Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

ЗАКОН ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ
Автор(ы): В. Сорокина
Дата публикации: 27.01.1999
Источник: Газета "Слово"
No: 5 (21)

США в последние месяцы явно дают знаки политики конфронтации с Россией. Крупнейшие свидетельства — удар по Ираку, санкции против российских вузов, обвиняемых в ядерных контактах с Ираном, заявление о создании американской ПРО. Причин тому несколько.

17 августа 1998г. с треском провалилась американская политика в отношении России, которую разрабатывал Строуб Тэлботт — давний друг Клинтона и главный идеолог поддержки "молодой команды" Ельцина. Итогом стало довершение развала экономики России и политическое поражение "российских реформаторов" — главного объекта поддержки.

Прибывший в Москву как раз в ключевой момент краха своей российской политики (в начале сентября) Клинтон сделал два заявления. Первое — "оптимистичное" — было обращено к молодым россиянам. Он сказал, что если они проявят мужество и будут упорно трудиться, то смогут построить более светлое будущее в своей стране, переживающей сейчас экономические и политические потрясения. Возможно, при этом Клинтон имел в виду сроки строительства будущего по Тэлботту, который чуть позже, оправившись от шока, в речи в Стэнфордском университете и в статье в журнале "Экономист" сообщил, что в России по-прежнему все в порядке, и призвал Америку проявить "стратегическое терпение". "Со временем путы советского прошлого ослабнут, — утверждал Тэлботт. — ...Придет новое поколение... На этот процесс потребуется всего 30-40 с небольшим лет".

Мысль Тэлботта о том, что проблема России — это проблема поколений, отсылает к ситуации в США 30 лет назад, когда Клинтон и Тэлботт учились в колледже, а эта идея была постоянной темой американцев, выступавших против вьетнамской войны. "Старики в Вашингтоне все испортили", — говорили они; — "подождем, пока к власти придет молодое поколение". "Мы считаем, что пессимизм сейчас оправдан не более, чем эйфория несколько лет назад", — утверждает Тэлботт в статье. Но поражение Америки во Вьетнаме, что давно признано в США, было поражением элиты, выбравшей неверную стратегию, а не поражением поколения. Как, собственно говоря, и в сегодняшней России. Так что рецепт Тэлботта сильно смахивает на неуклюжее самооправдание, а его оптимизм выглядит достаточно вымученным.

К сожалению, проблемы России и США не могут рассматриваться в рамках понятий "верю — не верю", "пессимизм – оптимизм". Как раз это и заявил Клинтон тогда же, в сентябре, более умудренной аудитории — руководителям политических партий России и депутатам "почти коммунистического" парламента. Он сказал, что не следует обращаться к рецептам прошлого. "Выбор — за Россией, но как друг могу сказать, что не верю, что вы можете игнорировать незыблемые правила современной глобальной экономики, так же как я не мог бы игнорировать закон всеобщего тяготения, шагнув из окна верхнего этажа Спасо-хауса" (резиденции американского посла).

Перенос рассмотрения проблемы из поля "оптимизм — пессимизм" в поле "глобальная экономика" не делает более явственными причинно-следственные связи. Хотя бы потому, что понятие "глобальная экономика" в каком-то смысле не менее виртуальное, чем "оптимистическая вера". В то же время образ безумца, игнорирующего закон всемирного тяготения, очень выразителен. И мы к нему еще вернемся, рассматривая столкновение сил внутри США.

То, что сами "творцы российской политики" в США осознали ее неработоспособность, стало ясно из того, что сразу после описываемых событий Клинтон и его советники по России в публичных заявлениях и конфиденциальных беседах начали дистанцироваться от страны, которую они активно и долго поддерживали. Один высокопоставленный официальный представитель США объяснил это так: "В каждом кризисе наступает этап, когда становится очень опасно давать советы, потому что игра уже сделана. К середине августа стало абсолютно ясно, что перед Россией стоит драматический и неприятный выбор, причем никаких хороших вариантов нет. Хотите ли вы "оставить отпечатки своих пальцев" на том, что обещает быть очень беспорядочным?"

Возникла даже тема вины. "Я думаю, не мы взорвали ситуацию, — заявила госсекретарь М. Олбрайт.- Берлинская стена пала, Советский Союз и империя развалились, и мы хотели, воспользовавшись этим, говорить о демократических ценностях и рыночной экономике... По-моему, наша единственная вина в том, что мы — оптимисты". Олбрайт же, как заклинание, повторяет: "Они должны исцелиться сами... Они должны сами решить эту проблему".

При этом утверждается, что новая позиция администрации (президент Центра имени Никсона за мир и свободу Д. Саймс назвал ее "упреждающим отходом") — это не возврат к эре конфронтации с Москвой. Просто радикально сужены цели в подходе к американо-российскому "партнерству". Согласно новому варианту американской политики, США и Россия будут работать совместно над такими техническими проблемами, как безопасность хранения ядерных материалов и международная космическая станция. Администрация Клинтона не поддержит новые крупные вливания капитала в страну, руководители которой в экономической политике тащат ее назад. В лучшем случае США могут оказать чрезвычайную помощь (например, продовольствием российскому Северу, чтобы не допустить там голода), но при этом вполне допускают, что разногласия по стратегическим проблемам возрастут.

Внушается мысль: "Мы понимаем, чем вы движимы – в условиях демократии нужно реагировать на нужды народа. Если вы сделаете правильный выбор и пойдете по пути реформы, мы поможем. Но если вы сделаете неправильный выбор, это будет ваш выбор, и мы помочь не сможем". То есть прямо заявлен классический подход "Я умываю руки".

Однако, похоже, что США этого заявленного подхода пока придерживаться не намерены. На деле происходит принципиальный поворот в сторону позиции "кто не с нами, тот против нас". В повестку дня российско-американских консультаций, которые будут проходить с участием Олбрайт на этой неделе в Москве, включен и вопрос о продовольственной помощи. Но уже сказано, что Олбрайт также намерена поставить ультиматум Кремлю – прекратить всяческие (а не только ядерные) отношения с Ираном, и рассмотреть возможность скорейшей ратификации договора СНВ-2. А главное – на повестке дня абсолютно новый пункт о предложенной Вашингтоном "модернизации" Договора по ПРО.

Однако – и это является моментом, который вносит необходимую сложность и многомерность в описанную нами картину – администрация Клинтона не сворачивает примитивным и циничным способом свою прежнюю политику, заменяя ее на прямо противоположную. Две концепции – старая и новая – ожесточенно борются между собой, и даже отступая, старая и дорогая сердцу Клинтона концепция обороняется до последней возможности. Применяя санкции против российских вузов во имя прекращения отношений с Ираном, шантажируя Россию потерей космических заказов, Клинтон одновременно предлагает и продовольственную помощь, и выделение средств на уничтожение ядерных вооружений. Выбор объектов для санкций – три института – слишком несерьезен, чтобы воспринять это как резкое давление. Каковы могут быть реальные иранские связи этих институтов и сколь велики потери от санкций в масштабах государства?

Скорее, это некий "знак давления". То есть Клинтон дистанцируется, но не разрывает с Россией. Вынужденный идти на смену курса по отношению к России, он подает ей знак этой "вынужденности". О российских причинах, приведших администрацию Клинтона к смене политического курса по отношению к России, мы уже говорили. Но главные причины "вынужденности", на наш взгляд, за океаном.

Америка (как и Россия) включается в предвыборную кампанию со всеми вытекающими последствиями. И здесь речь даже не о глобальной экономике, о трагических последствиях непризнания законов которой предупреждал Клинтон политическую элиту России. Речь о большой политике, неисполнение законов которой карается немедленно и строго. После промежуточных ноябрьских выборов в США определились основные силы, которые будут представлены на выборах 2000 года. От республиканцев лидируют сыновья бывшего президента Джорджа Буша (Джордж — младший и Джеб), от демпартии — Альберт Гор.

Сегодня в США по-прежнему две партии, но три силы, каждая со своими целями, намерениями, надеждами и опасениями. И третьей силой, кроме названных Гора и братьев Бушей, является сам Клинтон. Он вступил во вторую половину своего последнего выборного срока, в период, когда американцы называют президента "хромая утка" в преддверии его политического заката. Но, даже будучи "хромой уткой", находясь под прессингом секс-скандала и угрозы импичмента, Клинтон не намерен покидать президентский пост добровольно. А, значит, его позиция заключается в том, чтобы противостоять давлению республиканцев, и. собственной демократической партии, которая заинтересована поставить к рулю государства незапятнанного кандидата – вице-президента А.Гора. Ибо, как правило, в США вице-президенты, ставшие президентами в связи с досрочным уходом предшественников, легко побеждают на очередных выборах своих соперников из конкурирующей партии. Таким образом, Клинтон борется не только с давлением республиканцев, но и против собственной партии.

Но в ком же он тогда находит поддержку? Кому невыгодно добивать "хромую утку"? Естественно, республиканцам — потому, что в этом случае придет Гор. А, значит, грандиозная кампания республиканцев по импичменту нужна для подрыва позиций Клинтона, как государственного лидера и человека (тем более, что он харизматик), для того, чтобы он стал управляем, но никак не для того, чтобы отправить его в отставку. Главная цель непрекращающихся атак республиканцев (можно прямо сказать – клана Буша) — добиться уступок от Клинтона по основным направлениям, то есть заставить его проводить все более "республиканскую" политику.

Что ставится в вину Клинтону его соперниками? Режим наибольшего благоприятствования в торговле с Китаем, ущемление интересов американских производителей в пользу импорта (сталелитейная промышленность, автомобильная, электроника и др.), провал политики МВФ в России, АТР и Латинской Америке, слишком близкие ("оптимистические", по риторике администрации) взаимоотношения с Россией и как результат — "проигрыш России". Под давлением угрозы импичмента, неиссякаемых разоблачений сексуальной жизни, мощного психологического прессинга Клинтон стремительно "исправляется". О чем и говорят "новая оборонная инициатива", увеличение военного бюджета на 112 млрд. долларов на 6 лет, намерение создать национальную ПРО и политика дистанцирования от России.

Мало того, что Клинтон под давлением импичмента все глубже уходит в прореспубликанское русло. Одновременно создается и раздувается конфронтация в отношениях Клинтона и Гора. Упорно декларируемая взаимная лояльность президента и вице-президента подвергается серьезнейшим испытаниям. И телевидение беспощадно показывает удрученную реакцию Гора на "триумф" Клинтона во время выступления с ежегодным посланием в конгрессе, встреченного овациями значительной части республиканцев.

Знаменательно, что в наращивании конфронтации Клинтон — Гор активно участвуют спецслужбы. Недавно "Нью-Йорк таймс" и "Ньюсуик" одновременно напомнили о забытом скандале, связанном с нецелевым расходованием средств на реализацию Гарвардского проекта в России. Газеты утверждают, что ЦРУ неоднократно предупреждало Гора о причастности к коррупции Чубайса и других ключевых фигур в России, но Гор эти предостережения проигнорировал. Именно Гор, а не Клинтон! А для "увещевания" Клинтона есть другой инструмент — секс-скандал. И об авторстве гадать не приходится – напомним, что Д.Буш до своего президентства был в 70-е годы директором ЦРУ, и нынешняя штаб-квартира ЦРУ даже носит его имя.

По-видимому, образ с "законом всемирного тяготения" Клинтону все жестче приходится обращать на себя. Он, желая политически выжить, вынужден подчиняться законам борьбы элит США не менее строго, чем неопровержимым физическим законам.

Россия в этих крупных американских политических событиях, увы, сторона в основном "страдательная". Но отечественным политическим элитам, часть из которых слишком злорадно приглядывается к ослаблению позиций Клинтона и Гора, именно сейчас стоит внимательно приглядеться и к действительным законам политической борьбы в США (которые, к сожалению, еще долго будут очень сильно влиять на наше будущее), и к тем геополитическим реалиям, которые сулит нашей стране победа "партии Буша". Можно с уверенностью сказать, что в этом случае "деталями" вроде ПРО дело не ограничится...




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)