Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕРТВА
Дата публикации: 23.04.1996
Источник: Газета "Завтра"
No: 17 (125)

11 апреля -- Министр экономики РФ Е.Ясин заявил, что дальнейший срыв инвестиционных программ через 2-3 месяца приведет к необратимым разрушениям производственного комплекса страны. Он также скептически оценил результаты антиинфляционной политики правительства. По его словам, благополучных показателей удалось достичь лишь с помощью контроля за денежным обращением — а в России оно не слишком отражает реальное положение дел в экономике.

16 апреля-- Пятнадцати крупнейшим предприятиям Татарстана указом Президента РФ предоставлен налоговый кредит в размере 500 млрд.руб. сроком на 5 лет под четверть учетной ставки ЦБ, а также право внеочередной прокачки по магистральным экспортным трубопроводам 3.5 млн.т. нефти ежегодно.

-----

Все в панике! Нефтяная отрасль, любимое дитя реформ, средоточие надежд и единственный плацдарм отечественного капитала, объект всеобщей зависти — готова пасть жертвой фискального безумия породившего ее правительства. Вместо отмененных экспортных пошлин оно вводит акциз на всю добываемую нефть, в результате чего налоговое давление на нефтяников возрастет в 2.5 раза! По мнению МВФ, эта суровая, но справедливая мера необходима, чтобы привести налоговые поступления от этого сектора в соответствие с его долей в ВВП.

Может быть эта мера и справедлива, но эксперты при таком раскладе прогнозируют к 2000 году спад нефтедобычи до 150-190 млн.т. (в 1991 году объем добычи составлял 516 млн.т., в 1995 г. — около 300 млн.т., критическая внутренняя потребность — 170 млн.т.), что будет фактически означать конец российского нефтеэкспорта. Даже горячие сторонники президента сомневаются, — не слишком ли дорого обойдутся российской экономике его предвыборные программы?

Увы, увы! Если бы речь шла только о незапланированных предвыборных тратах! Проблема гораздо серьезнее. По-существу, это закономерный, принципиальный итог экономической политики правительства, итог, который не поддается корректировке в рамках этой политики. Речь идет о глубоком и долговременном бюджетном кризисе.

Госбюджет до последнего времени стоял на двух китах. Во- первых, он сохранял в качестве своей базы внутренний сектор хозяйства: машиностроение и аграрный комплекс. Здесь действовала сложная система адресных индивидуальных и коллективных льгот и подпиток, активно применялись казначейские обязательства (КО) — фактически параллельные деньги, которыми госбюджет проплачивал заказы предприятиям, цепочки взаимных поставок. В результате удавалось не только поддерживать критический инвестиционный потенциал, но и собирать налоги с предприятий, поддерживать с ними двухстороннюю финансовую связь. Предприятия внутреннего сектора до последнего времени оставались главными и самыми дисциплинированными источниками бюджетных доходов. В отношениях между предприятиями преобладал взаимный товарный кредит, фиксируемый в форме задолженностей (т.н. неплатежи). По-существу, этот сектор продолжал функционировать в режиме "планового" хозяйства, то есть работал на взаимных заказах и взаимных кредитах. Роль государственных органов сводилась к поддержке этого процесса, к проведению выборочных взаимозачетов и т.п.

Второй опорой бюджета стал экспортно-валютный сектор. От него в госбюджет поступали "живые деньги", которые шли на зарплату и импорт оборудования. При этом рентабельность экспорта в значительной мере обеспечивалась готовностью и способностью внутреннего сектора сдерживать рост своих цен, работать в режиме неплатежей, то есть быть финансовым донором, принимая на себя основную тяжесть реальных затрат. Т.о. из валютного сектора во внутренний шли рубли, а также импортное продовольствие и ширпотреб. А из внутреннего сектора в валютный — относительно дешевые трубы, рельсы, локомотивы, отечественные продукты питания — одним словом все то, что и составило основу кажущейся рентабельности отечественного экспорта.

Такое балансирование на двух опорах — экспортной и внутренней — давало правительству известную свободу для маневра, для равномерного распределения налоговой нагрузки, давало возможность сочетать различные направления реформирования хозяйства. И такая политика имела определенные перспективы. В частности, переспективы повышения эффективности внутреннего сектора. Здесь, разумеется, не обошлось бы без частичной деприватизации, без восстановления необходимых структур управления и информации, что отнюдь не означало бы возврата к директивному планированию. При этом система казначейских обязательств могла бы плавно трансформироваться в полноценную систему внутренних денег, допускающую практику частного кредитования.

Сегодняшний рубль, по сути, не является внутренней валютой. Это не более чем вспомогательное звено экспортно-импортного оборота. С собственно внутренним хозяйством нынешний рубль связан крайне слабо — это теперь признают даже высшие чиновники экономических ведомств. Соответственно рыночный курс рубля по отношению к доллару, оценка ВВП, оценки паритета покупательной способности — весьма далеки от действительных стоимостных параметров внутреннего хозяйства. В частности, структура рублевых цен ни в коей мере не отражает реальные меновые пропорции.

Правительственные органы (ГКИ, Госналогслужба, Минфин) не могут сегодня не учитывать эти реальности, иначе бы они окончательно потеряли связь с базовым хозяйством. Но официальная политика хронически ориентирована в строго перпендикулярном направлении. И нынешний бюджетный кризис — закономерный итог этой ориентации. В последнее время госбюджет фактически перестал существовать для внутреннего хозяйства: прямое госфинансирование не производится, а казначейские обязательства запрещены МВФ. Естественно, в ответ предприятия этого сектора перестали платить налоги, максимально трансформировав свои взаимные неплатежи в бюджетные недоимки.

В результате, лишившись одной из своих опор, госбюджет всей тяжестью повис на экспортном секторе, и, в первую очередь, на нефтяной отрасли. И та, разумеется, тут же пошла ко дну, потянув за собой "национальный капитал" вместе с его чадами, клиентами, нахлебниками и интеллигентской обслугой.

Снизить общее налоговое бремя, несмотря на все призывы и декларации, правительство не в состоянии. Оно не в силах поднять себя за волосы. Единственное, что ему в этой ситуации остается, — раздавать налоговые освобождения одним, перенося общую тяжесть на других. И, разумеется, первым статус налогового оазиса получил Татарстан. Ему, надо полагать, удастся уберечь собственные экспортные производства от общей печальной участи.




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)