Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

В КОНЯ ЛИ КОРМ?
Автор(ы): Ю. Бардахчиев
Дата публикации: 09.07.1996
Источник: Газета "Завтра"
No: 28 (136)

25 июня -- Президент Каримов обеспечил контракты, которые почти утроят объем американских капиталовложений в Узбекистане.

27 июня — Минобороны США Перри заявил, что Узбекистан является для США очень важным стратегическим партнером.

30 июня — По заявлениям администрации США, препятствиями против российской экспансии являются Украина, Узбекистан, Балтия.

7 июля — В Узбекистане сегодня действует около 50 крупных американских фирм. Их представители расценивают деловые перспективы в республике как хорошие.

-----

Перед своим первым неофициальным вояжем по Америке Ислам Каримов объявил амнистию 85 осужденным, в том числе нескольким оппозиционным лидерам. Этот шаг помог снять одну из главных американских претензий к Узбекистану — нарушения прав человека. А уж благодарные американцы в ответ превратили визит фактически в официальный как по плодотворности контактов, так и по количеству принявших Каримова лиц, включая президента Клинтона.

Вряд ли освобождение нескольких политзаключенных всерьез дало основание зацикленным на правах человека американским демократам поверить в изменение авторитарного курса президента Узбекистана. Логично предположить более простое объяснение взаимной демократической любви — правила игры диктует геополитика.

Категорически не принятый Вашингтоном во время прошлого приезда на сессию Генеральной Ассамблеи ООН, в этот раз Каримов удостоился статуса "условно желанного". Причина — укрепляющееся влияние республики в Среднеазиатском регионе, но и не только. Узбекистан — самая мощная из республик бывшей советской Средней Азии — рассматривается Соединенными Штатами еще и как противовес исламскому фундаментализму, и в первую очередь влиянию Ирана. Тем более, что Каримов по-прежнему уверяет Запад в стремлении строить светское государство турецкого образца.

Кроме того, США приняли по отношению к республике модель так называемого "непрямого" (то есть, именно экономического) контроля за ситуацией. Потеряв за короткое время "независимости" огромный рынок сбыта плодоовощной продукции и хлопка в России, Узбекистан поневоле принялся за расширенную эксплуатацию своего "неприкосновенного фонда" — золотых и урановых месторождений. Но республика, в отсутствие производственных мощностей, технологий и кадров, может лишь производить урановый концентрат на Навоийском комбинате, но не в состоянии осуществлять переработку. Поэтому эксклюзивное право на всю продукцию принадлежит американской компании "Ньюкин". Узбекистан имеет значительные запасы нефти и газа — для их разработки опять же американские компании выделили кредитов на 400 млн. долларов (конечно, небезвозмездных). Конечно же, заинтересованность США в контактах с Каримовым имеет еще и этот, золото-ураново-нефтяной оттенок.

Однако наиболее серьезной причиной альянса США и Узбекистана на центральноазиатском поле, пожалуй, следует считать общность стремлений к нейтрализации российского влияния. С 1991 года стратегической целью Узбекистана является создание на Западе "образа" гордого молодого независимого государства, идущего своим путем. И главным признаком этого пути является его отличие от российского. С этим имиджем связана и подчеркнуто прозападная ориентация в экономике, и жесткие инвективы по поводу договоров об интеграции в СНГ, и решительный отказ вступить даже в таможенный союз, и методичная антирусская национальная политика (закрываются даже детские сады с употреблением русского языка). Для США, проводящих в азиатском регионе политику ослабления России, эта позиция настолько привлекательна, что американцы лоббируют членство Узбекистана в ЕС, ВТО, а теперь и в НАТО. Не забыто и идеологическое воздействие — в Ташкенте впервые в Средней Азии открыто отделение радио "Свобода", а также некое "бюро" ОБСЕ, занятое не только безопасностью и сотрудничеством, но и разведкой. Понятно, почему в американской стратегии в бывшем СССР Узбекистан, наряду с Украиной и странами Балтии, является "государством особой важности".

Однако, не ошиблись ли американские стратеги в оценке узбекского президента (с загадочной восточной душой которого, кстати, придется иметь дело до 2005 года) при выработке геополитических рекомендаций Клинтону, как когда-то ошиблись в отношении Ирана — сначала друга Америки, а теперь заклятого врага? Запад до сих пор считает Каримова руководителем, принявшим миссию флагмана борьбы с исламским фундаментализмом в Центральной Азии, а может быть, на всем Ближнем и Среднем Востоке. Этот курс, как уверен Запад, породил недоверие к нему среди лидеров государств Востока. Однако, похоже, Запад совершенно не заметил неожиданного каримовского поворота на 180 градусов с выдвижением лозунга "мусульманского альянса", вновь вернувшего ему симпатии Пакистана и Ирана. Или Западу просто не хочется расставаться с иллюзиями?

Пока в геоэкономике и геополитике Узбекистан действительно ориентируется на США. Но на центральноазиатский регион как на поле своих жизненно важных интересов, кроме США, Германии и Англии, напряженно смотрят Китай, Пакистан, Турция, Россия, Индия. Узбекистану, как слабому партнеру, поневоле приходится искать балансы и играть на противоречиях этих сил. И именно в нынешний момент налаживания Соединенными Штатами тесных контактов с Каримовым — он сам ищет путей сближения с Ираном и Пакистаном.

Эти поиски имеют под собой несколько оснований, в том числе и антиамериканских. Каримов (и узбекская элита в целом) все чаще сетуют на недостаточность помощи американского и европейских партнеров обновленному антироссийскому Узбекистану. Узбекская элита считает, что именно США, пользуясь своим влиянием в мировых инвестиционных банках и во многом формируя мировое общественное мнение, сдерживают валютные и технологические вливания в республику, требуя вдобавок (о, ужас!) смены авторитарного курса на более демократический. Чрезвычайно малы, по ее мнению, инвестиции западноевропейских государств, вкладываемые к тому же во второстепенные отрасли. Кроме того, в своих антифундаменталистских претензиях Узбекистан, после конфликта с Турцией (которая, к тому же, сама переживает болезненное усиление исламского фактора) оказался в слишком неудобном для него одиночестве среди исламских государств. Не последние из этих неудобств — покушения исламских экстремистов на Каримова, конфликт с исламской оппозицией в стране и за ее рубежами, сильное недовольство Узбекистаном со стороны второго после Ирана духовного лидерома ислама — Саудовской Аравии. К тому же все нити трансконтинентальных транспортных коммуникаций и экспортных трубопроводов через Узбекистан в Европу (проект ТРАСИКА, возрожденный Великий Шелковый Путь, магистраль Мешхед-Серакс и др.) ведутся по территориям соседних исламских государств.

"Практичный", как его называют американцы, Каримов начал корректировать внешнюю политику, избавляясь от избыточных неудобств. Поэтому он ищет сближения с Тегераном, который еще недавно называл "очагом фундаменталистской опасности", и в качестве первого аванса (один из немногих) отказался поддержать американское эмбарго против Ирана. Кроме того, давно пропагандируемая Каримовым идея интеграции тюркоязычных государств региона в единое имперское государство в древних границах "Великого Туркестана" тоже может легко быть трансформирована из светской в исламскую. Образ Амира Тимура — основателя среднеазиатской империи, кроме объединяющего политического потенциала, несет в себе отчетливую сакрализацию отца исламского государства. Древнейшие культурные центры Хорезм, Бухара, Хива, расположенные на территории Узбекистана, являются одновременно и важнейшими исламскими духовными центрами, а проблема исламски ориентированной Ферганской долины постоянно стоит на повестке дня узбекского руководства. Следует также учитывать, что продиктованная МВФ жесткая антиинфляционная политика привела, как известно, к серьезным этнорелигиозным волнениям как в Каракалпакии, так и в самом Ташкенте.

Сейчас для США главный вопрос — что возьмет верх в политике Узбекистана: региональные предпочтения или ориентация на Запад? Впрочем, учитывая устойчиво отрицательное отношение узбекского руководства к усилению российского влияния в регионе, этот вопрос является не менее важным и для России.

На внешнеполитическом поле Узбекистан солидаризуется именно с теми государствами, которые являются соперниками или противниками России в регионе. На внешнеэкономическом поле Узбекистан старается минимально зависеть от России, принимая участие во всех проектах нефте- и газопроводов в обход ее территории, а месторождения полезных ископаемых в республике продаются любым иностранным фирмам за исключением российских. Внутри СНГ Узбекистан настойчиво подчеркивает свою независимость в части контактов с Москвой и охотно сотрудничает с теми государствами, которые могли бы составить антироссийский альянс. Таково грузинское соглашение об участии Узбекистана в транзите нефти не через Россию, а через Кавказ и Турцию. Договор с Азербайджаном в мае этого года также выразил прежде всего общность антироссийских взглядов лидеров обеих республик. Что же касается намечаемого альянса с Украиной, то, в случае присоединения к нему Закавказья, он может особенно серьезно ударить по российским интересам на постсоветском пространстве.

Узбекский фактор последовательно мобилизуется против Москвы. А соответствующие реакции на такую мобилизацию, к сожалению, отсутствуют, что может иметь пагубные последствия для России уже к концу нынешнего года.




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)