Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

РУИНЫ РОСТА
Дата публикации: 15.10.1996
Источник: "Завтра"
No: 42 (150)





9 октября — По данным Госналогслужбы, поступление налогов в бюджет в сентябре по сравнению с августом снизилось на 29%.
11 октября — Б.Ельцин объявил о создании "Временной чрезвычайной комиссии по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины при президенте Российской Федерации". Председателем ВЧК назначен В.Черномырдин, его заместителем — А.Чубайс.
— Госдума рассмотрела проект бюджета в первом чтении. Обсуждается вопрос, с какой формулировкой он будет отклонен.


Пока Госдума думает, как отклонить правительственный проект бюджета — просто ли вернуть его правительству или самой включиться в процесс доработки в рамках согласительной комиссии — посмотрим и мы, что представляет из себя этот документ и какая экономическая политика обещана нам в 1997 году. Понятно же, что в конце концов он будет принят с незначительными изменениями.
Судя по представленному проекту, правительство РФ озабочено прежде всего тем, чтобы удержать внешние параметры финансовой системы РФ в жестких формальных рамках требований МВФ. По условиям предоставления расширенного кредита (10 млрд.долларов в течение периода 1996-98гг.) правительство: 1) согласилось снять все барьеры, защищающие внутренний рынок (ликвидировать экспортно-импортные пошлины); 2) обязалось строго следовать политике ограничения денежной массы (воздерживаться от эмиссии); 3) приступить к реорганизации (раздроблению) "естественных монополий" ("Газпром", РАО "ЕЭС России"). Правительство при этом расчитывает сохранить доступ к кредитам МВФ и, получив статус надежного заемщика, успешно размещать свои долговые бумаги (еврооблигации) на мировом финансовом рынке, перенося тяжесть бюджетного дефицита (заставляющего наращивать госдолг) с внутреннего финансового рынка на внешний. Это, по его расчетам, позволит уменьшить объем пирамиды ГКО, снизить привлекательность ГКО, обеспечить переход к политике "дешевых денег", сделав их доступными для реального сектора. Это, по монетаристским канонам, должно обеспечить переход к фазе экономического роста.
Описанный сценарий не отвечает российским хозяйственным реалиям и не может быть реализован по следующим причинам:
1. Российское хозяйство сегодня в финансовом отношении резко дифференцировано. Произошел и в последнее время закрепился отрыв экспортно-валютного сектора от реального сектора, ориентированного на внутренний рынок. Финансовое состояние последнего катастрофическое и поэтому его кредитование связано с огромными рисками невозврата кредитов. Кроме того, нынешнее состояние банковской системы не позволит ей переориентироваться с ГКО на рискованные инвестиционные кредиты даже при снижении ставки рефинансирования ЦБ. Уже предпринятые сегодня попытки к снижению доходности ГКО остановлены угрозой обвального банковского кризиса.
2. Налоговая база бюджета во внутреннем секторе хозяйства, работающем в условиях бартера и неденежных форм платежей, резко сужена. Уже ясно, что план налоговых поступлений 1996 года будет выполнен не более, чем на 65%. Тем более нереальны расчеты на увеличение налоговых поступлений в 1997 году (проектом предусмотрено увеличить их на 70-75 трлн. рублей по сравнению с планом 1996 г.). Основные фискальные меры, на которые правительство делает ставку, суть следующие:
— исчислять налоги не по факту оплаты поставок, а по факту отгрузки. Эта мера — чистый блеф. Еще в 1995 году она не дала результата и была отброшена, а в 1997 году эта практика способна привести к еще большей дезорганизации производства, к правовому беспределу, к выколачиванию налогов фактически в режиме рэкета, к уходу товаропроизводителей в глубокую "тень";
— тотальная отмена налоговых льгот без учета большинства инвестиционных программ усугубит инвестиционный кризис и торпедирует структурную перестройку ключевых предприятий народно-хозяйственного комплекса, которые до сих пор оставались "на плаву" и способны были в дальнейшем стать "точками роста";
— обложение налогом операций с ценными бумагами, в том числе региональными и муниципальными, заморозит немногие из имеющихся источников инвестиций, в частности, в малый бизнес, в проекты, способствующие оживлению экономической активности, затруднит формирование новых ФПГ. Причем эта мера сильнее всего ударит по регионам-донорам и пока еще рентабельным предприятиям.
Все это чисто фискальные меры, которые способны лишь привести к подавлению экономической активности, затруднить структурную адаптацию предприятий к условиям рынка и, в конечном счете, лишь усугубить финансовый кризис.
3. Попытки опереться в полной мере на западный финансовый рынок, разместив там государственные долговые бумаги, сорвались уже в нынешнем году (планы привлечения нерезидентов на рынок ГКО были реализованы в текущем году лишь на 30-40%). Иностранные инвесторы до сих пор не спешат вкладывать деньги в российские бумаги, опасаясь высоких политических рисков (а эти риски в 1997 г. будут еще выше).
В силу этих обстоятельств тяжесть внутреннего долга уменьшить в 1997 году не удастся. Более того, его объем в бюджете запланирован увеличенным в два раза по сравнению с 1996 г. (до 600 трлн.руб.). По оценкам экспертов, выполнение государственных обязательств по такому долгу приведет к увеличению дефицита бюджета до 15-18% ВВП (а не 3.3%, как заложено в проекте). Единственный способ покрыть такой бюджетный дефицит (если не прибегать к эмиссии или к значительным внешним займам) — дальнейшее наращивание объема пирамиды ГКО при резком повышении их доходности. Фактически в эту пирамиду придется "откачать" всю (!) денежную массу, находящуюся в обращении.
Такая перспектива несовместима с планами правительства по снижению ставок по кредитам (до 25%) и созданию условий для начала экономического роста.
Собственно, правительство, по-видимому, всерьез и не рассчитывает на реальность своих деклараций: иначе как объяснить запланированное падение реального (если учесть 10%-процентный рост цен) объема ВВП на 6% по сравнению с планом 1996 г.
Таким образом, параметры бюджета, заложенные в проекте — это блеф. Финансовая ситуация в 1997 году будет только ухудшаться. Правительственный курс завел экономику в тупик, и нужно думать, как из него выходить.
Прежде всего необходимо признать, что сегодня мы столкнулись с новой ситуацией, которая требует учета и предполагает новые подходы в экономической политике. Сегодня речь должна идти не о "финансовой стабилизации" (хотя огульно отвергать ее плоды нельзя). Видимые параметры финансовой стабилизации формально достигнуты. Достигнуты они ценой общего экономического спада, ценой отрыва экспортно-валютного сектора от внутреннего хозяйства, ценой угнетения экономической активности и дезорганизации последнего. В результате политики "финансовой стабилизации" возникла условно и локально сбалансированная финансовая система, обслуживающая экспортно-валютный сектор, истощающая и подавляющая прочие секторы хозяйства, подрывающая в итоге воспроизводственные возможности и самого экспортного сектора.
Бессмысленно в этих условиях и пассивное ожидание начала "экономического роста", который якобы должен автоматически последовать за "финансовой стабилизацией". Этот ожидаемый правительством "рост" трактуется как постепенное расширение сферы стабильных финансов за счет подключения к ней отдельных оживающих производств, расширения таким образом налоговой базы и постепенного смягчения условий финансовой стабилизации. Это — напрасные надежды, ибо разрыв между экспортным и внутренним секторами хозяйства имеет тупиковый, самоуглубляющийся характер. Он не может быть преодолен без восстановления внутреннего рынка, без восстановления разорванных воспроизводственных циклов внутреннего хозяйства и наращивания им собственной экономической "тяги" безотносительно к экспортной способности его производств.
Итак речь должна идти не о политике "финансовой стабилизации" и не о политике "экономического роста". Речь сегодня должна идти о политике "экономического восстановления". Экономическая политика должна быть отныне предварена тезисом: речь идет не о временных трудностях реформы, а о национальном бедствии. Потери национального продукта в размере свыше 500 млрд. долларов в год недопустимы, политика потерь 500 млрд. долл. в год — это политика и антинародная, и антигосударственная, и, наконец, если угодно, просто антирыночная!
А. БАТУРИН




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)