Дата публикации: 23.04.1996 Источник: Газета "Завтра" No: 17 (125) |
26 марта -- Сенатор Доул заручился необходимым числом
делегатов для выдвижения своей кандидатуры на президентские выборы
от республиканской партии.
8 апреля -- Разрыв между Клинтоном и Доулом увеличивается. По
результатам опроса журнала "Тайм" и Си-Эн-Эн, за Клинтона
проголосовали бы 55% избирателей, за Доула только 41%.
21 апреля -- Президент Б.Ельцин заявил, что проведение
саммита в Москве подтвердило статус России не только как великой
державы, но и как одной из ведущих стран мира.
-- По словам Клинтона, предстоящие президентские выборы в
России могут определить будущее американо-российских отношений.
-----
Антиклинтоновский скандал по поводу публикации в "Вашингтон
таймс" записок С.Тэлботта о предвыборном сговоре президентов США и
России в египетском городе Шарм-аш-Шейхе, активизированный
ключевыми фигурами республиканской партии, получил продолжение
благодаря результатам московского саммита лидеров "семерки" по
ядерной безопасности. Московская встреча показала
заинтересованность Запада, и в большой степени США, в поддержке
Ельцина на предстоящих выборах в России.
Западные средства информации специально подчеркивают
тщательную срежиссированность всего хода встречи: никаких
резкостей в отношении Ельцина или российской политики реформ,
никакого упоминания о Чечне и о ситуации с безопасностью на
российских ядерных объектах. Подчеркивая свою непредвзятость, Билл
Клинтон вновь озвучил позицию официального Вашингтона об уважении
США к выбору российского народа. Но одновременно заявил, что
Америка не может не замечать, как продвинулась Россия под
руководством президента Ельцина на пути реформ, и выразил надежду,
что Ельцин будет переизбран. Впрочем, Клинтон единственный из
членов "семерки" все-таки посчитал нужным встретиться со вторым
ведущим кандидатом в президенты России Г.Зюгановым.
В ходе первичных выборов республиканцы отрабатывают методы
идеологической борьбы с демократами для возвращения утерянной
после поражения Дж.Буша власти и ищут среди своих лидеров наиболее
подходящую фигуру, способную эту власть завоевать. Такой фигурой,
по результатам "праймериз", становится нынешний спикер сената,
опытнейший политик Роберт Доул.
Впрочем, республиканцы не питают иллюзий относительно
возможностей "надежной" и уж тем более "легкой" победы на выборах
1996 года. После завоевания большинства в конгрессе в 1994 году
республиканцы по множеству вопросов внутренней и внешней политики
страны вступали в конфликт с демократической исполнительной
властью и президентом Клинтоном, причем одну из главных ролей в
них играл все тот же Р.Доул. Клинтону приходилось защищать свои
позиции в связи с посылкой американских солдат в Боснию, снятием
эмбарго на поставки оружия боснийским мусульманам. Да и
жесточайший бюджетный кризис в конце прошлого года, связанный со
статьями по социальной проблематике и вооружениям, был следствием
этой традиционной межпартийной борьбы. Однако, атаки
республиканцев не дали решающих результатов, им до сих пор ни разу
не удалось нанести демократам принципиальное поражение.
Программа нынешнего американского президента, с которой он,
развив казавшуюся республиканцам немыслимой финишную предвыборную
активность, пришел к власти в 1992 году, обойдя Дж. Буша,
продолжает оставаться притягательной для многих американцев. С
самого начала новой предвыборной гонки рейтинг Клинтона неуклонно
повышается, значительно опережая уровень популярности Боба Доула.
Вместе с тем, результат выборов нельзя считать предрешенным.
Да, демократов поддерживают крупнейшие финансисты США, ключевые
группы биржевого, "общепромышленного" и торгового сектора. Да,
малоимущие социальные слои, женщины, пенсионеры, интеллигенция
сохраняют верность демократам, являясь по-прежнему их главной
опорой. Да, за демократов голосует до 90% черных избирателей на
выборах 1992 года Клинтон получил 82% голосов черных американцев
против 11% у Буша. Однако, у республиканцев проблема политической
предвыборной базы тоже решена не худшим образом. Судя по опросам,
их и сейчас поддерживает традиционно настроенная в их пользу
верхушка военно-промышленного комплекса США и связанных с ним
"специально-промышленных" кругов. На стороне республиканцев также
крупные фермеры, значительная часть мелкого и среднего бизнеса США
и та часть работников индустриального комплекса, которую у нас в
учебниках политэкономии называли "рабочей аристократией".
Нынешние властные притязания республиканцев поддерживаются не
только успехом на промежуточных выборах в конгресс, но и... как ни
странно, прецедентом своего предыдущего поражения. Действительно,
если шедший впереди Дж.Буш за считанные месяцы проиграл
стремительно финишировавшему Б.Клинтону, то почему бы теперь
Р.Доулу при тех же механизмах "июльско-августовской" поддержки не
обогнать Б.Клинтона? Вы говорите, что "июльско-августовские"
суперэлитные механизмы поддержки Клинтона, запущенные на
арканзаском ранчо, в немалой степени определялись тогда ходом
событий в России!? "О`кей, а почему бы сейчас не сыграть в ту же
игру, но в обратную сторону?"
Проигрывая в популярности Клинтону внутри страны,
республиканцы твердо решили сделать победную ставку на
внешнеполитический аспект, а именно на "российскую политику"
клинтоновской администрации. Эта политика поддержки Ельцина любой
ценой, получившая подтверждение на московском саммите, вдохновила
республиканцев на совершенно новый ход в своей предвыборной
стратегии и, несомненно, именно "русская карта" станет для них
одной из козырных.
Еще год назад на проходившей в Вашингтоне под эгидой Центра
им.Р.Никсона конференции с откровенным названием "После победы:
определяя роль Америки в неопределенном мире" Р.Доул заявил, что
внешнеполитический курс нынешней России противоречит американским
интересам почти в той же степени, что и предшествующий курс СССР.
Россия угрожает восточноевропейским странам потенциальным членам
НАТО и наложила в 1994 г. вето в Совете Безопасности ООН на
резолюцию о санкциях потив Сербии, она упорствует в поставках
оружия и ядерной технологии Ирану и сохраняет радиолокационные
станции слежения на Кубе, продлевая режим Кастро, она оказывает
давление на суверенные государства СНГ в плане интеграции.
"Мягкость" реагирования Клинтоном на такой курс России дала
основания сенатору-республиканцу Макконеллу в связи с саммитом
заявить, что в течение трех лет американские интересы отодвигались
на задний план, а на первый план выдвигался Борис Ельцин, который
управляет российским штурвалом власти очень рискованно. "Политика
клинтоновской администрации ведет Америку к катастрофе" заявил
сенатор. Таким образом, главный изъян российской политики Клинтона
республиканцы видят в предпочтительном развитии личных связей, в
упоре на роль выборов в России в 1996 г. и в придании чрезмерного
значения мирному демократическому переходу власти в России.
Результаты саммита, кажется, подтверждают обвинения Доула. Во
всяком случае, на совместной пресс-конференции сопредседателей
Ельцин, при красноречивом молчании Ж.Ширака, вновь заявил о
намерениях России продать ядерные технологии Ирану, а парижская
"Трибюн" (видимо, озвучив это молчание) сообщает, что Россия, судя
по всему, не ратифицирует Договор СНВ-2 до президентских выборов.
Кроме того, в ходе визита Ельцин обратился к Клинтону с просьбой
уговорить американских союзников по НАТО не спешить с расширением
альянса, в ответ на которую Клинтон вновь обещал, что изменения в
НАТО не будут для Москвы сюрпризом.
Понятно, что для республиканцев не воспользоваться такими
"подарками" Клинтона было бы непростительной глупостью, в чем их
заподозрить, кажется, нельзя. Еще более "приятным результатом"
российских выборов, как говорят многие авторитетнын отечественные
и зарубежные обозреватели, для них была бы...победа Г.Зюганова. Уж
тогда, при "восстановлении коммунистической диктатуры" в России,
они получили бы главные антиклинтоновские аргументы.
Что же касается упрека в неоизоляционизме, который бросает
республиканцам Б.Клинтон, то они парируют его заявлением, что при
правлении любой из партий центральная линия политики США останется
без изменений: Америка будет действовать в одностороннем порядке,
руководствуясь собственным представлением о национальной
безопасности и зонах американских интересов в мире. Судя по
заявлениям Р.Доула, эти интересы реализуются в России
республиканцами через применение тех же "технологий", которые уже
продемонстрировали свою эффективность по отношению к СССР в 1988-
91 годах. Окончательной целью будет развал России. Речь, видимо,
вновь пойдет о дугах напряженностей, финансовых войнах, "горячих
осях" и "горячих точках", управляемых конфликтах и пр. Отчетливо
понимая, что такой способ действий в Северной Евразии не может не
привести к усилению основных геполитических противников США Германии, Японии и Китая, республиканцы, видимо, держат в кармане
политический "джокер". В чем он? Только ли в согласии на подобное
усиление в обмен на моноплию США в других регионах? Вряд ли! Не
идет ли речь в данном случае еще и о развязывании определенной
системы авантюр на всем пространстве от Балтики до Красного моря,
от Балкан до Владивостока?
В любом случае, мы уже вправе сделать основной и определяющий
политический вывод: для нас реальный расклад противоборствующих в
Америке сил предполагает только два возможных сценария. При победе
Клинтона отношения США и России станут хуже нынешних, но все же
останутся "минимально приемлемыми". При победе Доула предельно
жесткий курс в отношении России почти неминуем! Как заявил
президент уже упоминавшегося республиканского центра им. Никсона:
"Мы не намерены сюсюкать по поводу российских проблем,
сентиментальничать по поводу российских лидеров и создавать
впечатление, что для нас важны не фундаментальные отношения с этой
сложной державой, а кокретные лидеры и их будущее". Что же
касается "фундаментальных отношений" и их понимания
республиканцами, то здесь все тоже достаточно ясно. Раньше их
идеологи называли СССР "империей зла", теперь они называют Россию
"лишней страной". А с лишними сами понимаете, что и как делают...
|