Дата публикации: 23.07.1996 Источник: Газета "Завтра" No: 30 (138) |
16 июля -- В Москве завершилась 7-я сессия
российскоамериканской комиссии по экономическому и
технологическому сотрудничеству. Подписано 27 совместных
документов.
-- Из-за отсутствия топлива отключены 5 из 6 котлов Приморской
ГРЭС. Большинство районов дальневосточного Приморья полностью
обесточены. Шахтерам дана команда подниматься на поверхность в
виду угрозы отключения вентиляции.
17 июля -- Руководитель Госналогслужбы вице-премьер В.Артюхов
на совместном совещании налогового ведомства и силовых министерств
признал, что по многим регионам собираемость налогов не превысила
50%, и потребовал применять в отношении нарушителей налоговой
дисциплины самые жесткие меры.
18 июля -- В Москве прошла практическая конференция "Вексельное
обращение и взаимозачеты-96". Сумма обращающихся в настоящее время
на российском рынке векселей превышает 15% всей наличной денежной
массы.
-- В.Черномырдин в беседе с директором-распорядителем МВФ
С.Фишером попросил МВФ поддержать правительство, пообещав ввести в
состав кабинета специальный пост чиновника, отвечающего за сбор
налогов.
-----
Американская делегация во главе с А.Гором, быстро обсудив с
российским руководством "все важнейшие проблемы прошлого,
настоящего и будущего" и подписав полпуда соответствующих
документов, отбыла на родину. И всем стало окончательно ясно,
сколь призрачны надежды на "резкий рост" иностранных инвестиций в
обозримом будущем.
Директор-распорядитель Международного Валютного Фонда, изменив
своей обычной сдержанности, публично выразил озабоченность
состоянием российских финансов. Правительство РФ, обратившись к
нему с просьбой смягчить оговоренные условия дальнейшего
кредитования, поставило руководство МВФ перед трудным выбором. С
одной стороны, МВФ вынуждено идти навстречу, слишком уж далеко
зашли отношения с Россией, чтобы можно было их теперь свернуть, не
поставив при этом крест на собственной репутации. С другой
стороны, велика опасность, что Правительству РФ под давлением
очевидных обстоятельств придется предпринять слишком уж
радикальную корректировку курса. Между тем именно такое развитие
событий многие эксперты оценивают как наиболее вероятное. Характер
нынешнего кризиса таков, что полумерами преодолеть его, очевидно,
не удастся.
Принципиальная суть бюджетного кризиса, с которым столкнулось
сегодня Правительство, состоит в том, что огромный внутренний
сектор российского хозяйства оказался вне денежного обращения, именно этим обусловлена беспрецедентная глубина и острота кризиса.
Инфраструктура внутреннего рынка пребывает в зачаточном состоянии.
Предприятиям этого сектора не на что ориентироваться, кроме как на
бартер и прямые договора, их финансы безнадежно запутаны и
расстроены. Собрать налоги с этого сектора в принципе невозможно.
Правительство пытается сделать ставку на налоговую полицию, но
этим оно только глубже загонит внутренний сектор хозяйства в
налоговую "тень". Пока государство всерьез не займется финансовой
организацией этого сектора, именно комплексной организацией его
рыночной инфраструктуры, а не спорадическими, судорожными
кампаниями по выплате зарплаты его работникам он будет висеть
тяжким бременем на бюджете.
Парадоксальность ситуации заключается в том, что население
жизненно заинтересовано в продукции именно этого сектора
хозяйства, в его угле, электроэнергии, хлебе. Но расстроенность
финансов, отсутствие эффективной товаропроводящей и платежной
инфраструктуры приводит к тому, что эта заинтересованность не
превращается в платежеспособный спрос, не дает внутреннему
хозяйству зажить нормальной жизнью, независимой от госбюджетных
проблем. Между тем нет никаких принципиальных препятствий к
налаживанию нормального воспроизводственного цикла в этом секторе.
Никаких...кроме финансовой политики Правительства, озабоченного
идеей-фикс: любой ценой и немедленно настоять на универсальной
открытости, на валютной прозрачности внутреннего хозяйства России,
всей ее системы жизнеобеспечения без изъятия!
Нынешний кризис является прямым результатом этой маниакальной
настойчивости. При сохранении такой экономической политики кризис
будет только углубляться. Энергетический коллапс в Приморском крае лишь первый звонок, грозное предупреждение упрямцам.
Правительственные эксперты уже бъют тревогу: российское
финансовое пространство на глазах рассыпается, Центр теряет роль
финансового лидера, региональные власти берут под контроль местные
платежные системы, печатают денежные суррогаты, уходят из-под
налогообложения! Эксперты призывают: запретить, ликвидировать,
подавить! Хорошо хоть начали понимать степень серьезности
развернувшихся процессов. Но не запрещать нужно,- запреты в
экономике ни к чему хорошему не приводят, а организовывать,
интегрировать, приводить к общенациональному знаменателю. Запреты
способны только ускорить распад хозяйственного пространства.
Выход из нынешнего кризиса потребует от правительства
неординарных мер, не вписывающихся в простые рецепты МВФ,
пригодные лишь для малых стран, для которых фактор внутреннего
рынка не является определяющим. Сказанное, кстати, вовсе не
означает неизбежность скандального разрыва с международными
финансовыми структурами, со всеми вытекающими отсюда
неприятностями. Речь идет о нормальном маневре, выводящем
российские реформы из тупика, открывающем перед ними новые
перспективы. Один из путей такого маневра, например, создание и
вертикальная интеграция под патронажем государства единого и
контролируемого общенационального рынка денежных суррогатов векселей и прочих долговых обязательств.
Сумеет ли правительство возглавить этот маневр, сумеет ли
нащупать пути к оживлению реального сектора хозяйства? Не сумеет, что ж, тем хуже для правительства! Кризис (и в этом его
парадоксальное позитивное значение) заставит считаться с реалиями
нашей вовсе не простой экономики, и выйти из его тупика сможет
лишь та власть, которая сумеет подняться до уровня этих реалий.
|