Через десять месяцев после июньского 98-ого года
визита президента США в Китай, во время которого американцы всячески
подчеркивали приоритетность китайского направления во внешней политике США и
важность американо-китайского геостратегического партнерства, это партнерство
поставлено под большое сомнение.
В американских СМИ идет оголтелая антикитайская
пропаганда. Китаю предрекают скорый экономический крах. Ранее столь симпатичный
для Запада либерал-реформатор Чжу Жунцзи обвиняется в сворачивании
демократических реформ и проведении антизападной политики. Апрельский визит
китайского премьера в США до последнего момента находился на грани срыва и,
состоявшись, не принес сколь-нибудь значимых результатов. Главный вопрос визита вступление Китая в ВТО так и не был решен.
США предъявляют Китаю обвинения как минимум по
четырем пунктам. Во-первых, "нарушение прав человека и преследование
инакомыслящих". Во-вторых, кража американских высоких технологий.
В-третьих, поддержка стран-террористов (Северная Корея, Иран, Ливия).
В-четвертых, крайне медленное продвижение экономических реформ и нежелание
открывать рынки для американских товаров.
Подобной жесткости в отношении Китая США не
проявляли давно. Но конфронтационные повороты в китайской политике США бывали и
ранее.
Когда в середине шестидесятых годов развалился
антиамериканский военный союз СССР-Китай, а внешнеполитический курс КНР стал
решительно антисоветским, США воспользовались тем, что Китай крайне нуждался в
новом источнике инвестиций и новейших технологий. И это привело к сближению
Пекина и Вашингтона. В 1972 году антисоветский китайско-американский альянс был
закреплен визитом в КНР президента США Никсона, а китайско-советский конфликт
был признан одной из величайших побед американской дипломатии.
Новые акценты в китайскую политику США внесла
администрация Рейгана, обнаружив, что Китай растет "слишком быстро".
В 1982 году разгорелся китайско-американский скандал вокруг поставок оружия
Тайваню. А после событий 1989 года на площади Тяньаньмэнь США, объявив Китай
"врагом демократии и цивилизованного мира", перешли к политике
"изоляционизма".
Однако окончательно миф о прочности китайско-американского альянса был
развенчан с распадом СССР, крушением биполярной системы и, конечно,
стремительным увеличением экономической, политической и военной мощи Китая.
США осознали, что в лице Пекина получили в Азиатско-тихоокеанском
регионе крупного идеологического и геополитического противника. А потому сосредоточили
огромные усилия на "сдерживании" Китая, кульминацией которой должен
был стать созданный в 1997-98 годах в АТР экономический кризис.
Однако уже в разгар этого кризиса ключевая роль Китая в преодолении
либо дальнейшем развертывании финансовой катастрофы в АТР и мире становится
настолько очевидна, что международные финансовые организации заявляют о
необходимости скорейшего принятия КНР во Всемирную торговую организацию. На
Западе на "ура" встречают известие о назначении на пост главы китайского
правительства "последовательного реформатора", прозападного Чжу
Жунцзи.
США, продолжая обвинять Китай в нарушении прав
человека, поддерживая исламский уйгурский сепаратизм в Синьзцзяне, педалируя
тему Тибета, понимают, что политика изоляции Китая бесперспективна, и переходят
к тактике торга. Заявляют о возможности отмены США ряда ограничений на поставки
в КНР военного оборудования, обещают не голосовать за резолюцию ООН по правам
человека, осуждающую Китай. Множатся слухи о принципиальном согласии Вашингтона
с позицией Пекина в отношении будущего Тайваня.
Клинтон хорошо понимает цену "китайского
вопроса" для США. Но его оппоненты в конгрессе также хорошо понимают
взрывоопасность этого вопроса для власти самого Клинтона. В ходе подготовки
визита Клинтона в Китай в США начинается внутриполитический скандал по поводу
разрешения Белого дома экспортировать в Китай американские спутниковые
технологии. Клинтона обвиняют в "слишком прокитайской" политике, а
также в том, что его предвыборная компания проводилась на китайские деньги.
И Клинтон вынужден уступить внутриполитическому
давлению. Нарушив американо-китайское соглашение 1982 года, США наращивают
поставки вооружения на Тайвань. Пресса США начинает массово тиражировать
обвинения Китая в "утечках" ядерных технологий в Иран и Ливию.
Однако, нынешнее обострение китайско-американских
отношений не стоит списывать только на "внутриполитические разборки"
в США. Дело в том, что мир, и в том числе страны АТР, начинает искать
адекватные ответы на попытки США навязать всем свою волю и свои правила игры.
В октябре 1998 года Китай подписал конвенцию ООН по
гражданским и политическим правам, но одновременно дал понять Западу, что не
допустит навязывания Китаю западной модели демократии с ее акцентом на
"правах человека", проведя серию процессов против диссидентов.
Экономический кризис, поставивший страны Азии на
грань экономического краха, заметно оттолкнул бывших союзников США в АТР
(Японию и Южную Корею) от своего партнера-сюзерена. Мощные антиамериканские
выступления всколыхнули регион. Страны АТР объявили войну гегемонии финансовых
спекулянтов. И тон здесь задал Китай.
В декабре 1998 года Цзян Цзэминь поставил под
сомнение американскую идею глобализации экономики, заявив, что Китай должен
сохранять независимость, инициативу и развивать страну собственными силами.
Одновременно Китай дал понять, что не собирается возвращаться к изоляционизму и
всеми силами стремится участвовать в мировых экономических процессах. Но при
этом, добиваясь вступления в ВТО, основным союзником Пекин объявляет уже не
Вашингтон, а объединенную Европу. Перед Новым годом Китай провел блистательную
"психологическую атаку" на мировое финансовое сообщество, разместив
еврооблигации на 1 млрд долларов. И вряд ли случайно в ходе январского 1999
года визита в Пекин министр иностранных дел Германии Й.Фишер заверил Китай, что
Германия будет лоббировать вступление Китая в "большую восьмерку".
Одновременно Китай начинает форсировать сближение с
Тайванем. Проходят двусторонние китайско-тайваньские переговоры по вопросу
политического объединения двух Китаев. А глубокая интегрированность экономик
Китая и Тайваня общеизвестна.
Есть и еще один пласт международной политики, где
новая роль Китая просматривается очень отчетливо. Майские 1998-го года
индийские и пакистанские ядерные испытания коренным образом изменили
расстановку сил в мире, подхлестнули гонку вооружений, прежде всего в странах
Азии. Запуск в августе 1998 года Северной Кореей баллистической ракеты (не без
помощи Китая) в очередной раз поставил под сомнение стратегическую роль в
регионе США.
Одновременно Китай стремительно перехватывает
инициативу в Южной Азии. В марте 1999 года в Дели прошел китайско-индийский
форум "Китай, Индия, XXI",
на котором Китай заявил о готовности к диалогу с Индией, в том числе и в области
нераспространения ядерного оружия. И не случайно совсем недавно Индия заявила,
что в сложившейся вокруг Югославии ситуации необходимо вернуться к обсуждению
озвученной Е.Примаковым в Дели идеи создания тройственного союза
Индия-Россия-Китай. А в дополнение к указанной теме стоит задаться вопросом: уж
не "невидимая ли рука Китая" стоит за нашумевшим автобусным вояжем
премьера Индии Ваджпаи в Пакистан?
Китай явно становится для США все большей проблемой
на международной арене. И давно не стесняется демонстрировать это тем, что
накладывает вето в СБ ООН на решения США по иракскому и косовскому вопросу, в
противовес США успешно проводит свою политику в Европе, Центральной Азии и
Африке. Но и конкурентоспособность китайского ширпотреба и продовольствия на рынке
США становится настолько высока, что американские производители вынуждены
тратить огромные суммы на рекламные ролики типа: "Покупайте американские
товары!".
Чем отвечают США? В Вашингтоне инициируется мощная
антикитайская атака с использованием давно испытанных методов. Начинается
раскрутка темы Тибета, раскачивание Синьцзяна. Китай обвиняется в ядерном
шпионаже, а также в поддержке стран-угроз Северной Кореи и Ирана. Вооружается
Тайвань. В различных государственных ведомствах США меняются слишком "прокитайские"
кадры. И главное делая многомиллиардные вливания в экономики Японии и Южной
Кореи, США предлагают им создание Противоракетной обороны театра военных
действий (ПРО ТВД) в Северо-Восточной Азии, в сферу влияния которой может быть
включен Тайвань.
Китай после решения США о создании ПРО в АТР и
начала подготовки косовской операции НАТО отвечает решительным сближением с
Россией. Проводит российско-китайские консультации по проблеме ПРО, заключает
контракты на поставки российских энергоресурсов и военных технологий. И что
очень важно поднимает тему стратегического треугольника Москва-Пекин-Дели.
Пекин понимает, что, разыгрывая "российскую
карту", он может вести на равных диалог и торг с Вашингтоном. Но при этом
Китай по-прежнему воспринимает "стратегическое партнерство" с Россией
как "фактор риска" для китайской политики. В условиях нестабильной
политической и экономической ситуации в России Китай, даже идя на контакт с
Россией, будет стремиться обезопасить себя от дальнейшего обострения отношений
с Западом.
А что же Россия? Ослабевая и переходя в статус
экономического и политического аутсайдера, Россия крайне заинтересована в
надежных партнерах. Однако представляется, что Россия для стремительно
усиливающегося и прагматичного Китая является, прежде всего, ценным источником
стратегических ресурсов и военных технологий. Не менее, но и не более.
А объективная ситуация ныне такова, что
"розыгрыш мировых карт" сейчас оказывается в огромной степени именно
в руках Китая. Он гигантская гиря на чашах мировых весов и может теперь
сложным образом играть, в зависимости от собственных стратегических интересов и
тактических соображений, одновременно и на стороне США, и на стороне Европы, и
на стороне России.
Да, Китай проявляет действительную озабоченность
"глобалистской жандармерией" США. Но ведь и пустеющие из-за
экономической слабости и политической беспомощности российские территории не
могут не привлекать внимания 23% населения земного шара. Которые, по уже
слишком откровенным намекам некоторых китайских политиков, "вынуждены
ютиться на 7% мировой суши"...