Дата публикации: 24.10.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 43 (99) |
Заложив в проекте бюджета 1996 г. продолжение жесткой
финансовой политики, правительство сузило поле своих возможностей
"свести концы с концами" до предела. "Пирамида" государственных
долговых обязательств достигла насыщения и уже превратилась в явно
убыточное предприятие, хоть и оттянула на себя значительную денежную
массу, спровоцировав серию кризисов. Расширение основания "пирамиды"
на региональные площадки и выход на западные фондовые рынки вряд ли
способны дать бюджету существенное облегчение. Налоговая база в
результате финансовых манипуляций 1995 г. подорвана, основные
налогоплательщики крупные государственные и квазигосударственные
предприятия -, оставшись без льготных кредитов, еще глубже залезают
в неплатежи. В проекте бюджета заложено снятие с них последних
налоговых льгот, дающих им возможность по крайней мере выплачивать
зарплату. Чего ожидать от следующего года, если уже сейчас недоимки
в бюджет составляют треть поступлений, и надежды на их получение
становятся все более призрачными?
Региональные хозяйства все глубже "уходят в тень", создаются
замкнутые региональные "финансы", подчиненные местным
администрациям, как, например, в Екатеринбурге, где все крупные
областные клиенты как по команде перевели свои счета в единый
муниципальный банк. Создаются разного рода региональные финансовые,
информационные, клиринговые ассоциации, в большинстве случаев
закрытые для "центра". И каждая из них желает обслуживать только
"свой" (региональный, муниципальный, в конечном итоге, может быть, и
сельский) бюджет", нимало не заботясь о правительственных
"прожектах". "Каждый выживает в-одиночку".
В этой ситуации правительству приходится действовать в высшей
степени противоречиво. Одной рукой оно продолжает дробить единое
финасово-хозяйственное пространство России, а другой пытается
удержать над ним хоть какой-нибудь контроль. Но при этом оно
вынуждено делать ставку на крупные московские банки, расчищая перед
ними пространство для экспансии в регионы. Практически речь идет о
протекционистской политике центральных властей в отношении
отдельных, избранных финансовых структур, готовых играть с
правительством по предложенным правилам.
Так, спровоцированный правительством пресловутый августовский
"кризис рынка МБК", ударив в первую очередь по банковской "мелочи" и
региональным структурам, позволил крупным центральным банковским
"китам", в меньшей степени связанным с межбанковским кредитным
рынком, не только не пострадать, но и получить некоторую подпитку в
виде централизованных кредитов.
Естественно, "безвинно пострадавшие" подняли крик, обвиняя ряд
крупных банков в нарушении "банковской демократии" и
проправительственной заангажированности. Об этом, в частности,
говорилось на совещании средних и мелких банков 8 сентября, где
лейтмотивом было "Нас предали", "Ассоциация Российских банков
представляет интересы крупных банков и является кружком, который
делит пирог". Предложено создавать объединения небольших банков, по
сути альтернативные Ассоциации. Об этом же говорится в нашумевшем
"письме тринадцати", где предлагается реформировать систему
управления Ассоциацией, радикально расширив сложившийся "актив" в
лице представителей Инкомбанка, Мост-банка и Технобанка.
Буря в стакане воды? Непохоже! Для центральной власти подобные
"кризисы" могут иметь одну достаточно существенную и вроде бы в
каком-то смысле благую цель ликвидировать не подчиняющиеся центру
региональные финансовые структуры, а наиболее "жирную" клиентуру
заново поделить между новой очередной! группой "уполномоченных".
Вопрос удастся ли? Достанется ли "москвичам" клиентура, например,
Сибирского торгового банка (крупнейшего в регионе), поставленного
кризисом на грань банкротства. Ведь он (СТБ) находится под надежной
крышей региональной ассоциации "Сибирское соглашение", а якутские
банкиры уже оказали ему серьезную финансовую поддержку, обеспечив
при этом себе участие в Наблюдательном совете банка.
Так что же делает "тяжкий млат" банковской политики нашего
федерального центра "дробит стекло" регионализма мелких
банкротящихся структур или "кует булат" мощной контрцентралистской
банковской деятельности с неизбежными проекциями такой деятельности
в сферу государственности? Вопрос почти риторический!
|