Дата публикации: 14.05.1996 Источник: Газета "Завтра" No: 20 (128) |
23 ноября 1995 -- МИД Эстонии заявил, что соглашение о
границах с РФ должно быть ратифицировано как можно скорее, потому
что это развяжет руки Эстонии в проведении внешней политики.
6 мая 1996 -- Финляндия считает, что вступление Литвы, Латвии
и Эстонии в НАТО создало бы угрозу напряженности в регионе.
8 мая 1996 -- Литва, Латвия, Эстония должны завершить реформы
в 1998 году. Только в этом случае они могут быть приняты в ЕС,
заявил председатель Европарламента Клаус Хенш.
12 мая 1996 -- Дипломатический конфликт привел к обоюдной
высылке российского и эстонского дипломатов.
-----
Большинство аналитиков, пишущих об Эстонии, рекламирует ее
успехи в период после получения независимости. Набор рекламируемых
"политических товаров", якобы переполняющих корзину эстонского
постсоветского "благоденствия" банален до приторности. Здесь и
успехи в построении рыночного хозяйства, и обеспечение
политических свобод, и освоение западных демократических
ценностей. Эта политическая рекламная кампания необходима лишь для
того, чтобы проложить Эстонии по возможности гладкий путь в столь
желанный для нее Евросоюз.
Однако даже на этом "расчищенном" пути обнаруживаются два
трудноустранимых препятствия, перед которыми пасует даже
ангажированная правовая экспертиза Совета Европы. Экспертам
удалось "не заметить", например, увеличения в Эстонии
политического веса фашистских и неофашистских организаций самого
худшего толка. Им удалось закрыть глаза на социальные бедствия в
постсоветской Эстонии, на грубые нарушения пресловутых "прав
человека". Но два ключевых препятствия на пути Эстонии в ЕС и
НАТО, им все же пришлось обозначить: пограничный спор с Россией и
нерешенный вопрос о правах национальных меньшинств.
Известно, что основные политические дивиденды Эстония (как и
остальные прибалтийские республики) заработала, крича на весь мир
об "агрессивных" замыслах России. На этом она построила свой
международный имидж и этим обусловила свое стремление в НАТО.
Североатлантический союз охотно пошел ей навстречу, приняв Эстонию
в программу "Партнерство во имя мира" и в миротворческие операции
ООН в бывшей Югославии, помогая привести в соответствие со своими
страндартами ее вооруженные силы.
Балтийские республики всеми способами, включая прямое
финансирование западных СМИ на деньги, получаемые от "мирового
сообщества", создают на Западе миф о Балтии как жертве советской
оккупации. Согласно этому мифу в 1940 году имперская Россия
оккупировала высокоразвитые, веками существовавшие независимые
республики, растоптала их процветающее хозяйство, "высосала" из их
народов все животворящие соки культуры и предпринимательства.
Но после вывода советских войск из прибалтийских республик
заинтересованность Запада в поддержании такого мифа резко упала,
чего страны Балтии в своем "жертвенном" раже, видимо, не заметили.
И НАТО, и Евросоюз настойчиво рекомендуют Эстонии наладить
добрососедские отношения с РФ. Минобороны США У.Перри во время
визита в конце 1995г., оговорившись, что "безопасность Эстонии
является для США очень важной", прямо указал эстонским властям на
необходимость "не ссориться с Россией".
Именно после этого визита Перри Эстония сняла свои
территориальные притязания к РФ, которые она основывала на
Тартуском мирном договоре 1920 года. Будучи поставленной перед
необходимостью принять точку зрения Европы, согласно которой любое
государство, оспаривающее межгосударственную границу, является
потенциальным инициатором военного конфликта, Эстония сегодня
ведет речь как бы всего лишь о признании Россией Тартуского
мирного договора. Тем самым она, как бы отказываясь от прямых
территориальных притязаний к России, хотела бы получить правовые
легитимные основания для возврата к территориальным притязаниям на
новой, неизмеримо более прочной основе, получаемой после успеха
"Тартуского маневра". Отметим, что этот переход Эстонии от прямых
территориальных притязаний к опосредованным правовым демаршам
произошел лишь после того, как Россия, потеряв надежду найти
компромисс в пограничном вопросе, провела работы по одностроннему
обустройству границы.
Категорически необходимо отдавать себе отчет в том, что речь
идет в данном случае не о смягчении позиции Эстонии, а о
политическом маневре с далеко идущими последствиями. Дело в том,
что эстонские политики попали в западню собственных амбиций,
включив в свою Конституцию 1992 года статью, определявшую
сухопутные границы республики именно в соответствии с Тартуским
договором. Теперь им необходимо или отказаться от этого договора
как законодательной базы во взаимоотношениях с Россией, или
изменить свою Конституцию.
Россия же, признав Тартуский договор, кроме легитимации
территориальных претензий, получит еще и "положение о репатриации
российских граждан и ответственности России за оккупацию Эстонии
вплоть до 1991 года". Вот почему маневр Эстонии следует считать не
свидетельством намерения смягчить претензии к России, а коварным
шагом к веерной эскалации притязаний! Это же касается и второго
вопроса, мешающего вступлению Эстонии в Евросоюз вопроса о
правах нацменьшинств.
Предельный национализм, граничащий с шовинизмом, обусловил
остроту вопроса о русских в Эстонии пожалуй, наиболее
болезненного для России. Русскоязычных в Эстонии около
полумиллиона. Из них 120 тыс. граждане Эстонской Республики.
Почти 90 тыс. граждане России. А более 300 тыс. апатриды,
"люди без Родины", ожидающие того или иного гражданства! Комитет
ООН по правам человека, верховный комиссар ОБСЕ по делам
нацменьшинств неоднократно рекомендовали властям Эстонии
либерализовать закон о гражданстве, сократив ценз оседлости и
смягчив требования относительно знания эстонского языка.
Как считают западные политики, положение, в котором оказалось
треть населения Эстонии, чревато вспышкой крайне серьезного
межэтнического конфликта. Запад все больше раздражает эстонская
политика в отношении некоренного населения. При этом западные
аналитики задаются вопросом: власти не желают, не могут или не
умеют разрядить взрывоопасный потенциал?
Вот здесь-то и становится бесценным для Эстонии успех
"Тартуского маневра". Этот успех позволил бы Эстонии уйти от
обвинений в дискриминации части своего населения (так называемых
"русскоязычных"). Никакое оно (в случае успеха "маневра") не свое!
А "оккупантское"!
Непредсказуемость национальной политики, конфликтность в
межгосударственных взаимоотношениях, нетерпимость в отношении прав
человека внутри страны вызывают все большую обеспокоенность у
западных кураторов Эстонии. Сообщения о событиях в стране, как
правило, поступают в форме скандалов, одно перечисление которых
может занять не одну страницу "салачная" война между Эстонией и
Латвией, "рублевая афера" с продажей рссийских денег Дудаеву,
отторжение имущества Эстонской православной церкви. "Отличились" и
эстонские парламентарии , послав Дудаеву соболезнование в связи с
кончиной С.Радуева.
Отдельная проблема, тревожащая Запад это криминализация
постсоветской Эстонии. Пока эта проблема не включена в число явных
препятствий на пути вхождения Эстонии в Евросоюз, но, возможно,
выйдет на первый план уже в недалеком будущем. В этой связи,
пожалуй, наиболее показателен пример с эстонскими силами
самообороны "Кейтселийт". Главной заботой этой добровольческой
военнизированной организации, включающей 10 тыс. бойцов (в пять
раз больше численности официальной эстонской армии), оказывается
не защита безопасности страны. Английская разведка и ФСБ России
независимо друг от друга установили причастность членов
"Кейтселийт" к нелегальной торговле оружием для ИРА, Чечни и
Боснии, на многих из кейтселийтцев заведены уголовные дела.
Разведслужбы Германии фиксируют, что в Эстонии действуют 30
крупных преступных формирований, специализирующихся на контрабанде
наркотиков, оружия, редких металлов, и что коррумпированность
армии, сотрудников пограничной и таможенной службы достигла
фантастических масштабов.
"Выкормив" эстонскую демократию, Запад получил чрезвычайно
неблагоразумное и капризное "дитя". Чего стоит, например, позиция
эстонской парламентской делегации, проголосовавшей против
вступления России в СЕ вопреки настойчивым указаниям крупных
западноевропейских стран.
Россия, уже слишком долго терпящыя "булавочные уколы" от
"чересчур независимой" соседки, имеет дипломатические и
экономические возможности заставить уважать свой территориальный
суверенитет, прекратить дискриминацию русскоязычного населения
Эстонии, остановить контрабандное расхищение своих сырьевых и
промышленных ресурсов. Во властных кругах российских
государственников настаивают, в частности, на прекращении
переговоров с эстонской стороной о строительстве нефтепровода и
нефтеперерабатывающего завода, на переориентации проходящих через
Эстонию российских грузопотоков, которые составляют более 70%
эстонских грузов на Запад. Эти грузопотоки вполне могут быть
переведены, например, на Финляндию, которая поддерживает с Россией
взаимовыгодные и дружественные отношения.
И чем скорее Россия включит, во имя обеспечения собственных
государственных интересов, все регистры воздействия на
"расшалившихся" эстонских политиков, тем лучше. И для Росссии, и
для Эстонии, и для "цивилизованного мира", в который Эстония
прорывается с таким упорством. Иначе "шалуны" могут невзначай
обрушить не только собственный дом, но и дома более благоразумных
соседей как восточных, так, между прочим, и западных.
|