Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

МОРЯМИ ТЕПЛЫМИ ОМЫТАЯ...
Автор(ы): М. Дмитриев
Дата публикации: 19.05.1998
Источник: Газета "Правда"
No: 90 (27911)

Сегодня многие характеризуют ситуацию в Индонезии словами классика: "верхи не могут, низы не хотят". Мол, выступления индонезийской  оппозиции  перешли в решающую стадию. Всплеск антиправительственных выступлений объясняют глубоким экономическим кризисом, ответственность за который оппозиция возлагает на власть и, конкретно, на президента Сухарто.

Аналитики рассматривают для Индонезии два основных сценария. Либо оппозиция, пользуясь финансовым кризисом (рупия упала до 15 тыс за долл), сместит 76-летнего президента, либо... повторится 1965г, когда сторонники Сухарто (кстати, не без помощи США) жестоко подавили "коммунистический переворот", уничтожив более полумиллиона человек, и за 3 года привели страну к жесткой диктатуре военных (партия Голкар).

Все ли так просто?

Действительно, Сухарто, в марте этого года переизбранный на новый срок, заявил, что готов, если того хочет народ, уйти в отставку. Однако Сухарто всегда не был чужд  игре в "управляемую демократию". В стране официально действуют ДПИ (Демократическая партия Индонезии) и ПЕР (мусульманская Партия единства и равноправия). Но на деле они контролируются  властью, умело играющей на внутрипартийных противоречиях. Согласно государственной идеологии  Голкар "Панча сила", впервые озвученной еще президентом Сукарно, армия должна выполнять и оборонную, и политическую функции. Сформированный под руководством Голкар Народный консультативный конгресс практически весь состоит из назначенных лично президентом людей.

Действительно, Индонезия испытала на себе наихудшие последствия азиатского финансового обвала. И снять с себя вину за ситуацию правящий режим не в состоянии. Но "отец нации" Сухарто, правящий твердой рукой уже больше 30 лет, умеет, как никто другой, в нужный момент находить для подданных подходящего "врага".

Антикоммунистический любимец США образца конца 60-х давно перестал устраивать Вашингтон своей неуступчивостью. Знаменательно высказывание "Таймс" в январе: один месяц кризиса сделал для подрыва режима Сухарто столько, сколько не смогли сделать десятилетия гражданских войн. Вся Азия твердо уверена, что кризис — дело рук американских финансовых спекулянтов и МВФ. То, что в качестве выхода из этого кризиса именно контролируемый США МВФ, предлагая "спасительные" кредиты, категорически требовал от Сухарто крайне болезненных монетаристских мер, и что Сухарто этому всячески сопротивлялся — также факты общеизвестные.  Именно в Джакарте в конце февраля прошло совещание стран АСЕАН, на котором Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины решили  опробовать в Юго-Восточной Азии систему взаимных расчетов в двусторонней торговле в региональных валютах, пытаясь уйти от диктата доллара.

В феврале МВФ добился от Сухарто обещания реформ, предусматривающих сокращение госдотаций, повышение налогов и ликвидацию монополий. Но уже в марте Сухарто заявил, что пакет экстренной помощи МВФ не улучшил экономических показателей. Всемирный банк и Азиатский банк развития с подачи МВФ отказали Индонезии в кредитах (2,5 млрд.$). 13 апреля Сухарто вновь пообещал выполнять требования МВФ, но уже в конце месяца заявил, что МВФ, игнорируя реальное положение вещей, навязывает Индонезии "англосаксонский капитализм".

Госучреждения начали масштабные увольнения, а 4 мая Сухарто объявил, что ПО ТРЕБОВАНИЮ МВФ вынужден повысить цены на топливо и электричество на 40-60%. 5 мая стартовали "студенческие протесты", и в этот же день командующий ВС приказал жестоко подавлять их в случае, если студенты выйдут за пределы студенческих городков. Следующую неделю волнения шли по нарастающей, и 12 мая, в день отъезда Сухарто на конференцию в Каир, выплеснулись на улицы 11-миллионной Джакарты крупными погромами и мародерствами. 15 мая "отец нации" вернулся, прервав свой визит, и в этот же день приказал кабмину снизить цены.

Наиболее интересны во всей этой истории два обстоятельства. Во-первых, уже с 8-9 мая в "протестах" не было слышно никакой "оппозиции": начатые под политическими лозунгами "студенческие" оппозиционные выступления разлились типичным "смутным" мародерством. Во-вторых, погромам подвергается прежде всего имущество индонезийских китайцев.

Первое объясняется просто. Оппозиция хорошо помнит, например, июль 1996 года. Тогда вооруженные силы спровоцировали насилие в столице, "предъявили за него счет" Демпартии Индонезии и таким способом "элегантно" вывели из политического процесса одного из главных оппонентов, лидера ДПИ, дочь бывшего президента Сукарно Мегавати Сукарнопутри. Понятно, что никакой из оппозиционных сил не хочется попасть в жернова подобной комбинации.

Что же касается второго — укажем, что ДПИ объединяет преимущественно христианские и националистические группировки, а христианство в Индонезии исповедуют, прежде всего... китайцы. Но это не самое существенное. Этнические китайцы, составляя 4% населения, контролируют практически всю торговлю и финансы страны. И конечно же, с точки зрения Голкар и лично Сухарто, в неизбежной в ходе кризиса частичной "экспроприации" раскошеливаться придется прежде всего китайцам.

Главная сложность власти в этой ситуации — в том, что крупнейшие деятели Голкар очень тесно связаны с китайскими капиталами. В свете этого обстоятельства становятся более понятны январские антикитайские погромы, которые прошли  сразу же после того, как группа индонезийских генералов в отставке "Фонд национального братства" заявила, что возраст и здоровье Сухарто — достаточное основание, чтобы на президентских выборах в марте голосовать за другого кандидата.

Но "антикитайский" политический инструмент — оружие небезопасное и для президента. С китайскими капиталами связан и семейный клан самого Сухарто, личное состояние которого оценивают в 16 млрд долл, и соответствующие фирмы оказались одним из первоочередных адресатов погромов.

Однако китайский фактор для власти, пожалуй, не самый важный. В политической жизни Индонезии быстро нарастает роль ислама. Исламская Нахдалтур Улама с ее 20 миллионами приверженцев вполне может претендовать на роль преемницы Голкар. В мае 1997г в столкновениях между сторонниками Голкар и исламской ПЕР убито более 130 чел. Не случайно Сухарто активно пытается объединить мусульман в подконтрольной Всеиндонезийской ассоциации мусульманской интеллигенции.

В благословенной, "морями теплыми омытой" (как пелось в годы советско-индонезийской дружбы) Индонезии сейчас разворачивается несколько крупных геополитических игр с большими ставками. США пытаются убрать несговорчивый режим Сухарто, ввести страну в состояние безнадежного должника и войти в ее очень крупную и привлекательную экономику, оттеснив китайские капиталы. А заодно перехватить у России крупный рынок вооружений, но главное — создать в АТР еще одного антикитайского союзника для Большой Игры XXI века. Однако свобода действий США связана, во-первых, ими же грубо спровоцированным антиамериканизмом и, во-вторых, высоким риском радикальной исламизации страны.

Правящий режим, разумеется, думает прежде всего о самосохранении, и вовсе не намерен отдавать власть в угоду Вашингтону. Однако, угодив в глубочайшую финансовую яму, он вынужден предпринимать какие-то меры по улучшению ситуации (то есть не слишком обижать китайский капитал и заодно демонстрировать США некую лояльность и податливость ради остро необходимых кредитов). Но одновременно Сухарто или его преемникам (часть генералитета Голкар полагает, что "мавру пора уйти", и может воспользоваться ситуацией) нужно искать союзников для сопротивления диктату мирового (США) и подрастающего регионального (Китай) полицейских. А для исламских движений и внутри страны, и за ее пределами антиамериканизм является, как правило, обязательным атрибутом приемлемой власти.

Россия в этой игре, увы, лишь наблюдатель. Однако наблюдать стоит внимательно. Кризис в ЮВА уже ощутимо грозит радикальной исламской консолидацией. Не случайно Индонезия и Малайзия вошли в созданную в июне 1997 года по инициативе Турции "восьмерку" мусульманских стран. Не следует предаваться иллюзиям, будто замыкание "горячей" исламской дуги от Марокко до Индонезии нас не касается. Если это произойдет — и с берегов далекой, "морями теплыми омытой", Индонезии до Москвы незамедлительно донесутся иные, очень тревожные песни.




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)