Последние события в Азиатско-Тихоокеанском регионе
даже самые осторожные эксперты трактуют как знак перемен, которые могут повлечь
за собой серьезные сдвиги в будущей расстановке сил во всем мире. Внешне это
выражается в беспрецедентной дипломатической активности на внешнем уровне.
Россия, США, Япония и Китай одну за другой провели серии встреч своих лидеров.
12 ноября в Москве побывал премьер Японии К.Обути. 19 ноября в Токио находился
Б.Клинтон. 16-19 ноября в Малайзии прошел саммит стран-участников АТЭС. 23
ноября в Москву прибыл председатель КНР Ц.Цзэминь. 25 ноября в Токио состоялся
японо-китайский саммит на высшем уровне. 4 декабря в Токио прибыл начальник
Генштаба РФ А.Квашнин. 7 декабря бывший министр обороны США У.Перри провел
переговоры в Сеуле, откуда отправился в Токио, а затем в Пекин.
Однако
дело не только в плотности дипломатических контактов, но и в том, что за этими
контактами стоит. Хронология, география и тематика встреч показывают, что США,
Китай и Япония начинают инвентаризовать прежние геополитические связи и
налаживать, часто скрытно, новые. Этот процесс, очень активный в последние
год-полтора, в прошедшем месяце оказывается просто бурным. Во что он выльется пока не очень понятно. Но уже просматриваются главные приоритеты игроков.
США,
во-первых, не хотят уходить из Азии. Во-вторых, не хотят допустить здесь
преобладания Китая. В третьих, не хотят допустить союза Японии, Китая и Европы
против себя.
Япония
хочет вернуть региональное лидерство. Опасаясь Китая, она в то же время
понимает, что без него региональное лидерство вернуть нельзя. К процессу
достижения лидерства подключает все страны Азии, включая Россию.
Китай
же добивается мирового лидерства, и единственным соперником в достижении этой
цели видит США. А потому идет на все альянсы для того, чтобы не вступить в
открытый конфликт с США, пока не наберет сил. И время работает на него.
Попробуем
проследить канву геополитической вязи, которую плетут главные игроки.
С
1991 года, когда с геополитической карты мира исчез СССР, Япония все больше
претендовала на роль регионального лидера и вела все более активную
экономическую игру "в свой карман", не слишком оглядываясь на США.
Американцы решили "поставить ее на место" с помощью механизма
азиатского финансового кризиса. Одновременно он должен был сработать и против
Китая, с которым у США разворачивается основное соперничество в АТР.
Однако
главные мишени кризиса, чьи экономики тесно связаны с рухнувшими "азиатскими
тиграми", устояли, а Китай так и вовсе с честью вышел из схватки. Более
того, он продемонстрировал свои возможности и амбиции сверхдержавы, зарабатывая
на кризисной помощи соседям беспрецедентные политические очки.
Но
такого покушения на себя Китай не простил. И вряд ли простит. Китай напрямую
назвал имена тех, кто способствовал развитию кризиса в Азии, и объявил войну
"заговору спекулянтов". Напрямую пригрозил Вашингтону тем, что если
США не поддержат японскую иену, то он будет вынужден девальвировать юань.
Слабая иена уже стала кошмаром для стран Азии и прежде всего для Южной Кореи
союзника США. Но девальвация юаня еще более ужасная угроза США, чьи рынки и
так завалены китайским экспортом.
Кроме
того, Европа увидела в Китае союзника против финансово-политического диктата
США. И вот уже международные финансовые организации заявляют о необходимости
скорейшего принятия КНР в ВТО. Китай приглашают на совещания в ЕС, Европа
говорит о своей крайней заинтересованности в установлении связей Европа Азия.
В свою очередь, КНР обещает часть своих золото-валютных резервов перевести в
евро.
США
не могут оставаться в стороне, наблюдая столь стремительный полет китайского
дракона. И пускаются в погоню. Помпезный и одновременно с этим унизительный для
США визит Б.Клинтона в КНР в июне нынешнего года показал насколько далеко Китай
"ушел в отрыв". Явный знак этого то, как назойливо Вашингтон
постоянно подчеркивает необходимость "стратегического партнерства" с
Пекином.
Ради
этого США, кажется, готовы обозначить ослабление своего союза с Японией.
Проводят китайско-американские консультации по обороне, приглашают китайских
военных на учения в США на Гавайи и на Аляску. Ведут с Китаем переговоры по
проблеме Корейского полуострова.
Впрочем,
одновременно США подчеркивают приверженность американо-японскому военному
договору, приглашают Токио к созданию противоракетной обороны театра военных
действий (ПРО ТВД). Подтверждая приверженность политике "единого
Китая", на деле США вооружают Тайвань.
Япония,
вынужденная из-за угрозы со стороны Китая оставаться под защитой
"ядерного" зонтика США, все больше стремится оторваться от своего
покровителя. В ответ на жесткое давление США и обвинение Японии в том, что она
спровоцировала азиатский финансовый кризис, Токио объявляет, что в связи с
тяжелой экономической ситуацией вынужден сократить военные расходы и взносы в
качестве государства, принимающего военные силы союзника. И идет на диалог с
Китаем, проводя двусторонние японо-китайские переговоры по военному
сотрудничеству.
Китай,
в свою очередь, пользуется обострением отношений США и Японии, на
японо-китайских встречах постоянно озвучивает идею о необходимости установления
нового многополюсного мирового порядка и ликвидации структур безопасности
времен "холодной" войны.
Китай
заинтересован в привлечении огромных инвестиционных ресурсов и приглашает
Японию на диалог по выходу из кризиса. На Западе начинают поговаривать о
потеплении отношений между двумя историческими врагами по АТР.
Но,
сближаясь с Японией, Пекин не забывает ни о вчерашних обидах, ни о сегодняшних
подозрениях в милитаристских амбициях Токио. Так, Китай резко выговаривает
Японии за то, что на ноябрьском японо-китайском саммите Токио отказался
официально засвидетельствовать свое "покаяние" перед Великим китайским
народом за годы японского геноцида.
Китай
ведет широкое финансово-политическое наступление в регионе ЮВА. Так, выделение
им в кризисе 4 млрд. долл. попавшим в беду соседям вызывает вполне
просчитанную реакцию: о необходимости восстановления отношений с Китаем
заявляют ранее резко антикитайски настроенные страны. Почти на "ура"
встретили участники последнего саммита АТЭС в Кулуа-Лумпуре учреждение Китаем
Фонда промышленного кооперирования в области науки и технологий.
На
фоне стремительных успехов Китая все более очевидной становится сдача своих
позиций в АТР США. Последнее выступление вице-президента США А.Гора на саммите
АТЭС в Кулуа-Лумпуре лидеры азиатских стран оценили как "поведение
душевнобольного, который, чтобы удостовериться в том, что он еще в сознании,
пытается причинить боль самому себе". Чего в действительности добивался
Гор, выразив открытую поддержку малайзийскому оппозиционному движению
"рефармази" принципиальному противнику прокитайского правительства
Махатхира, осталось тайной. Но дружная отповедь всех азиатских стран,
расценивших подобные действия как вмешательство во внутренние дела уже не
только одной Малайзии, была для США серьезной "потерей лица". Ведь не секрет,
что именно благодаря тому, что президент Махатхир отказался от спонсируемой США
либеральной экономической политики премьера Анвара, Малайзия устояла в кризисе.
Не в пример Индонезии, которую, как считают некоторые эксперты,
"обрушили" прежде всего за то, что она была слишком большой,
влиятельной, развивала высокотехнологическое производство и. тоже была слишком
прокитайской. То есть, являлась угрозой интересам США в АТР.
Отметим
еще одну важную деталь этого инцидента: при всей значимости для США политики в
ЮВА, на саммит лидеров АТЭС приехал не Клинтон, а Гор. Сам президент США в это
время едет в Токио, и затем в Южную Корею. А в КНДР направляется заместитель
госсекретаря США Ч.Картмэн. И здесь завязывается очередной клубок в той
замысловатой вязи, которая плетется в АТР в конце XX века.
По
экспертной информации, США ведут очень серьезные переговоры о возможности
объединения двух Корей, которое, в случае его осуществления, должно стать для
Вашингтона надежным рычагом управления в АТР, а также дать возможность более
уверенного диалога с Китаем и Японией.
США
форсированно пытаются поднять свой подпорченный из-за кризиса имидж в Южной
Корее. Всемирный банк выделяет ей два миллиарда долларов для экономической
стабилизации. Вашингтон подтверждает военный альянс с Сеулом и проводит
широкомасштабные учения в Корейском проливе.
Одновременно
Вашингтон стремится "развести" Пекин с Пхеньяном. При этом он
использует видимое охлаждение между Китаем и КНДР (с 1994 года не было ни одной
китайско-северокорейской встречи на высшем уровне), а также стремление КНДР
наладить отношения с Тайванем (в частности, план заключения контракта на
захоронение тайваньских ядерных отходов на территории Северной Кореи).
Мало
того, США предлагают привлечь к диалогу с Северной Кореей в качестве
наблюдателя давнего противника Китая в ЮВА Индию. Кроме того, объявляя о
намерении отменить ряд экономических санкций против Индии и Пакистана,
введенных после ядерных испытаний в мае этого года, Вашингтон стремится вбить
клин между Пекином и Исламабадом. Посылает в Пакистан своих экспертов.
Но,
затевая такую опасную игру, США прекрасно понимают, что Китай и Япония, в свою
очередь, тайно и явно играют наперекор американцам свою игру в вопросе двух
Корей.
Буквально
за несколько дней до прибытия Клинтона в Сеул в Пекине Китай и Южная Корея
провозглашают партнерство двух государств. Пекин поддерживает "солнечную
дипломатию" Сеула, в основе которой прямой диалог Севера и Юга. Выгодна
ли единая Корея Китаю? Безусловно, но только под его контролем.
Япония
не заинтересована в единой Корее, которая, в случае объединения, станет для нее
в ЮВА не только сильным экономическим конкурентом, но и неудобным в
политическом и психологическом отношении соседом.
Кроме
того, Япония понимает, что в треугольнике США-Китай-Япония ей уготована далеко
не первая роль. Ее вера в эффективность пацифистской доктрины была поколеблена
из-за демонстративного бряцания оружием Индией и Пакистаном. Япония понимает,
что, несмотря на мощные инвестиции в страны АТР, она не только не добилась
успеха в нераспространении оружия массового поражения, но и оказалась
оттесненной на обочину международного переговорного процесса. Японию наряду с
Германией до сих пор не допускают на женевские встречи "ядерного"
клуба. Возможность же присоединения к клубу ядерных стран Северной Кореи может
навсегда похоронить мечты Японии о региональном лидерстве.
Японию
не может не волновать сближение Китая с ЕС. Побывавший в начале ноября в Пекине
глава Еврокомиссии Ж.Сантер заявил, что европейские рынки останутся открытыми
для китайских товаров. А потому Япония пытается строить свои отношения с
Европой, зачастую реанимируя старые оси. В последнее время стали поговаривать о
восстановлении оси Берлин-Москва-Токио. В октябре поступило сообщение о том,
что, сворачивая свое посольство в Белграде, ФРГ передала полномочия посредника
посольству Японии.
Находясь
между двумя борющимися гигантами США и Китаем, Токио все больше смотрит в
сторону России. А потому поддерживает идею "четырех полюсов" в АТР
(Россия, США, КНР и Япония), а также предложенную Южной Кореей "корейскую
формулу" по разрешению корейского кризиса, которая предполагает
семисторонний форум с участием Китая, Севера и Юга Кореи, США, Японии, России и
Монголии.
Кроме
того, Япония более не полагается в плане своего обеспечения энергоресурсами на
политику США, развязавших нынешнюю демпинговую "нефтяную" войну.
Все
это заставляет Японию переориентировать свою политику на богатую
энергоресурсами Россию, форсируя проекты на Сахалине и переговоры по другим
нефтегазовым проектам. Преследуя свои геополитические интересы, Япония даже готова
на время отложить решение таких острых проблем во взаимоотношениях с Россией,
как "северные" территории.
Сближение
Японии с Россией не остается незамеченным США. Заявление посла США в России
Коллинза в марте нынешнего года о том, что Южные Курилы должны принадлежать
Японии, можно однозначно трактовать как попытку торпедировать нормализацию
российско-японских отношений и сделать невозможным подписание мирного договора.
Кроме
того, по данным ряда аналитиков, США крайне заинтересованы в разрешении российско-японского
территориального спора, так как не исключают возможности переноса своих военных
баз с Окинавы на Курилы. Это резко увеличит досягаемость объектов на территории
России для американских ракетных ударов.
В
свою очередь, Пекин пристально следит за разворачиванием российско-японских
отношений. Китай ни в коем случае не хочет присоединения Южных Курил к Японии.
Во-первых, это бы усилило позиции США в регионе. Во-вторых, значительно
осложнило бы выход Китая в Японское море. В-третьих, у Китая свои неурегулированные
территориальные отношения с Японией, и он вовсе не желает создания прецедента.
А
потому Китай стремится перехватить инициативу у Токио, укрепляя взаимоотношения
с Москвой. Но при этом Пекин вовсе не собирается заключать стратегический альянс
с Россией в ущерб своим отношениям с Западом. Пекин поддерживает прокладку
"Шелкового пути" из Азии в Европу, минуя Россию. И, по ряду
сообщений, выступает против подключения Москвы к американо-китайскому диалогу
по урегулированию отношений между Пхеньяном и Сеулом.
Региональная
активность Китая и Японии заставляет США искать опоры в России. В противовес
японскому варианту северного трансъевразийского транспортного коридора (с
выходом к Владивостоку) и китайскому восстановления Великого шелкового пути (Европа-Азия,
через Закавказье и Среднюю Азию в Шанхай), США прорабатывают идею сооружения
трансъевразийской магистрали через Россию и Корею. Таким образом, в Вашингтоне
все чаще всерьез озвучивается план Бжезинского по которому "Россия должна
стать буфером между Китаем и Европой".
Тихая
Большая Евразийская война в разгаре. В этой войне России отводится очень
опасная роль некой "нейтральной" территории. Но, эта
"нейтральность" чревата для России не только выпадением из
крупнейшего геополитического строительства новой Евразии. Сегодня, на фоне
глубочайшего политического кризиса и экономического бессилия Москвы, регионы
России ищут свои пути к выживанию. Дальний Восток стремительно
переориентируется на соседей по АТР. Чрезвычайно тревожный симптом этого процесса то, что буквально накануне ноябрьского визита в Москву японского премьера
жители Шикотана собрали подписи под обращением к российскому президенту о
передаче острова в аренду Японии. И это проблема, от решения которой нам не
спрятаться за дежурными дипломатическими фразами о "чрезвычайных
успехах" очередных переговоров.