Дата публикации: 27.08.1996 Источник: Газета "Завтра" No: 35 (143) |
1 августа -- выступая перед депутатами, В.Черномырдин заявил,
что все предвыборные обещания Президента должны и будут выполнены,
но не сразу.
3 августа -- Госкомстат к концу года ожидает дальнейшего
сокращения производства в РФ на 6%.
13 августа -- В.Черномырдин на совещании руководителей
региональных налоговых служб сообщил о возможном введении новой
пошлины на ввоз наличной валюты в страну.
15 августа -- Е.Ясин заявил, что введение пошлины на ввоз
валюты вопрос решеный.
18 августа -- Б.Ельцин подписал указ "Об упорядочении сбора
подоходного налога и страховых платежей с физических лиц".
19 августа -- вступило в силу решение ЦБ России о снижении
ставки рефинансирования со 110 до 80 процентов годовых.
-- на ММВБ введены в действие новые правила торгов по доллару,
открывающие для банков новые возможности для спекулятивной игры.
22 августа -- На первом заседании Правительства нового состава
В.Черномырдин заявил "Мы не имеем ни морального, ни политического
права забывать о предвыборных обещаниях".
26 августа -- Профсоюз угольщиков РФ согласился приостановить
начало всероссийской стачки шахтеров при условии, если будет
выполнено обещание ликвидировать задолженность по зарплате за май.
-----
Из предвыборных обещаний Б.Ельцина:
Екатеринбург денежный кредит, эквивалентный миллиону
долларов.
Краснодар Товарный кредит сельхозпроизводителям на 5,1
триллиона рублей.
Воркута 133 миллиарда рублей в виде финансовой помощи
угольной отрасли.
Всего за предвыборный период во время своих поездок по стране
Президент раздал более триллиона рублей "живых денег", не считая
обещанных товарных кредитов и средств на реализацию целого букета
указов, затрагивающих производственную и социальную сферу.
Как известно во всем мире, предыборные обещания кандидатов
любого уровня, мягко говоря, редко совпадают с их последующими
действиями на посту. Может быть, именно поэтому сегодня в развитых
странах претенденты стараются быть все же слегка сдержанными в
своих предвыборных заявлениях и прожектах: таковы теперь правила
хорошего тона. Совсем другое дело у нас, в России. Ведь мы только
еще идем к "мировому сообществу", а идти мы привыкли семимильными
шагами; отсюда и планы, и обещания должны быть соответствующего
масштаба. Все это нашло свое блестящее подтверждение в прошедшей
избирательной компании. Президент обещал и раздавал, регионы
апплодировали, все были довольны. Но вот закончились выборные
баталии, и с вожделенной победой пришло время подумать и о
реальных возможностях многострадальной экономики, и о закрытии тех
новых брешей, которые образовались в ней в результате "небольших
поправок" к бюджету, связанных с предвыборной компанией.
Надо отдать должное Правительству, тут оно "оказалось на
высоте", несмотря на собственный ротационный процесс. Буквально на
следующий день после 3 июля в прессе появились интервью,
высказывания и аналитические материалы, призывающие спасать
бюджет. В самых высоких исполнительных инстанциях потенциальные
экс-чиновники начали готовить специальные документы, самый
серьезный из которых, безусловно, "О неотложных мерах по
обеспечению режима экономии в процессе исполнения федерального
бюджета во втором полугодии 1996г.". Этот Указ действительно
представляет сегодня интригу дня, поскольку его содержание
определит на ближайшее время как рейтинг приоритетов в действиях
Правительства, так и рейтинг различных ведомств и лоббирующих
групп в руководстве страны. Указ вот-вот выйдет, но уже сегодня на
основании опубликованных документов, разрозненных утечек
информации и состава нового кабинета можно с большой степенью
вероятности оценить, по кому он ударит.
Похоже, как во всем "цивилизованном мире", все издержки
государственных ошибок и прочих грехов у нас будут покрываться не
за счет крупного капитала. Ему, и в этом смысле мы больше всего
приблизились к "мировому сообществу", гарантированы некие
послабления при всех сложностях жизни. В каждом постановлении или
"указе по ужесточению", как правило, предусмотрены лазейки для
"денежных мешков". В крайнем случае выходит дополнительный
документ, открывающий новые возможности для спекуляций. Эти факты
свидетельствуют о глубоком сращивании высшего чиновничества с
крупным капиталом. Об этом же говорит и состав нового
правительства, которое, похоже, формировалось не как команда для
единой экономической политики, а как собрание лоббистов крупнейших
отраслевых и финансовых кланов.
При такой ситуации очевидно, что основная тяжесть спасения
бюджета ляжет на рядовых граждан и мелких предпринимателей. И дело
здесь даже не в том, что в первую очередь "до лучших времен" будут
урезаны программы социальной помощи населению. Гораздо сильнее на
жизненном уровне населения скажется, например, рост курса доллара.
Ведь сегодня удовлетворение потребительской сферы товарами в
крупных центрах на 50 и более процентов зависит от импорта. А рост
курса доллара при уже принятых решениях становится непреложным
фактом. Этому способствует, с одной стороны, дополнительный налог
на ввоз наличной валюты, а с другой ситуация на рынке ценных
бумаг, операции с которыми по своей доходности сближаются с
доходностью операций на валютном рынке, гораздо более безопасном
для финансовых игроков.
В этом же направлении действует (и может очень болезнено
отразиться на доходах большой части граждан) и новый указ о
налогообложении физических лиц. Здесь, скорее всего, пострадает
"средний класс", прослойка которого, как признается во всем мире,
является основой существования стабильного государства. В нашей
стране средний класс принято отождествлять с нарождающимся мелким
предпринимательством и тонкой прослойкой "новых рантье". Не
секрет, что первые у нас в основном представлены в той или иной
форме "челноками", а вторые живут большей частью за счет процентов
по вкладам. Новая система налогообложения грозит подорвать
благосостояние и тех и других, в результате чего российский
средний класс, благом которого клянутся нынешние реформаторы,
умрет, не родившись, вместе с мечтаниями о широкой социальной базе
реформ.
"Средний класс", однако, вправе надеяться, что появившийся
документ выражает исключительно концепцию и будет, как почти
всегда в России, очень аккуратно скорректирован при подготовке
регламентирующих его выполнение актов. Что же касается людей
богатых и очень богатых, то мировая практика показывает, что в
отношении их доходов и более совершенные системы западного фиска бессильны. Они заплатят налогов лишь столько, сколько сами сочтут
нужным.
Неясной остается сама судьба малого и среднего бизнеса. С одной
стороны, существует указ "О первоочередных мерах государственной
поддержки малого предпринимательства", с другой стороны, в своих
первых выступлениях члены нового правительства, отвечающие за
финансы, в один голос настаивают на упразднении всяческих льгот.
Как отразится эта коллизия в подготавливаемом проекте Налогового
кодекса пока неясно. Ясно одно: без льготной помощи малому и
среднему бизнесу долго не протянуть.
Однако в сегодняшней обстановке правительству будет не до
малого бизнеса. Ему бы решить более горячие задачи такие, как
выплаты шахтерам и энергетикам, грозящим всероссийскими
забастовками. Несмотря на нешуточные угрозы стачкомов и личные
обещания Президента, долги по зарплате до сих пор не выплачены,
что говорит о действительном отсутствии средств. Возможно,
Правительство в очередной раз затягивает ситуацию в надежде на
скорое поступление очередного транша кредита МВФ истинного
"гаранта" нашей финансовой стабильности.
Список безнадежных обещаний можно было бы продолжить, но
сегодня это уже не столь актуально. Хотя с формированием нового
Кабинета выборный процесс в России не завершен, и это прекрасно
понимают забастовочные лидеры, рассчитывая под губернаторскую
кампанию выбить из бюджета хотя бы часть обещанного. Но денег нет, и в ближайшее время вряд ли стоит ожидать громогласных
"рапортов о выполнении", а тем более реальных приоритетов
социальной направленности правительственных программ. Осенним
лейтмотивом будет скорее всего затягивание поясов, строжайшая
экономия, неукоснительное соблюдение бюджета как залоги будущего
капиталистического благоденствия. У кого это благоденствие скоро
наступит, а кому предстоит затягивать пояса туже всех станет
ясно в ближайшее время, когда будут обнародованы столь широко
разрекламированные меры по спасению бюджета второго полугодия и
проект бюджета на 1997 финансовый год. Но уже со всей очевидностью
можно понять, что предвыборные обещания откладываются на
неопределенный срок. Быть может до начала следующей предвыборной
компании.
|