Дата публикации: 20.02.1996 Источник: Газета "Завтра" No: 8 (116) |
Тема недели: министр внутренних дел предложил
деприватизировать ключевые корпорации энерго-сырьевого сектора и
национализировать крупные коммерческие банки. Из стана журналистов
от экономики и отставных рефрматоров, естественно, раздалось
дружное улюлюканье. До содержательных аргументов дело не дошло,
разговор сразу срывался в крик. Это понятно, ведь генерал поднял
тему, на которой до сих пор лежит глубокое табу, он поставил под
сомнение "священные принципы", покусился на стройную
идеологическую конструкцию, в которую столько вложено сил и
средств!
Реакция правительственных чиновников осторожно-выжидательная.
Это тоже понятно. Идея национализации в последнее время витает и в
обществе, и в коридорах власти, от этой темы не уйти. Она уже
стала предметом активного политического торга, и теперь вопрос
только в том, кто и как эту тему публично разыграет.
Собственная аргументация генерала Куликова представляется
нарочито слабой. Национализация, в его представлении, необходима
для обеспечения обещанных президентом социальных выплат. Это игра
в поддавки. "Ах, опять все отнять и поделить!"- с готовностью
подхватили СМИ. Это смешно! Что там делить?! В конце концов
"Газпром" и сегодня примерный налогоплательщик. Он же не виноват,
что система налогообложения по сути регрессивная, она щадит самых
крупных плательщиков обычная беда слабых компрадорских режимов.
Надо полагать, министр внутренних дел лучше многих понимает,
что тема национализации это тема не бюджетно-фискальная и не
финансовая вообще, она гораздо глубже и серьезнее.
Приватизационная политика правительства привела к тому, что
приватизированной оказалась в первую очередь вся энерго-сырьевая
инфраструктура народного хозяйства, то есть по сути весь его
властно-политический ресурс. Да, это всего 20% хозяйства, но такие
20%, которые поставили на колени не только остальные 80%, но и
узурпировали все основные каналы внешнеполитического давления.
"Газпром" вступает в частные отношения с правительствами Украины и
Прибалтики, он вправе прощать или не прощать задолженности по
энергопоставкам, или довольствоваться оплатой в виде
государственных долговых бумаг сомнительтного качества, выпущенных
специально для него. Что это значит в условиях, когда Россия в
изнурительных переговорах с Украиной теряет Черноморский флот,
вообще лишается выхода к исконным морям? Что значат сепаратные
игры ЛУКойла против МИДа, в результате которых будет потеряно и
Каспийское море?! А Чечня?! И все это на фоне предельно
неблагоприятных для России внешнеполитических тенденций!
Нас призывают надеяться, что обретшие самостоятельность
корпорации, преследуя свои интересы, вот-вот дорастут до осознания
общенациональных интересов и в качестве "национального капитала"
займутся государственным строительством. Можно было бы надеяться,
но именно в отношении энерго-сырьевых корпораций эти надежды
беспочвенны. Их самый прямой и короткий интерес освободиться от
излишнего с их точки зрения машиностроительного и
потребительсткого комплекса и максимально переориентироваться на
экспорт. Их никак не может устроить роль ракетоносителя,
обреченного выводить в космос орбитальные комплексы роль которую
эти корпорации всегда играли в российской экономике. Играли,
пока...не обрели самостоятельсность!
Экономика, с которой мы сегодня вынуждены иметь дело как раз
и возникла в результате такой "инверсии". И это не только
антиобщественная и антигосударственная экономика, это еще и
хронически бедная экономика. Ее налоговая база предельно узка. В
условиях этой экономики 30-40% российского хозяйства вообще
находится в "налоговой тени". Стоит ли удивляться, что такая
экономика стремительно криминализуется? По самым скромным оценкам
того же МВД, 60% банков контролируется криминальными структурами
(на самом деле значительно больше).
Можно продолжать, но и так ясно, что по всем параметрам это тупик, из которого пора решительно выходить. И национализация
энерго-сырьевого сектора это естественный и назревший шаг.
Другое дело, что нынешнее правительство (несмотря на
обозначившиеся намерения) сделать этот шаг очевидно неспособно.
Во-первых, просто потому, что это все еще "правительство
Газпрома". Во-вторых, национализация это обоюдоострый
инструмент, взявшись за него правительство обязано немедленно
предъявить и быть готовым осуществлять общенациональную программу
восстановления внутреннего хозяйственного пространства. Готово ли
оно к этому? Ждем ответа от Куликова. От других ждать его с
очевидностью не приходится.
|