Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

Главное - цели
Тема: Россия
Автор(ы): В.Новиков
Дата публикации: 02.04.2008
Источник: Завтра
No: 14

Владимир Новиков

Главное – цели

Со второй половины марта в СМИ все громче звучит тема нового формата власти при президенте Д.Медведеве.

Чаще всего обсуждают вопрос о том, какие персоны займут те или иные посты в правительстве и АП. Реже обсуждаются предполагаемые изменения в структуре правительственной и президентской власти. Звучат и предложения "оставить как есть", и призывы "все поменять".

Глашатаи "перемен" справедливо говорят, что при неработоспособной структуре даже самые правильные кадровые назначения могут, парадоксальным образом, привести к усилению ведомственного хаоса, а то и к распаду управленческой системы. А этим "глашатаям" нередко отвечают крыловской басней о "квартете" и известной сталинской максимой: "Кадры решают все!".

Но Сталин говорил не просто о кадрах, а о тех кадрах, которые должны исполнять вполне осознанные ими функции в особым образом выстроенной властно-государственной системе. Причем в системе продуманной, жестко управляемой и потому – во многих смыслах – эффективной.

Когда сегодня возмущаются по поводу "людей-винтиков" в сталинской государственной машине, то, похоже, не слишком осознают, что речь действительно шла о гигантской и сверхсложной "машине" государства и общества, которая должна была решать – и в большой мере решила – приоритетные задачи развития СССР. И не осознают, что в любой "цивилизованной" стране, на которые любят равняться наши либеральные критики "совкового ужаса", кадры исполнительной власти – тоже являются "винтиками" их властно-государственной "машины". А разница заключается в том, как (и почему именно так) устроена и работает "машина".

Сталинская "машина" была очень далека от совершенства, – и вовсе не только из-за своей жесткости и жестокости. Если бы она была совершенной, то она бы эффективно обеспечивала развитие страны и после смерти вождя и, в том числе, реализовала механизм преемственности властного лидерства. Исторический результат известен: пока Сталин был жив, система работала и обеспечивала развитие страны. А когда вождь умер (или, о чем говорят многие авторитетные источники, был убит "соратниками"), конфликт между потенциальными преемниками начал снижать эффективность управления и ломать "машину". И развитие за исторически очень малый срок сначала замедлилось, а затем превратилось в "застой". Который в решающей степени предопределил страстную массовую мечту о переменах, обернувшуюся перестройкой и всем, что за ней последовало.

Так что, все-таки, было плохо в сталинской "машине"? И почему она не обеспечила преемственности?

Похоже, основная проблема состояла в том, что сталинская "машина" строилась под одного человека, который и определял цели. Все остальные части "машины" были предназначены для реализации целей вождя. Эта "машина сама по себе" не могла иметь и не имела тех важнейших элементов, которые должны выявлять проблемы, определять цели, уточнять цели, формулировать стратегию. И после того, как вождя не стало, обеспечить стратегическое системное целеполагание оказалось просто некому. А взаимная противоречивость тактических целей "соратников" и "преемников" несколько раз чуть не взорвала страну и, безусловно, ее "надорвала". И, при всех (часто – бессистемных) переменах конфигурации и структуры "машины", привела к тому, что мы имеем.

Так что главный вопрос и раньше, и сейчас – не в кадрах и занятых ими креслах. И даже не в формате государственного исполнительного аппарата. Главный вопрос – в механизмах уяснения проблем и постановки стратегических целей. Особенно сегодня, когда на повестку дня, вроде бы, поставлена проблема развития.

А значит, речь должна идти о цепочке действий, в которой сначала "интеллектуально-идеологические штабы" выявляют проблемы и формулируют цели развития, затем под эти цели формируется государственная и социальная "машина" развития, и уж затем эта "машина" наполняется нужными и адекватными целям властными кадрами. И все это должно работать ВМЕСТЕ, в прочном и постоянном соединении.

Нельзя, вроде бы, сказать, что "интеллектуально-идеологических штабов" у нас нет. И нельзя сказать, что они не работают. Есть, например МЭРТ (Министерство экономического развития и торговли). Которое, впрочем, даже согласно названию, должно заниматься только экономическим аспектом развития. Есть и немало научно-практических семинаров (как при РАН и различных ведомствах, так и инициативных), которые обсуждают проблемы развития.

Качество продукции этих семинаров разное, как и ее характер. Однако пока прочного системного соединения такого рода продукции с властью, – как высшей, так и исполнительной и законодательной, – не наблюдается. Не считать же, действительно, таким соединением многочисленные "аналитические записки" во властные инстанции.

Наконец, в последние недели пресса регулярно сообщает о некоем создаваемом Институте современного развития (ИСР). Который должен то ли дополнить МЭРТ в части других сфер развития России, то ли его заменить, то ли "независимо дублировать". Но вопрос о том, чем будет заниматься этот ИСР и, главное, не станет ли он еще одним источником необязательных "записок в инстанции" – остается открытым.

И пока этот вопрос открыт – мы видим соответствующие результаты реформ нашей "исполнительной вертикали".

Реформа "имени Д.Козака", проведенная в 2004 году, создала трехзвенную систему правительства: "министерство-агентство-служба". По ее замыслу, выработка государственной политики и нормативно-правовой базы отводилась министерствам, функции по оказанию государственных услуг и управлению – федеральным агентствам, а надзор и контроль – федеральным службам.

Каков результат? Он "многогранен".

Во-первых, министерства формально оказались как бы "над" сложной системой федеральных агентств и служб, реально министерствам почти неподконтрольных.

Во-вторых, в ряде случаев функции министерств и агентств начали "самопроизвольно дублироваться".

В-третьих, между некоторыми министерствами и агентствами начались достаточно острые конфликты. Причем конфликты (вот он, результат полной невнятности в сфере целей!) не только аппаратно-бюрократические, но и идеологические.

Яркий пример – конфликт между министром культуры и массовых коммуникаций А.Соколовым и главой Федерального агентства по культуре и кинематографии М.Швыдким. Соколов и Швыдкой – люди с разными культурными и ценностным ориентациями. Но министр Соколов не имеет полномочий "запретить" какую-либо неверную, на его взгляд, инициативу Швыдкого.

Системным результатом реформы 2004 года стало фактическое распыление компетенции, ресурсов и ответственности между различными органами государственной власти. Приведшее к такому (немыслимому ни в одной вменяемой государственной "машине"!) явлению, как своего рода "плюрализм во властной исполнительной вертикали".

Теперь, осознав этот плачевный результат, нередко призывают "для сокращения количества и повышения качества" работы министерств и ведомств провести их слияния и укрупнение. И при этом иногда ссылаются на новейший китайский опыт.

В марте 2008 года на сессии Всекитайского совета народных представителей (ВСНП) обсуждалась административная реформа, ядром которой становится создание в КНР пяти суперминистерств: здравоохранения, транспорта, людских ресурсов, энергетики, промышленности и информации.

Однако в Китае такую "исполнительную" реформу долго и тщательно готовил Госкомитет по развитию и реформам, в прерогативы которого входит и разработка, и контроль за претворением в жизнь плана развития страны. При этом Госкомитете постоянно работает мощная система специализированных и "общих" "интеллектуальных штабов", по его запросам регулярно готовит необходимые аналитические материалы множество НИИ и экспертных групп. А проработка генеральных целей в Госкомитете происходит под "неусыпным оком" ЦК КПК.

Но и в этих условиях "министерская реформа" в Китае идет вовсе не беспроблемно. Что косвенно показывает: даже в достаточно идеологически консолидированном китайском руководстве со сложнейшим вопросом определения стратегических целей и приоритетов развития – далеко не так просто.

Напоследок – насчет кадров. Поэт Борис Слуцкий когда-то написал:

Кадры – есть! Есть, говорю, кадры!

Люди толпами ходят!

Надо выдумать страшную кару

Тому, кто их не находит!

И дальше в конце:

Как ни плотна пелена огня,

Какая ни канонада,

Встает человек: "Пошлите меня".

Надо – значит, надо.

Но Слуцкий писал о победителях в Великой войне, у которых была вера в идеалы и цели развития. Именно с такими "кадрами под цели" даже очень далекая от совершенства "сталинская машина" работала эффективно. И в основном залечила страшнейшие раны, нанесенные стране войной, раньше, чем, например, Англия.

Так что, еще раз:

Сначала – идеалы и цели развития, которыми объединяются "кадры".

Затем – под цели! – административно-организационная "машина развития".

И только затем – под цели и для конкретных функций "машины"! – конкретные "кадры развития".




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)