Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

Чем отбиваться будем?
Тема: Россия
Автор(ы): Ю. Бардахчиев
Дата публикации: 19.03.2008
Источник: Завтра
No: .12

Юрий Бардахчиев

Чем отбиваться будем?

С середины февраля российские СМИ – кто горюя, кто злорадствуя, обсуждают беспрецедентный для нашего оборонного экспорта случай: Алжир, один из постоянных покупателей российского оружия, возвращает партию поставленных ему в 2006-2007 годах истребителей МиГ-29. Мотивировка алжирской стороны – низкое качество и использование в сборке старых узлов и агрегатов. В ряд с этим скандалом поставили проблемы с модернизацией проданного для индийских ВМФ тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" (оказалось, что стоимость переоснащения крейсера намного превышает сумму контракта). Как "лыко в строку" пришелся и провал контракта с Китаем на поставку крупной партии военно-транспортных самолетов Ил-76МД. Выяснилось, что их негде собирать – Ульяновский авиазавод требуемые объемы обеспечить не может, а на Ташкентском заводе уже нет необходимого оборудования и квалифицированного персонала.

"Однако, тенденция! Российский ОПК окончательно растерял былые технологические возможности!" – вынесли почти единодушный вердикт наши и зарубежные СМИ.

И это – в значительной мере правда. Хотя претензии Алжира во многом обусловлены давлением со стороны Франции (она пытается заменить наши МиГи своими истребителями Rafale, которые не может продать 13 лет), и алжирцам предложено купить у России взамен спорных более современные самолеты МиГ-29М2 и МиГ-35. А индийцы признали необходимость доплаты за модернизацию авианосца и, кроме того, подписали с Россией контракт на 1 млрд. долларов на модернизацию более 60 тех же самых МиГ-29.

То, что наша (даже давно разработанная и поставленная на конвейер) военная техника вызывает серьезные нарекания по качеству у ее импортеров – однозначно показывает, что российские военно-промышленные мощности, их кадры, система межотраслевых связей ОПК, конструкторские бюро и т. д. резко деградировали. И что тогда говорить о внутрироссийских военных поставках, которые, как правило, "по факту" оказываются "качеством поплоше"? А ведь именно они определяют обороноспособность и в конечном счете, суверенитет страны!

Сейчас, несмотря на появление в России крупных вертикально-интегрированных корпораций в авиастроении, судостроении, оптике, производстве ракетной техники и зенитно-ракетных систем, серьезные эксперты начинают говорить о том, что деградация российского ОПК уже "прошла точку невозврата". Мол, многие разработанные в СССР технологии утеряны, лицензии распроданы, в системе смежных предприятий, которые прежде были разбросаны по всему СССР, зияют огромные "дыры", нет даже общих концептуальных оснований и единого планирования оборонного заказа. Да и наш главный "военный аргумент" – ракетно-ядерный комплекс – неуклонно стареет и не возобновляется. А далее говорится, что пока все новые российские оборонные корпорации "раскачаются" (если раскачаются), окажется, что мы в ключевых военных технологиях "отстали навсегда".

Приходится, опять-таки, признать, что для таких рассуждений есть серьезные основания. Но отсюда может следовать два совершенно разных вывода.

Первый: смириться с "отставанием навсегда" и убрать – навсегда же – любые притязания на статус и роль великой мировой державы.

Второй: безотлагательно начать форсированное восстановление и развитие российского ОПК.

Но это не может и не должно стать "новой версией" той самой советской "гонки вооружений", которую последние 20 лет клеймили последними словами. На такое "повторение пройденного" у нынешней России (даже купающейся в сырьевых деньгах, но уполовиненной по населению и глубоко "провалившейся" в производственной и научно-технологической областях) нет ни финансовых, ни материальных, ни социальных ресурсов.

И главное, что следует учесть и исправить из прошлых советских ошибок – нельзя создавать разрыв между оборонными и гражданскими технологиями.

Есть давно признанная во всем мире "несомненная данность", которая состоит в том, что главным "мотором" научно-технологического развития всегда и везде была сфера разработки "средств войны". Можно возмущаться несовершенством человечества, но это так было, так есть сегодня и так, похоже, будет в обозримом будущем.

И есть множество обстоятельных анализов, показывающих, что СССР, не проиграв Западу (Америке) "гонку вооружений", проиграл Западу экономически прежде всего из-за созданной в Советском Союзе пропасти между военным и гражданским технологическим комплексом. Если на Западе (в США, Великобритании, Франции, Японии и т.д.) созданные для оборонных целей технологии очень скоро передавались промышленности и "двигали" высокотехнологическую экономику, то в СССР они оказывались отделены от национального гражданского хозяйства почти непроницаемой стеной секретности. И не становились "технологическим мотором развития".

Кроме того, за той же "завесой секретности" происходило многое другое. Конкуренция и параллельное финансирование близких по содержанию и целям проектов. Лоббистское предоставление приоритетов (и огромных денежных, кадровых, материальных, производственных ресурсов) неперспективным или даже просто тупиковым программам разработки вооружений и военной техники. Закрытие "прорывных" оборонных программ (в том числе, на стадии завершения) в силу изменения вкусов и предпочтений влиятельных членов Политбюро.

Это не должно повториться. Новый "оборонно-технологический прорыв" должен стать "умной гонкой вооружений". Осуществить такой прорыв очень непросто. Но не невозможно.

Начинаться он должен с серьезного и профессионального анализа тех вызовов обороноспособности России, которые предъявляет развитие военных технологий наших вероятных противников. И с отчетливого понимания того – пока непреложного – факта, что для России, претендующей на великодержавный статус, вероятными противниками являются не некие "террористы", а сегодняшние и завтрашние великие мировые державы, со всей их совокупной финансовой, промышленной, военно-технологической мощью.

Так что же мы реально видим в сфере наиболее острых вызовов российской обороноспособности?

Во-первых, постоянно усложняющиеся системы управления военными операциями в режиме реального времени. Это, в первую очередь, спутниковая и авиационная разведка противника с обеспечением точных данных по позиционированию и целеуказанию, а также устойчивые закрытые системы связи на всех уровнях подразделений и командования.

Во-вторых, высокоточное оружие с возможностями взаимодействия со всеми средствами оперативного наведения на цели (космическими, авиационными, морскими, наземными и т.д.).

В-третьих, роботизированные системы разведки и ведения боевых действий (беспилотные летательные аппараты разведки и поражения целей; в перспективе – лазерные боевые системы авиационного, космического, морского и наземного базирования; уже сегодня – колесные и гусеничные телеуправляемые боевые наземные роботы).

В-четвертых, быстрое повышение качества, надежности и устойчивости системного взаимодействия разведывательных и боевых сил всех родов войск и всех эшелонов поля боя.

В-пятых, совершенствование оперативных средств доставки, обслуживания, обеспечения и поддержки боевых операций в любом регионе мира (авианосные соединения кораблей, военно-транспортная авиация большой грузоподъемности, не требующая аэродромных систем взлета-посадки и обслуживания, морская и авиационная десантная техника).

И, наконец, в-шестых, развитие оружия, основанного на новых физических принципах (плазменного, геофизического и т.д.), а также различных типов "нелетального" (несмертельного) оружия, в перспективе – создание так называемого "психологического", "генетического" и "этнического" оружия.

Все это должно быть внимательно проанализировано именно как вызовы российской обороноспособности. В каждом из этих вызовов должны быть выявлены "точки уязвимости" и возможности "симметричных" и "асимметричных" ответов.

Далее должна быть проведена честная и детальная инвентаризация того, что у нас еще есть в оборонной сфере в виде идей, перспективных наработок, технологий и готовых систем. Не только конкурентоспособного на сегодняшних мировых рынках, но и адекватного тем вызовам, которые предъявляет собственной стране быстро меняющийся современный мир с его новыми средствами ведения войны.

А в итоге нужно разработать, принять и начать форсированно исполнять доктрину и программу ускоренного развития ОПК. Понимая, что те благородные задачи экономического, социального, промышленно-технологического развития России, которые в последнее время провозглашаются нашей властью и активно обсуждаются в обществе, – не могут быть решены, если страна не имеет гарантий военной защищенности, и если вероятный противник в любой момент способен остановить это самое развитие. И понимая, что "умная гонка вооружений", несмотря на отвлечение на нее крупных национальных ресурсов, может стать генератором "прорывных" технологий и ключевым "мотором" общественного и государственного развития.

Советский Союз когда-то начинал военно-технологическое соревнование с Западом с очень низких "стартовых позиций". Но сумел не только догнать мировых лидеров и установить стратегический оборонный паритет по всем ключевым направлениям военных технологий, но и добиться по ряду этих направлений пока еще не превзойденных (причем даже через много лет после распада СССР) результатов.

Если очень захотим и правильно возьмемся за дело – сможем и мы.




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)