Дата публикации: 30.07.1996 Источник: Газета "Завтра" No: 31 (139) |
26 июля -- С 1 августа вступит в действие постановление
правительства о новом порядке налогообложения "челноков".
27 июля -- Арбитражный суд Кемеровской области, отклонив запрос
АО "Западно-Сибирский металлургический комбинат" об отсрочке
выплаты долга Кредобанку, наложил арест на счета Запсиба и
запретил ему торговать продукцией без контроля Кредобанка.
-- По данным Интерфакса, Правительство подготовило указ о мерах
по борьбе с уходом от налогообложения при экспортно-импортных
операциях.
-----
Судя по всему, российские власти объявили налоговым недоимкам
решительную войну. Подготовлена серия указов и постановлений,
которые призваны заткнуть все мыслимые лазейки. К решению
"государственной задачи номер один", кроме традиционных фискальных
органов: Госналогслужбы, налоговой полиции и таможни, теперь
будут подключены Комитет по валютному и экспортному контролю,
Госалкогольслужба, МВД, ФСБ, Прокуратура и Минюст. Похоже, власти
осознали всю серьезность нынешнего бюджетного кризиса и то, чем он
грозит обернуться в ближайшие 2-3 месяца. Голодная забастовка
шахтеров Приморья должна была прозвучать для них как грозное
предупреждение, как пролог к гораздо более масштабным событиям,
которые не заставят себя ждать.
По данным Счетной палаты, недоимка по платежам в бюджет
возросла с начала года почти в три раза и составила 69% объема
всех налоговых поступлений. Причем только две трети налогов
собрано "живыми деньгами", остальное налоговыми освобождениями,
отстрочками, зачетами и прочими платежными суррогатами.
Собираемость налогов в местные бюджеты существенно выше
федерального уровня, но и там из запланированных на 1996 год 55
трлн. рублей получили за полгода лишь 15 трлн.
Другой базовый источник бюджетных доходов государственные
заимствования на внутреннем рынке ГКО к осени будет окончательно
перекрыт. Удастся ли восполнить эту потерю за счет внешних
заимствований очень большой вопрос. Во всяком случае, до сих пор
иностранные инвесторы не спешили воспользоваться предоставленной
им возможностью вкладывать деньги в государственные долговые
бумаги, а теперь, в условиях острого бюджетного кризиса, они тем
более предпочтут занять выжидательную позицию.
Между тем приближается сезонный (сентябрь-октябрь) пик
бюджетных расходов, да и текущие долги по зарплате и пенсиям,
несмотря на все усилия правительства по их погашению, продолжают
расти. В условиях цейтнота правительству ничего не остается, кроме
как уповать на жесткие силовые методы выколачивания налогов.
Определились два основных направления фискальной кампании.
Первое направление, вполне традиционное угроза применения прямых
санкций к главным недоимщикам. Этот "черный список" давно
известен: 200 крупнейших предприятий страны, в основном из
нефтегазового комплекса, цветной металлургии, электроэнергетики и
железнодорожного транспорта. Их вес в общей недоимке федеральному
бюджету превышает 60% (около 60 трлн.рублей).
Надо сказать, что этот список появляется на свет уже вполне
регулярно. Год назад тоже в августе комиссия Чубайса,
отвечавшая тогда за наполнение казны, тоже, помнится, грозила им
жестокими карами. Результаты тогда оказались более, чем скромными удалось собрать около 3 трлн.рублей. Годовой бюджет 1995г.
удалось спасти только за счет радикального увеличения внутреннего
долга, благо пирамида ГКО была тогда на подъеме. Сейчас положение
с бюджетом на порядок серьезнее. Удастся ли на этот раз добиться
заметных результатов? Финансовое положение экспортеров с того
времени только ухудшилось. И напомним, что нынешние налоговые
льготы и отсрочки, которые правительство было вынуждено им
предоставить, были лишь компенсацией их потерь от убыточного
экспорта.
Что же касается предприятий энергетики и транспорта, которые
тоже попали в "черный список", то они сами являются главной
жертвой неплатежей, и легко смогут это доказать. А если фискальные
санкции против них на этот раз будут жестче (к этому, похоже, идет
дело), то они просто переадресуют эти санкции собственным
неплательщикам, выдвинув против них судебные иски. Так уже
поступил, к примеру, Кредобанк в отношении Западно-Сибирского
металлургического завода. И арбитражный суд был вынужден
удовлетворить этот иск, невзирая на то, что Запсиб является
базовым предприятием, перед которым государство имеет
инвестиционные обязательства и от которого зависит социальная
стабильность целого региона. Если этот процесс пойдет "вширь и
вглубь", то в "черный список" Госналогслужбы и Прокуратуры, то
есть "под суд", попадут все предприятия реального сектора без
исключения! И что тогда правительство будет делать с этим списком?
Или оно расчитывает, пока "суд да дело", решить под шумок свои
проблемы, обобрав счета прямых недоимщиков и предоставив им самим
головную боль судебных "разборок" с собственными должниками?
Другой козырь, который правительство намерено пустить в ход в
фискальных целях, не столь традиционен. Речь идет об ужесточении
таможенного контроля за валютно-экспортными операциями. Это
нововведение призвано воспрепятствовать уменьшению
налогооблагаемой базы путем искусственного занижения экспортерами
контрактных цен. С этой целью налоги с экспортеров теперь будут
рассчитывать, исходя из мировых рыночных цен на экспортируемый
товар.
Мера эта хоть и эффектная, но труднореализуемая. Не секрет, что
до 80% выручки от нефтеэкспорта не возвращаются в страну. Но вряд
ли удастся вернуть эти средства таким простым методом. Беда в том,
что отечественные экспортеры, за редким исключением (например,
Газпром), не являются на внешних рынках самостоятельными
субъектами. Лишенные сегодня финансово-политической поддержки со
стороны государства, они всецело зависят от условий, диктуемых
внешними перекупщиками и кредиторами, которым так или иначе и
достается львиная доля экспортной выручки. Предлагаемая фискальная
инициатива скорее не приведет к расширению налогообложения, а
просто вышвырнет этих экспортеров с внешних рынков. Таким образом,
осенняя налоговая кампания, несмотря на громкие и грозные
декларации, рискует обернуться очередным блефом. Результаты
окажутся минимальными, зато неразберихи и склок будет хоть
отбавляй.
Правительство вместе с бюджетом продолжает оставаться
заложником собственной экономической политики, всецело
ориентированной на экспортно-валютный сектор хозяйства. В рамках
этой политики бюджетно-налоговая спираль обречена в конце концов
стянуться в точку. Чтобы выйти из этого штопора, государству
неизбежно придется рано или поздно заняться внутренним хозяйством,
и не в качестве "крутого" сборщика недоимок, а в качестве
организатора нормальных хозяйственно-экономических отношений!
|