Дата публикации: 16.07.1996 Источник: Газета "Завтра" No: 29 (137) |
1 июня -- высокопоставленные политики стран Балтии выразили
беспокойство и протесты в связи с подписанием США и Россией
меморандума о предполагаемых изменениях в договоре ОВСЕ,
позволяющих РФ увеличить свое военное присутствие в Псковской и
Ленинградской областях.
21 июня -- Б.Ельцин направил Б.Клинтону конфиденциальное письмо
с обвинениями в адрес лидеров Эстонии и Латвии в грубейших
нарушениях прав русскоязычного населения и разъяснением возможных
контрмер РФ в случае приема стран Балтии в НАТО.
26 июня -- принимая в Белом Доме руководителей прибалтийских
государств, Клинтон заверил их, что список кандидатов в НАТО
Чехией, Польшей и Венгрией не ограничится, однако никаких
конкретных обещаний по странам и срокам не дал.
29 июня -- около двухсот русскоязычных жителей Эстонии
пикетировали здание парламента, требуя продлить действие паспортов
СССР, которое прекращается 12 июля. Из более,чем 300 тысяч
неграждан эстонские паспорта и виды на жительство выданы лишь
полутора тысячам человек.
9 июля -- в связи с ущемлением прав русскоязычного населения в
Эстонии и Латвии Россия планирует с 1 сентября отменить ряд льгот
в торгово-экономических отношениях с этими республиками;
-- премьер Эстонии Т.Вяхи заявил о продлении срока действия
паспортов бывшего СССР на территории республики вплоть до выдачи
негражданам вида на жительство.
-----
Ни для кого не секрет, что Эстония еще в советское время была
одним из главных оплотов антисоветизма и антироссийскости, которые
постоянно проявлялись и на бытовом (подчеркнутое недружелюбие к
"мигрантам"), и на элитном (отчуждение интеллигенции, в
особенности гуманитарной) уровнях. Нет смысла обсуждать
многовековую историю взаимоотношений двух народов, приведшую к
такому отчуждению; история такова, какова есть, и лишь взаимный
опыт раздельного социально-государственного существования позволит
оценить потери и приобретения. Подчеркнем лишь, что изрядно
"онемеченная" за несколько столетий Эстония и в дореволюционную
эпоху, и в полвека "советской оккупации" смотрела на Запад и
воображала себя форпостом Европы против азиатско-московитского
варварства.
Открывшиеся в 1991г. возможности "независимости" предлагали
разные пути. Но (даже крайне антисоветские) рассудительные
политики и экономисты считали необходимой плавную процедуру
"цивилизованного межгосударственного развода". Однако в сознании
новых элит, вышедших наверх в дискуссионной горячке национал-
популистских "народных фронтов" и расчетливо разогреваемых
зарубежной поддержкой, возобладали мотивы шовинистической эйфории,
слепой ненависти или мести. Нет нужды перечислять, сколь
оптимистичны были расчеты на "мгновенные экономические успехи
трудолюбивого и цивилизованного эстонского народа", сколь щедры
были посулы западной помощи за участие в крушении "империи зла", с
какой решимостью приступали в 1991-93гг. к строительству
антироссийских геополитических химер типа "балто-черноморского
содружества".
Жизнь опрокинула большинство этих наполеоно-маниловских планов.
Оказалось, что для независимого государственного существования
требуется очень многое из того, чего у Эстонии никогда не было:
идеология независимости, политическая культура, самодостаточный
воспроизводственный контур, экспортспособная экономика, рынки
сбыта и т.д., и т.п.. Оказалось, что пределы, в которых западные
соседи готовы спонсировать эстонскую государственность,
достигаются слишком быстро и не вселяют надежд на ожидающий за
ближайшим историческим поворотом социально-государственный успех,
что платить народу по счетам "бархатной революции" обещанным
"благоденствием" не получается.
Благоденствие стали выпаривать "алхимическими" процедурами
криминальной деятельности на государственном уровне. Главными
составляющими эстонской экономики в считанные годы стали
незаконный реэкспорт российского сырья и чисто криминальная
контрабанда. В этой (и только в этой) высокорентабельной сфере
оказались не нужны и высокомерный шовинизм, и презрение к
"мигрантам", и публично заявляемые геополитические предпочтения:
эстонский, российский, кавказский, среднеазиатский, польский,
западноевропейский криминалитет проявили подзабытый "подлинный
интернационализм" и стали с увлечением и при откровенном
попустительстве государства удивлять мир чудесами преступной
экономики.
Эстония становилась то мировым лидером по экспорту цветных
металлов (нелегально вывезенных из России и Казахстана), то чуть
не главным терминалом нефтеснабжения Северной Европы, то одним из
важнейших объектов внимания Интерпола в связи с новыми
наркотранзитными маршрутами. Не отставало и государство: как уже
достоверно установлено, через контролируемые высшими госорганами
Департамент охраны края и командование отрядов "Кайтселийт" в
Россию нелегально ввезено несколько десятков тысяч "стволов"
стрелкового оружия для российских криминальных "компаньонов".
Да и в легальной государственной и частной экономике республики
роль России по-прежнему доминирующая. В 1995г. в объеме эстонских
грузопотоков на запад российские грузы на железной дороге
составили более 70%, а в таллинском порту более 80%. По данным
экономического ведомства Эстонии, более 20% эстонских фирм и
корпораций существует целиком и полностью за счет российского
транзита. А еще не менее трети полностью завязано на российское
сырье и российский рынок. Вот чем в первую очередь, а не чудесами
экономических приватизационных реформ и не западной помощью,
определяется разрекламированная устойчивость и высокая
покупательная способность эстонской кроны.
Такое специфическое экономическое положение, казалось, должно
располагать к особой деликатности в отношении восточного соседа.
Однако, как и в любой полукриминальной экономике, дивиденды
достаются не всем. Те же, кто их лишен, в своем обнищании не
склонны удовлетворяться лишь гордостью за "твердую крону" и
атрибуты независимой государственности. И для них вместо
благосостояния эстонские элиты последовательно "накачивают" и
образ "восточного врага" завоевателя, который непрерывно зарится
на столь тяжко обретаемую национальную свободу, и образ "врага
внутреннего" русскоязычных "мигрантов", "пятой колонны
российского империализма". Они, эти "мигранты", оказываются как-бы
виновны в том, что "пирогов независимости" не хватает на коренных
эстонцев, они "дестабилизируют обстановку" на северо-востоке
республики, они являются главным препятствием для вхождения
Эстонии "в цивилизованную Европу".
Следует отметить, что и эта Европа отнюдь не безгрешна.
Начиная с 1991г., западные политики и СМИ слишком откровенно
демонстрировали заинтересованность в эстонском противодействии
России и слишком явно закрывали глаза на вопиющие нарушения прав и
свобод русскоязычного населения. Даже очевидное возрождение
фашизма в виде слетов бывших вояк-эсэсовцев, осквернения синагог и
кладбищ, надругательств над памятниками времен Великой
Отечественной вызвало острую реакцию лишь у крайне чутких к
подобным тенденциям международных еврейских организаций. Нужно ли
удивляться, что в ответ на предельно мягкие и осторожные призывы
Комитета ООН по правам человека и миссии ОБСЕ: хотя бы привести
нынешнее апартеидное законодательство в соответствие с
международным правом официальный Таллин практически не
реагировал.
Столь явное попустительство Запада внушало правящей эстонской
верхушке ощущение полной безнаказанности и провоцировало ее на
предельно жесткую позицию в отношении России, включая
территориальные притязания (на 2300 кв. километров территории в
Псковской и Ленинградской областях) на основании вынужденно
подписанного Россией в 1920г. после поражений гражданской войны
Тартусского мирного договора.
Однако времена меняются, и для крупной геополитической игры
ряда стран Запада издержки эстонской антироссийскости стали
превышать приобретения. Отчасти излечившаяся от "синдрома
Козырева" Россия стала внятно проявлять свои региональные
приоритеты. Полукриминальный "форпост", непрерывно раздражающий РФ
и дающий ей все основания для мощного военного присутствия на
северо-восточном фланге НАТО, оказывается обременителен. Кроме
того, территориальные претензии Эстонии к России и нерешенный
территориальный спор между Эстонией и Латвией исключают, в
соответствии с уставом НАТО, даже обсуждение вопроса о приеме этой
республики в Североатлантический блок. И здесь "объяснения в
любви" к США на встрече Л.Мери с Клинтоном ("...мы самый
проамериканский регион в Восточной Европе") уже не вызывают
безоговорочных заверений в поддержке. И тогда и только тогда оказываются возможны хотя бы снятие территориальных претензий к
России, продление срока действия советских паспортов и некоторое
снижение антироссийской риторики.
У России впервые за перестроечную и постперестроечную эпоху
прорезается голос государственного достоинства. Этот голос пока
слаб, сама его возможность во многом определяется очень непростой
и меняющейся международной коньюнктурой. Этот голос может и должен
быть подкреплен совместными действиями государства и корпораций в
дипломатии, политике, экономике. Легальных и законных рычагов
влияния на эстонское международное хулиганство у России хватает.
Хватило бы согласованной государственной воли и
последовательности.
|