Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

БАЛТИЙСКИЙ ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ РОССИЙСКИХ ВЫБОРОВ
Автор(ы): В. Сорокина
Дата публикации: 10.09.1996
Источник: Газета "Завтра"
No: 37 (145)

6 августа -- Состоялся официальный визит шведского премьер- министра Йорана Перссона в США. C Клинтоном обсуждались вопросы обеспечения безопасности в Балтийском регионе.

16 августа -- Вице-спикер парламента Эстонии А.Рюйтель, бывший командующий Силами обороны А.Эйнселн и депутат парламента Э.Тарто предложили создать пакт безопасности стран Балтии с целью скорейшей интеграции Латвии, Литвы и Эстонии в НАТО.

22 августа -- Латвийский сейм принял декларацию об оккупации Латвии советскими войсками в 1940 году.

-- Президент Эстонии Леннарт Мери выступил с отрицанием возможности компромисса по Тартускому договору 1920 года.

-----

Вторая половина августа ознаменовалась резким всплеском антироссийских выпадов со стороны Эстонии и Латвии. Эстонский президент Мери заявил о неприемлемости компромисса по Тартускому мирному договору 1920 года, что завело в тупик вялотекущие российско-эстонские переговоры по государственной границе. Одновременно латвийский сейм принял декларацию, призывающую мировое сообщество признать факт оккупации республики Советским Союзом. В этом документе Латвия заявила о территориальных претензиях к России: "В 1944 году к территории России незаконно была присоединена часть Абренского уезда площадью около 2 тыс.кв.км." (Ныне это часть Пыталовского района Псковской области, где из населения 16 тыс. человек латыши составляют 0,1%).

В такой форме — официальной и резкой — требования по признанию оккупации предъявляются прибалтийскими странами к России впервые. Правда, реакция МИДа РФ, расценившего документ как провокацию и "создание правовой базы для выталкивания из страны наших соотечественников", заставила МИД Латвии отмежеваться от позиции своих парламентариев. К числу последних антироссийских выступлений следует также отнести и обращение депутатов латвийского парламента к премьеру Шкеле с просьбой признать независимость Ичкерии, и прекращение трансляции в Латвии телеканала ОРТ. С чем же связана такая неожиданная "активность", разрывающая и так очень не легко налаживаемые связи? Ведь еще в начале августа по инициативе латвийской стороны состоялся телефонный разговор между премьерами России и Латвии, после которого должна была состояться встреча Черномырдина и Шкеле в начале сентября в Москве.

Антироссийские нападки уже традиционно стали для прибалтийских государств инструментом воздействия на западных покровителей и одновременно показателем сложности политического положения, в котором они в данный исторический момент находятся. Это подтверждается предложением группы парламентариев Эстонии о создании пакта безопасности стран Балтии с целью скорейшей интеграции Латвии, Литвы и Эстонии в Североатлантический альянс. Предполагается, что членами пакта могли бы стать также США, Германия, Россия, Швеция, Польша, Финляндия и Дания.

Эта идея, воспринятая даже проэстонскими СМИ с некоторым недоумением, на самом деле вскрывает всю глубину неуверенности и тревоги эстонских политиков. По словам авторов пакта, возникла угроза, что страны Балтии надолго останутся в неопределенной "серой зоне" между Россией и объединяющейся Европой. Поскольку "последние встречи на высшем уровне в Вашингтоне, Бонне и Стокгольме показывают, что у Эстонии, Латвии и Литвы сейчас нет хороших шансов обеспечить независимость путем быстрого и полного расширения членства в НАТО", то новый пакт должен содержать международно признанные гарантии безопасности и определять сроки вхождения балтийских государств в Евросоюз и Североатлантический блок.

Какие же скрытые страхи заставляют эстонских парламентариев предлагать такую масштабную "альтернативу"? Ответ на этот вопрос заключен в списке фигурантов предлагаемого пакта, которые практически все завязаны в геополитическом прибалтийском узле. Речь идет прежде всего о политическом ходе США, который стал очевиден по результатам последнего визита в Вашингтон шведского премьера Перссона. Клинтон предложил обсудить интеграцию прибалтийских республик в систему европейской безопасности без изоляции России — постановка вопроса, совершенно неприемлемая для прибалтов. Вырисовалась политическая интрига США по отсрочке приема балтийских стран в НАТО, в которой Швеция должна взять на себя "ответственность за балтийские государства", в обмен на предложенный Соединенными Штатами статус "региональной сверхдержавы".

Идея возникла, когда Белому дому стало ясно, что горячее желание государств Балтии стать членами НАТО неминуемо повлечет за собой серьезнейший кризис в отношениях США с Россией, особенно нежелательный в период выборной кампании Клинтона. Тогда "Рэнд корпорейшн" разработала подробную концепцию военно-политического сотрудничества балтийских стран со Швецией, согласно которой последняя предоставит Балтии гарантии безопасности, в том числе и военные. Что касается самой Швеции, то сверхдержавная роль пришлась по душе военным и консервативным политикам, но в целом не слишком вдохновила политический истеблишмент. "Нам не нравится перспектива того, что нашими руками НАТО будет таскать горячие картофелины из костра", — прокомментировал ситуацию шведский журналист. Тем не менее, центристски ориентированный шведский премьер принял предложение США и уже создал совет по балтийскому сотрудничеству.

Впрочем, американские стратеги подозревали, что Швеция, особенно учитывая ее традиционный нейтралитет, будет колебаться, принимать ли оказанную "высокую честь". Поэтому в качестве варианта "буфера" рассматривалась также Финляндия. Но она еще менее склонна к данной роли, нежели Швеция. Премьер Финляндии заявил, что "у нас нет необходимости спасаться от России", и его страна стремится к интенсификации связей с ней, особенно экономических. Возможные гарантии Стокгольма не устраивают и Прибалтику, которая опасается оказаться вне сферы интересов НАТО. Леннарт Мери накануне визита Перссона в США заметил, что Швеция никаких гарантий Эстонии дать не может, поскольку "обе страны находятся в одной лодке и соответсвенно тонуть будут вместе".

Официальным консультантом созданного в Швеции совета по балтийскому сотрудничеству Вашингтон назначил главного архитектора дейтонских соглашений Ричарда Холбрука, который и должен помочь Стокгольму и балтийским столицам найти "неНАТОвское" решение, причем непременно с участием России. Например, Пентагон полагает, что Швеция должна стать не только защитником стран Балтии, но и миротворцем по отношению к России. Поэтому министр обороны Швеции заявил о необходимости привлечения российских военных к учениям, запланированным на территории Швеции в будущем году.

А в Швеции мысль о сотрудничестве с НАТО становится все более привычной. Шведские СМИ ведут дебаты на тему актуальности традиционного шведского нейтралитета, готовя общественное мнение для отказа от него. Хотя еще в июне министры обороны и иностранных дел Швеции заявляли о неучастии в военных союзах с целью сохранения незыблемого нейтралитета в случае войны в ближайшем со страной окружении. Ситуация в регионе меняется стремительно.

Однако осмотрительные прибалты не упускают из виду и другого, европейского, покровителя, раз уж заокеанский счел необходимым, пусть лишь на время, "сдать" своих опекаемых. Этим покровителем, имеющим многовековые интересы в регионе, несомненно, является Германия. После завершения "холодной войны" официальный Бонн считает себя "адвокатом" прибалтов в Европе. И состоявшаяся в конце августа в Лейпциге встреча Клауса Кинкеля с коллегами из Эстонии, Латвии и Литвы была призвана подчеркнуть эту роль Германии. Встреча была приурочена к пятилетию независимости прибалтийских республик и восстановлению дипломатических отношений Бонна с каждой из них. Рига, Вильнюс и Таллин охотно соглашаются на покровительство Германии, хотя их желание стать членами НАТО по-прежнему натыкается на "не торопитесь" со стороны Коля и Кинкеля.

Но теперь в дискуссии о расширении блока официальный Бонн, всегда занимавший жесткую позицию по отношению к России, требует от Москвы "конкретного диалога", то есть компромиссных шагов навстречу альянсу. С этим связан и визит Г.Коля в Москву — пришло время платить по предвыборным счетам.

Германия не выдвигает посредника — "сверхдержаву" в регионе, а сама берет бразды правления в свои руки и в балтийском регионе, и на Украине, и в Восточной Европе. Германия предпринимает решительные действия по созданию коалиции с государствами — будущими членами НАТО — по периметру российских границ. В конце августа министр обороны ФРГ Фолькер Рюэ принял своих коллег из Дании и Польши. Министры договорились о серии совместных военных учений и об укреплении контактов между государствами Балтии. Германия, в отличие от США, не связана внутриполитической ставкой на Россию, а Коль, в отличие от Клинтона, не имеет ограничений предвыборной кампании.

Не составляет большого секрета, что антироссийские выступления Балтийских стран сигнализируют об изменении отношения Запада к РФ. "Россия до выборов" и "Россия после выборов" — это абсолютно разные геополитические ситуации. Для Запада была важна победа Ельцина и формирование правительства Черномырдина, гарантирующего прежний курс реформ. Запад это получил, как и "конец войны" в Чечне. Слабость России (учитывая и болезнь Ельцина) формирует новую расстановку целей и сил, что и озвучивают чуткие в силу своей ангажированности прибалтийские лидеры.

Новая же расстановка сил совсем не подразумевает учет интересов ни Прибалтийских республик, ни восточно-европейских государств. Что касается скандинавских стран, все еще побаивающихся великого восточного соседа, они в то же время понимают, что в новой политической реальности будет царить иное право и нейтралитет ничего не гарантирует. Они начинают ориентироваться на сильного и вынуждены выбирать — на кого именно: на ближайшего европейского (ФРГ) или дальнего заокеанского (США)? Этот выбор проходит болезненно, чему свидетельство борьба по вопросу нейтралитета, тем более, что великий восточный сосед все еще жив.

От слабой России сейчас, в особенности после Чечни, ждут отступления на всех фронтах, и в том числе на Прибалтийском. В Прибалтике сейчас решается не просто проблема отношений с НАТО или положения оказавшихся за границей соотечественников. Там (в том числе и там), на этом дипломатическом фронте, решается судьба России. И ничего, кроме внимательнейшего отслеживания вызовов и жесткой государственной интонации ответов — сегодня уже допустить нельзя.




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)