспечив при этом себе участие в Наблюдательном совете банка.

Так что же делает "тяжкий млат" банковской политики нашего федерального центра — "дробит стекло" регионализма мелких банкротящихся структур или "кует булат" мощной контрцентралистской банковской деятельности с неизбежными проекциями такой деятельности в сферу государственности? Вопрос почти риторический!




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)