Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

ПИРУЭТЫ КИТАЙСКОЙ ПОЛИТИКИ США
Автор(ы): М. Дмитриев
Дата публикации: 28.04.1999
Источник: Газета "Слово"
No: 31 (47)

Через десять месяцев после июньского 98-ого года визита президента США в Китай, во время которого американцы всячески подчеркивали приоритетность китайского направления во внешней политике США и важность американо-китайского геостратегического партнерства, это партнерство поставлено под большое сомнение.

В американских СМИ идет оголтелая антикитайская пропаганда. Китаю предрекают скорый экономический крах. Ранее столь симпатичный для Запада либерал-реформатор Чжу Жунцзи обвиняется в сворачивании демократических реформ и проведении антизападной политики. Апрельский визит китайского премьера в США до последнего момента находился на грани срыва и, состоявшись, не принес сколь-нибудь значимых результатов. Главный вопрос визита — вступление Китая в ВТО — так и не был решен.

США предъявляют Китаю обвинения как минимум по четырем пунктам. Во-первых, "нарушение прав человека и преследование инакомыслящих". Во-вторых, кража американских высоких технологий. В-третьих, поддержка стран-террористов (Северная Корея, Иран, Ливия). В-четвертых, крайне медленное продвижение экономических реформ и нежелание открывать рынки для американских товаров.

Подобной жесткости в отношении Китая США не проявляли давно. Но конфронтационные повороты в китайской политике США бывали и ранее.

Когда в середине шестидесятых годов развалился антиамериканский военный союз СССР-Китай, а внешнеполитический курс КНР стал решительно антисоветским, США воспользовались тем, что Китай крайне нуждался в новом источнике инвестиций и новейших технологий. И это привело к сближению Пекина и Вашингтона. В 1972 году антисоветский китайско-американский альянс был закреплен визитом в КНР президента США Никсона, а китайско-советский конфликт был признан одной из величайших побед американской дипломатии.

Новые акценты в китайскую политику США внесла администрация Рейгана, обнаружив, что Китай растет "слишком быстро". В 1982 году разгорелся китайско-американский скандал вокруг поставок оружия Тайваню. А после событий 1989 года на площади Тяньаньмэнь США, объявив Китай "врагом демократии и цивилизованного мира", перешли к политике "изоляционизма".

Однако окончательно миф о прочности китайско-американского альянса был развенчан с распадом СССР, крушением биполярной системы и, конечно, стремительным увеличением экономической, политической и военной мощи Китая.

США осознали, что в лице Пекина получили в Азиатско-тихоокеанском регионе крупного идеологического и геополитического противника. А потому сосредоточили огромные усилия на "сдерживании" Китая, кульминацией которой должен был стать созданный в 1997-98 годах в АТР экономический кризис.

Однако уже в разгар этого кризиса ключевая роль Китая в преодолении либо дальнейшем развертывании финансовой катастрофы в АТР и мире становится настолько очевидна, что международные финансовые организации заявляют о необходимости скорейшего принятия КНР во Всемирную торговую организацию. На Западе на "ура" встречают известие о назначении на пост главы китайского правительства "последовательного реформатора", прозападного Чжу Жунцзи.

США, продолжая обвинять Китай в нарушении прав человека, поддерживая исламский уйгурский сепаратизм в Синьзцзяне, педалируя тему Тибета, понимают, что политика изоляции Китая бесперспективна, и переходят к тактике торга. Заявляют о возможности отмены США ряда ограничений на поставки в КНР военного оборудования, обещают не голосовать за резолюцию ООН по правам человека, осуждающую Китай. Множатся слухи о принципиальном согласии Вашингтона с позицией Пекина в отношении будущего Тайваня.

Клинтон хорошо понимает цену "китайского вопроса" для США. Но его оппоненты в конгрессе также хорошо понимают взрывоопасность этого вопроса для власти самого Клинтона. В ходе подготовки визита Клинтона в Китай — в США начинается внутриполитический скандал по поводу разрешения Белого дома экспортировать в Китай американские спутниковые технологии. Клинтона обвиняют в "слишком прокитайской" политике, а также в том, что его предвыборная компания проводилась на китайские деньги.

И Клинтон вынужден уступить внутриполитическому давлению. Нарушив американо-китайское соглашение 1982 года, США наращивают поставки вооружения на Тайвань. Пресса США начинает массово тиражировать обвинения Китая в "утечках" ядерных технологий в Иран и Ливию.

Однако, нынешнее обострение китайско-американских отношений не стоит списывать только на "внутриполитические разборки" в США. Дело в том, что мир, и в том числе страны АТР, начинает искать адекватные ответы на попытки США навязать всем свою волю и свои правила игры.

В октябре 1998 года Китай подписал конвенцию ООН по гражданским и политическим правам, но одновременно дал понять Западу, что не допустит навязывания Китаю западной модели демократии с ее акцентом на "правах человека", проведя серию процессов против диссидентов.

Экономический кризис, поставивший страны Азии на грань экономического краха, заметно оттолкнул бывших союзников США в АТР (Японию и Южную Корею) от своего партнера-сюзерена. Мощные антиамериканские выступления всколыхнули регион. Страны АТР объявили войну гегемонии финансовых спекулянтов. И тон здесь задал Китай.

В декабре 1998 года Цзян Цзэминь поставил под сомнение американскую идею глобализации экономики, заявив, что Китай должен сохранять независимость, инициативу и развивать страну собственными силами. Одновременно Китай дал понять, что не собирается возвращаться к изоляционизму и всеми силами стремится участвовать в мировых экономических процессах. Но при этом, добиваясь вступления в ВТО, основным союзником Пекин объявляет уже не Вашингтон, а объединенную Европу. Перед Новым годом Китай провел блистательную "психологическую атаку" на мировое финансовое сообщество, разместив еврооблигации на 1 млрд долларов. И вряд ли случайно в ходе январского 1999 года визита в Пекин министр иностранных дел Германии Й.Фишер заверил Китай, что Германия будет лоббировать вступление Китая в "большую восьмерку".

Одновременно Китай начинает форсировать сближение с Тайванем. Проходят двусторонние китайско-тайваньские переговоры по вопросу политического объединения двух Китаев. А глубокая интегрированность экономик Китая и Тайваня общеизвестна.

Есть и еще один пласт международной политики, где новая роль Китая просматривается очень отчетливо. Майские 1998-го года индийские и пакистанские ядерные испытания коренным образом изменили расстановку сил в мире, подхлестнули гонку вооружений, прежде всего в странах Азии. Запуск в августе 1998 года Северной Кореей баллистической ракеты (не без помощи Китая) в очередной раз поставил под сомнение стратегическую роль в регионе США.

Одновременно Китай стремительно перехватывает инициативу в Южной Азии. В марте 1999 года в Дели прошел китайско-индийский форум "Китай, Индия, XXI", на котором Китай заявил о готовности к диалогу с Индией, в том числе и в области нераспространения ядерного оружия. И не случайно совсем недавно Индия заявила, что в сложившейся вокруг Югославии ситуации необходимо вернуться к обсуждению озвученной Е.Примаковым в Дели идеи создания тройственного союза Индия-Россия-Китай. А в дополнение к указанной теме стоит задаться вопросом: уж не "невидимая ли рука Китая" стоит за нашумевшим автобусным вояжем премьера Индии Ваджпаи в Пакистан?

Китай явно становится для США все большей проблемой на международной арене. И давно не стесняется демонстрировать это тем, что накладывает вето в СБ ООН на решения США по иракскому и косовскому вопросу, в противовес США успешно проводит свою политику в Европе, Центральной Азии и Африке. Но и конкурентоспособность китайского ширпотреба и продовольствия на рынке США становится настолько высока, что американские производители вынуждены тратить огромные суммы на рекламные ролики типа: "Покупайте американские товары!".

Чем отвечают США? В Вашингтоне инициируется мощная антикитайская атака с использованием давно испытанных методов. Начинается раскрутка темы Тибета, раскачивание Синьцзяна. Китай обвиняется в ядерном шпионаже, а также в поддержке стран-угроз — Северной Кореи и Ирана. Вооружается Тайвань. В различных государственных ведомствах США меняются слишком "прокитайские" кадры. И главное – делая многомиллиардные вливания в экономики Японии и Южной Кореи, США предлагают им создание Противоракетной обороны театра военных действий (ПРО ТВД) в Северо-Восточной Азии, в сферу влияния которой может быть включен Тайвань.

Китай после решения США о создании ПРО в АТР и начала подготовки косовской операции НАТО отвечает решительным сближением с Россией. Проводит российско-китайские консультации по проблеме ПРО, заключает контракты на поставки российских энергоресурсов и военных технологий. И – что очень важно – поднимает тему стратегического треугольника Москва-Пекин-Дели.

Пекин понимает, что, разыгрывая "российскую карту", он может вести на равных диалог и торг с Вашингтоном. Но при этом Китай по-прежнему воспринимает "стратегическое партнерство" с Россией как "фактор риска" для китайской политики. В условиях нестабильной политической и экономической ситуации в России Китай, даже идя на контакт с Россией, будет стремиться обезопасить себя от дальнейшего обострения отношений с Западом.

А что же Россия? Ослабевая и переходя в статус экономического и политического аутсайдера, Россия крайне заинтересована в надежных партнерах. Однако представляется, что Россия для стремительно усиливающегося и прагматичного Китая является, прежде всего, ценным источником стратегических ресурсов и военных технологий. Не менее, но и не более.

А объективная ситуация ныне такова, что "розыгрыш мировых карт" сейчас оказывается в огромной степени именно в руках Китая. Он — гигантская гиря на чашах мировых весов и может теперь сложным образом играть, в зависимости от собственных стратегических интересов и тактических соображений, одновременно и на стороне США, и на стороне Европы, и на стороне России.

Да, Китай проявляет действительную озабоченность "глобалистской жандармерией" США. Но ведь и пустеющие из-за экономической слабости и политической беспомощности российские территории не могут не привлекать внимания 23% населения земного шара. Которые, по уже слишком откровенным намекам некоторых китайских политиков, "вынуждены ютиться на 7% мировой суши"...




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)