Дата публикации: 14.11.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 46 (102) |
Решительно перекрыв кран рублевой эмиссии и откачав остатки
свободных денежных ресурсов "насосом" ГКО, Правительство РФ от дел
внутренних перешло к делам внешним, связанным по преимуществу с
проблемой международного кредитования. Что же касается реального
производственного сектора, то интерес к нему так и не "прорезался"
у наших "домовладельцев". За одним, конечно же исключением:
Минфину постоянно не дают спокойно спать те денежные фонды,
которые предприятиям до сих пор удавалось зарезервировать на
неотложные нужды (главным образом на выплату зарплаты и на
минимальное поддержание мощностей в рабочем состоянии).
Осенний фискальный поход начался с психической атаки Комиссии
по неплатежам (председ. А.Чубайс), которая предложила 46-ти
крупнейшим предприятиям в жесткие сроки под угрозой банкротства
погасить налоговые задолженности. После этой артподготовки
последовало знаменитое распоряжение Черномырдина, дающее
Госкомимуществу карт-бланш на аукционную распродажу федеральных
пакетов акций и передачу ключевых пакетов в залог крупным
московским банкам. Были обнародованы списки 7-ми тысяч
предприятий, предназначенных для продажи на региональных торгах,
136-ти предприятий для республиканских аукционов и 44-х ключевых
предприятий, госпакеты которых шли под залог кредитов
правительству. Мало того, согласно Указу Президента от 31 августа
1995 г., погашение российских обязательств перед международными
кредиторами предлагалось осуществлять за счет продажи предметов
залога. Дальше, кажется, ехать некуда!
Если бы эти планы удалось осуществить, то это означало бы
радикальный взлом всей системы управления производственного
комплекса России и перекоммутацию его обломков на финансово-
банковскую сферу и транснациональные структуры. Вряд ли у кого-то
были сомнения, что такая революционно-катастрофическая перестройка
сложившейся и закаленной в ходе "реформ" системы управления
натоклкнется на мощное сопротивление со всех уровней. Так оно и
случилось процесс блокировался региональными властями,
производственными корпорациями, отраслевыми ведомствами, Госдумой.
В результате региональные торги превратились в вялотекущие
разборки местного значения, список "залоговых" предприятий
сократился в три раза, выставляемые на конкурс госпакеты
уполовинены, что резко снизило их привлекательность, а участие
иностранных соискателей ограничено. Правительство поспешило внести
коррективы в бюджет-95: теперь вместо предполагаемых ранее 9 трлн
рублей ожидается получить от приватизации 4.5 трлн. При этом оно
согласно поступиться высокими принципами и удовлетвориться
паллиативами. Это и было, в частности, продемонстрировано
аукционом, на котором разыгрывался федеральный пакет акций
АО"Сургутнефтегаз": аукцион прошел с нарушением всех мыслимых
правил, а пакет достался самому этому предприятию при условии
погашения задолженности перед бюджетом. Все говорит за то, что эта
модель и будет тиражирована к общему удовольствию, и осенняя
боевая компания, начатая с таким замахом перейдет в позиционную
фазу, по крайней мере до окончания выборов.
Итак, блицкриг пока захлебнулся. Но монетарный прессинг,
лишающий предприятия оборотных средств и вынуждающий их в одиночку
искать выход на мировые рынки, конечно же будет продолжаться.
Производственникам надо "держать ухо востро" и понимать, что
правительство впредь намерено действовать "хитрее" и "не в лоб",
что отнюдь не исключает "агрессивных мероприятий", о чем оно прямо
и заявляет.
|