* * *
4 января -- В Ташкенте
состоялась встреча президентов Узбекистана и Таджикистана Каримова и Рахмонова.
Обсуждались вопросы контрабанды наркотиков и проблемы региональной безопасности.
Каримов подчеркнул, что опасается роста влияния фундаменталистов в регионе.
5 января -- Прошел саммит
лидеров Центральноазиатского союза (ЦАС) в Ашхабаде. Обнародовано совместное
заявление о приверженности углублению регионального сотрудничества. К
Казахстану, Узбекистану, Киргизии выразил желание присоединиться Таджикистан.
9 января -- Пресс-служба
посольства Ирана в Киргизстане на страницах правительственной газеты
"Слово Кыргызстана" протестует против публикаций, обвиняющих Иран в
распространении ваххабизма в регионе.
12 января -- Численность
населения Центральной Азии растет лавинообразно: удвоение происходит каждые
23-25 лет. При ограниченности жизненного пространства рост населения ведет к
борьбе за перераспределение сфер национального влияния и пересмотр нарезанных в
первой половине 20-х годов границ. Например, разделенная при Советской власти
между Таджикской, Киргизской и Узбекской республиками Ферганская долина после
распада СССР мгновенно превратилась в объект острых территориальных разногласий.
Сейчас таких территориальных споров в среднеазиатском регионе бывшего СССР более десятка, и многие из них уже переросли в кровавые трагедии. Одновременно
военные конфликты в Центральной Азии "выдавливают" ее население в
Россию.
13 января -- Вновь обострилась
проблема поставок природного газа между центральноазиатскими республиками.
19 января -- На совещании
в Алма-Ате министры иностранных дел стран СНГ обсуждали проблему контрабанды
наркотиков. Самое яркое событие встречи: участие в ней первой неправительственной
"Организации по развитию его превосходительства принца Ага-хана", одной из организаций движения исмаилитов.
22 января -- назначенная
на 23 января встреча глав СНГ отменена и перенесена на март.
26 января -- Замминистра
безопасности Киргизии Мамытов заявил, что спецслужбы Киргизии обеспокоены
распространением в республике идей экстремистского течения ислама ваххабизма,
чем, в частности, занимаются эмиссары из ряда исламских государств.
* * *
На прошедшей 5 января 1998 года в Ашхабаде
встрече глав пяти среднеазиатских республик, наряду с проблемами экономической
интеграции, был поднят вопрос, на который средства массовой информации (и
российские в частности) обратили не слишком много внимания. Киргизия заявила о
необходимости создания специального миротворческого батальона для борьбы с
исламским экстремизмом. Этот вопрос возник совсем не случайно. И здесь
всплывает событие, которое также мало освещалось российскими СМИ. Речь идет о
декабрьских событиях в Намангане (Узбекистан).
По официальной версии, 2 декабря 1997 года
вооруженными людьми в масках был убит сотрудник областного ГАИ Убайдуллаев.
Бандиты ворвались в дом, связали членов его семьи, а самому хозяину отрезали
голову, которую прибили к воротам дома одного из городских чиновников. 11 декабря
в Намангане убиты бывший председатель колхоза Нобиржон Абдулаев и его жена,
которым также отрезали головы. 16 декабря в ходе перестрелки с группой боевиков
в микрорайоне Гузал погибли трое сотрудников милиции.
В связи с убийствами задержано несколько
сот человек. Основной критерий задержания: наличие бороды и белой шапочки на
голове. Среди задержанных оказался брат Тахира Юлдашева лидера запрещенной в
Узбекистане организации "Воины ислама", бежавшего в 1992 г. за рубеж,
и сын бывшего казия (мусульманского руководителя) Ферганской долины Абдурауфа
Гафурова, ныне находящегося в заключении.
По утверждению официальных узбекских
источников, все убийства были совершены местными "исламистами" ваххабитами, связанными с таджикскими боевиками, базирующимися в Джигаргальском
ущелье. По тем же сообщениям, на счету банды и убийство в ноябре 1996 года
заместителя администрации Наманганской области.
Обвиняя в причастности к декабрьским
убийствам ваххабитов, президент Каримов недвусмысленно заявил, что боевики, совершившие
убийства в Намангане (внимание!) готовились на военных базах в восточном
Таджикистане и Ошской области Киргизии.
Спрашивается кем готовились? С чьего
ведома? О чем идет речь? О том ли, что главы укрепляющегося ЦАС чинят происки
сопредельным государствам, или же о том, что эти главы не могут контролировать
порядок на своих территориях, где кто-то другой (кто?) имеет возможность помимо
законной власти (как именно?) готовить отряды для захвата власти в сопредельных
государствах ЦАС (чьей власти?)? Как мы видим, заявление сильное и
непрозрачное.
Как бы там ни было, прав Каримов или
блефует, но события в Намангане, безусловно, далеко не случайны. В городе,
находящемся в Ферганской долине, действительно очень сильны позиции сторонников
ортодоксального ислама, прежде всего ваххабитов. Напомним, что в конце 80-х начале 90-х годов именно Ферганская долина самый густонаселенный район
Центральной Азии стала центром межэтнических стычек, которые сразу же
приобрели ярко выраженный религиозный характер, и что Наманган место,
известное как одна из наиболее горячих точек в той "дуге
напряженности", по которой инициировался распад СССР. Вглядимся в
"новые дуги" и их связь с новыми проектами новых распадов.
Союзным договором 1924-1927 гг. Ферганскую
долину разделили (кто, как и зачем это вопрос опять-таки совсем непрозрачный)
между граничащими между собой Узбекистаном, Киргизстаном, Таджикистаном.
Наиболее общепринятая точка зрения состоит в том, что сделано это было в
соответствии с древней рекомендацией "разделяя властвуй!". Якобы относительно (до поры до времени, как мы теперь видим!) малозначимые
административные границы внутри Союза давали возможность Центру смещать
приоритеты в пользу той или иной республики и тем самым регулировать отношения
с ними, и, в то же время, играть на их разногласиях, чтобы не давать
возродиться опасности их объединения под знаменем ислама. Однако, хочу
подчеркнуть, что эта точка зрения, являясь общепринятой, не является ни
единственной, ни наиболее глубокой и убедительной.
Это доказала перестройка, вынеся на
поверхность проблему Ферганской долины, где столкнулись политические и
экономические интересы противоборствующих этногрупп. Еще раз подчеркну, что,
самые кровавые потрясения в Средней Азии эпохи перестройки произошли именно
здесь: погромы турок-месхетинцев в Фергане весной 1989 года и
киргизско-узбекские столкновения в Ошской области Киргизии летом 1990 года.
Прошло 6 лет. Сменился весь общественный
рельеф в Средней Азии и на территории распавшегося СССР. И вот, в мае 1996 года
появились сообщения о возможности повторения военного конфликта 1989 года на
киргизско-таджикской границе. Тогда конфликт, как мы помним, разыгрался вроде
бы из-за попыток контроля над стратегическим ресурсом Средней Азии водой:
Киргизия и Таджикистан не смогли поделить ирригационные сооружения, проходящие
по территории обеих республик. Конфликт удалось остановить десантом внутренних
войск, прибывшим из Центра. Что характерно после развала СССР и обретения
республиками независимости не состоялось ни одной(!) встречи президентов по
этому острому вопросу. Конфликт так и остался миной, готовой разорваться, когда
это будет нужно... Кому? Вновь адресую читателей к вопросам, возникающим после
внимательного прочтения уже процитированного мною сверхострого заявления Ислама
Каримова.
Всем понятно, что все более резкие и
масштабные проявления исламского экстремизма в Центральной Азии стали
следствием разрушения СССР, появления границ, борьбы руководителей
среднеазиатских республик за лидерство в регионе. Однако логика
причинно-следственных связей, конечно же, не сводится к простому "после
этого началось". Фергана должна была напрячь дугу, разваливающую СССР.
СССР развалили, но Фергана осталась узлом кому-то еще нужных напряженностей.
Но не преувеличиваем ли мы некий фактор
"преднамеренности"? Конечно, прежде
всего, Фергана это точка, где объективно сошлись интересы теперь уже
суверенных государств. Заявление Киргизии о том, что, дескать, надо прекратить
бесплатное для Узбекистана пользование киргизской водой, и объявление всех
водоемов в киргизской части Ферганской долины национальным достоянием вызвали
в 1996 1997 годах новый всплеск "водных" конфликтов. Масла в огонь
напряженности подливает встречная постоянная угроза Узбекистана закрутить вентили
газовых труб и "вырубить" подачу электроэнергии
("рубильник" региональных энергосетей после "развода"
достался Ташкенту) в Киргизию, Таджикистан, Казахстан за неуплату долгов. Все
это как бы объективно (по наследству от СССР) создает в Ферганской долине
состояние повышенной напряженности, которая в любой момент может прорваться и
вылиться в межгосударственный военный конфликт. Причем конфликт, неизбежно
принимающий в этом наиболее исламизированном районе Центральной Азии характер
религиозной войны.
Но ссылок на наследство СССР недостаточно
для понимания происходящего. Недостаточно и соблазнительного
"объективизма". Уже не первый год весь центральноазиатский регион
лихорадит от событий в Таджикистане и Афганистане, где гражданская война
постоянно беременна взрывом исламского фундаментализма. И вот, в момент, когда
Таджикистан хоть как-то погасил внутреннюю угрозу, в нем началось неадекватное
"примирение". Всем изначально было понятно, что ввезти назад в
республику уйму "кровников" и дать им неслыханные ранее силовые
возможности это значит не успокоить, а подогреть ситуацию. Что ж, подогрели.
На что сошлемся? На наследство СССР, на объективные процессы? Что-то не очень
объективно звучит, не правда ли?
Между тем, нагрев уже напоминает
малоуправляемую цепную реакцию. Самую серьезную обеспокоенность всех
нефундаменталистских сил в среднеазиатских республиках (выявляемую или
скрываемую отдельный вопрос) вызывает легализация Исламской партии
возрождения Таджикистана и возможный приход ее представителей в руководство.
Последнее, по мнению экспертов, может послужить катализатором для активизации
экстремистских исламских сил в Узбекистане, в частности, в Ферганской долине,
где подпольно функционирует Исламская партия возрождения Узбекистана, а сотни
ее сторонников прошли соответствующую подготовку в военных лагерях в
Афганистане и Таджикистане.
Но не только Таджикистан и Афганистан стали
источниками опасности со стороны исламского фундаментализма. Внешне
благополучная Киргизия грозит превратиться в очередной очаг кровавых
религиозных разборок. Спецслужбы Киргизии бьют тревогу по поводу
распространения в республике экстремистского течения ислама ваххабизма. И как
же не кричать "SOS", если в Киргизии практически официально
зарегистрирована организация "Исламский центр", которую возглавляет
Садыджан Камалов, не скрывающий своих ваххабистских убеждений? Если в канун
православного Рождества от некой организации "Эгемен"
("Независимость") из Джалал-Абадской области в парламент пришло
письмо: "Если русскому языку будет придан статус официального, то здание
парламента будет взорвано". А "Вечерний Бишкек" публикует
петицию той же организации: "К тому, кто будет способствовать принятию
такого закона (о статусе русского языка), будет применяться приговор собачьей
смерти, как к предателям и врагам кыргызского народа".
Как не кричать "SOS", если
киргизские СМИ постоянно говорят о некой политической организации, лидеры
которой призывают жителей Ошской области сменить киргизское гражданство на
узбекское и заявляют о стремлении создать в Ферганской долине, включая Ошскую
область, независимое исламское государства? Все, что пока смогли сделать
власти, это объявить об организации в структуре госбезопасности специального
подразделения, которое будет заниматься действующими на юге "ваххабитскими"
общинами. Вот уж воистину что мертвому припарки!
В самом деле: и ошский сепаратизм, и борьба
с ним происходят на фоне постоянных визитов в Узбекистан и Киргизию (прежде
всего в Ошскую область) эмиссаров из Саудовской Аравии, где ваххабизм государственная
религия. Саудовская Аравия активно участвует в экономике среднеазиатских
республик, вкладывает деньги в строительство дорог и линий электропередач. В
Киргизии саудовские бизнесмены обхаживаются киргизским руководством (как же инвестиции!), получают дипломы почетных консулов, различные льготы. В своей
игре в "веротерпимость" киргизские власти явно заигрались! Это может
обойтись им очень дорого, чему немало свидетельств.
Разразившийся в Киргизии этой осенью-зимой
(отнюдь не только из-за недопоставок угля и газа партнерами по региону)
энергетический кризис дал возможность противникам "светской" политики
Акаева активизировать свою деятельность. На фоне кризиса еще больше обострилась
давняя киргизская проблема "противостояния" промышленно-развитого
"севера" и отсталого "юга". Север всегда тяготел к России,
Казахстану, Китаю. А вот юг, выходящий к Ферганской долине духовно всегда был
в орбите данного очага исламизма, с древности являющегося чуть ли не главным
"зеленым" центром Средней Азии. И в настроениях южной элиты исламский
фактор играл и играет главенствующую роль.
В ноябре, как говорят в Киргизии,
неожиданно (вот опять курьез для кого?) был смещен со своего поста спикер
Собрания народных представителей парламента Киргизии Алмамбет Матубраимов.
Новым спикером стал бывший губернатор Ошской области Абдыганы Эркебаев. В
депутатском корпусе Киргизии идут разговоры о переносе столицы из Бишкека в Ош.
Основные аргументы: необходимость выровнять различия в экономическом развитии
северных и южных районов республики, прекратить отток с юга русскоязычного
населения и остановить наплыв беженцев из соседнего Таджикистана.
Можно спорить о приверженности того или
иного киргизского политического деятеля к исламским движениям на юге Киргизии,
но очевидно одно: "светскому" Акаеву приходится считаться со
стремительным ростом мусульманских настроений в республике, и прежде всего в
Ошской области (еще раз подчеркнем: непосредственно выходящей в Ферганскую
долину). Потому и часты встречи Акаева с муфтиями, подписание официальных
разрешений на отправку киргизских семинаристов на учебу в мусульманские
университеты, всемерная правительственная помощь в возведении мечетей. В самой
Киргизии уже действуют десятки медресе и других мусульманских учебных
заведений. За последние годы только в Ошской области открыто более двух тысяч
(!) молельных домов. Конституционно узаконен суд аксакалов.
И хотя киргизское исламское духовенство
заявляет о том, что для Киргизии нет опасности в распространении
"крайних" течений в исламе, уже тот факт, что главный муфтий Киргизии
смещен с должности за приверженность ваххабизму говорит о многом.
А то, что угроза превращения Киргизии в
очередной очаг конфликтов приобрела реальные очертания уже очевидно. Так, со
слов немецкой "Вельт", "Киргизии грозят развал и
криминализация". И дальше... эта же газета цитирует слова А.Акаева о том,
что он "был бы доволен, если бы через пять лет (!) Ош оставался еще
киргизским". Куда уж более знаменательно и тревожно, коль скоро сам
"гарант" "процветания и целостности" страны эту самую
"целостность" ставит под сомнение! Тем более, что в последние годы
едва ли не основным фактором, определяющим межклановую борьбу не только в самой
Киргизии, но и в соседних Таджикистане и Узбекистане, стала борьба за контроль
над потоками наркотиков. Причем киргизский Ош давно имеет славу среднеазиатской
столицы наркомафии, а самой Киргизии последнее время прочат судьбу не
среднеазиатской "Швейцарии", а чуть ли не макрорегиональной
"Колумбии".
Угроза распространения наркомафии и плотно
сращенного с ней исламского экстремизма настолько остро стоит перед
республиками Центральной Азии, что перед этой угрозой меркнут
межгосударственные экономические проблемы. Эта угроза заставляет руководителей
центральноазиатских стран все чаще обращаться за помощью к своим западным
"благожелателям" (прежде всего США), даже невзирая на опасность
потери экономической независимости. Впрочем, о независимости уже давно говорят
с некими задумчивыми паузами, коль скоро экономики и режимы центральноазиатских
республик держатся в большой степени на "благожелании" западных
инвесторов.
Один из ярких примеров всей напряженности и
двусмысленности нынешней ситуации коллизии вокруг конкретных форм
сотрудничества с НАТО. Между Ташкентом и Вашингтоном идут переговоры о военных
учениях в рамках "Партнерства во имя мира", которые должны пройти на
территории Узбекистана и Киргизии в 1998 году. При этом основным камнем
преткновения стал вопрос: где проводить учения?
США, что естественно, требуют проведения
маневров в тех регионах, где располагаются крупные промышленные объекты, и где
наиболее значительны американские инвестиции. То есть, как всегда, стремятся
защитить свое! Узбекистан же и Киргизия настаивают на проведении учений в
исламской нестабильной зоне, а именно в Ферганской долине. Узбекистан уже
принял от США грант на борьбу с исламским фундаментализмом. Кроме того, идут
постоянные консультации с Западом по борьбе с наркомафией. Вот ведь комедия, ей
богу! Не мешало бы Западу и лелеемый им Афганистан "поутихомирить" в
этих вопросах с помощью подобных грантов и консультаций!
Впрочем, комичность и двусмысленность
ситуации начинает осознаваться всеми в регионе. Центральноазиатские республики
все больше сомневаются в бескорыстии Запада и ищут альтернативные пути разрешения
своих проблем. Одним из таких путей могло бы стать укрепление СНГ. Но
неопределенность позиции России в этом вопросе как бы подвешивает интегративный
вариант, подталкивая (вновь с чьей помощью и зачем?) к иным разворотам
событий. В результате объявленный А.Акаевым еще летом 1997 года "откат от
СНГ" набирает силу, что со всей очевидностью показал январский саммит
лидеров центральноазиатских стран в Ашхабаде. И главенствующую роль в этом
"откате" играет Узбекистан, которому Россия то ли подыгрывает, то
ли... "предусмотрительно" и, как кому-то кажется, "ужасно
умно", ставит долговременную подножку. Только бы самим себя со всей этой
"ужасной умностью" не подсечь! Подчеркну как неоднократно уже
бывало в нашей постсоветской истории!
Как бы там ни было, в Ашхабаде Каримов
заявил, что "СНГ категорически не должно становиться субъектом
международного права. Невозможна ситуация, когда СНГ, будучи представленным,
скажем, в ОБСЕ, сможет стать реальным субъектом, управляющим входящими в него
государствами". Узбекский президент потребовал сократить как минимум на
треть аппарат СНГ, сохранив лишь один исполнительный орган. И заявил, что
"мы категорически против превращения СНГ в военно-политический блок, в
рамках которого возможно рассмотрение таких вопросов, как расширение
НАТО". Как совершенно неприемлемое для Ташкента, он привел в пример
высказывание президента Белоруссии Лукашенко о необходимости создания
объединенного командования или единого оборонного пространства СНГ. Там же, в
Ашхабаде, был поднят и вопрос о целесообразности участия в разрешении
таджикского конфликта российских миротворцев. Но ведь мы подобное "уже
проходили"! Помните поднятие того же вопроса Грузией по отношению к
абхазскому миротворчеству России?!!
Попытки углубить экономическое сотрудничество
между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизстаном потерпели неудачу после
того, как на встрече в Москве 23 января лидеры этих стран не смогли принять
соглашение о создании единого экономического пространства. А накануне В.Серов
провел пресс-конференцию, на которой заявил, что пора отказаться от прежней
терминологии, когда мы по инерции называли наших партнеров по СНГ "ближним
зарубежьем". Они ничем не отличаются от "дальних" и уже давно
совершенно самостоятельные субъекты международного права. Что это? Попытка
усладить чей-то слух грубой лестью? Тонкий намек, чутко воспринимаемый
среднеазиатским ухом? Или что-то "покруче"?
Как минимум, будем считать это весьма
опасным "тонким намеком". И сколько бы господин Серов ни говорил, что
это не так, в Средней Азии это наверняка прочитали со всеми оттенками.
Лидеры стран региона все время
подчеркивают, что созданный четыре года назад Центральноазиатский союз работает
гораздо более эффективно, чем СНГ. Так ли это вопрос спорный, но товарооборот
между Казахстаном, Киргизстаном и Узбекистаном в уходящем году составил 840
миллионов долларов. Итогом "активной" политики Узбекистана (накануне
саммита в Ашхабаде Каримов провел переговоры в Душанбе) стало решение
Таджикистана присоединиться к договору о едином экономическом пространстве
между Узбекистаном, Казахстаном и Киргизией. Более того, уже предсказывается,
что из экономического ЦАС превратится в военный блок. Между прочим, не без
помощи НАТО! Напомним, что осенью 1997 года уже прошли беспрецедентные учения по
высадке американского десанта на территории Центральной Азии
"Центразбат-97". Ну и как? Насчет "дальнего" и
"ближнего" зарубежья?!
На этом фоне Туркмения подчеркивает свой
нейтралитет и стремится избежать вхождения в какие-либо военные блоки. И все
еще смотрит в сторону Москвы! Но, где гарантия, что при описанных нами
"намеках" Москвы (чутко выслушиваемых в регионе, где есть память о
московских предательствах и где цена неверного шага не почетная отставка, не
должность даже посла в Африке, а мучительная смерть совершившего ошибку и
членов его семьи) и в условиях более чем реальной угрозы распространения
исламского фундаментализма Ашхабад не войдет в какой-либо блок, вразрез
интересам России?
В этом смысле январский визит российского
премьера по странам Центральной Азии явно выглядит попыткой хоть как то
восстановить стремительно снижающееся влияние Москвы в регионе. Но, увы попыткой с негодными средствами! Тем более, что во время ашхабадской встречи
главы Туркмении и Казахстана вновь пригрозили строительством экспортного
трубопровода через Каспий, который должен миновать Россию. И хотя пока это
только угроза (затея уж слишком дорогостоящая и неподъемная не только для
центральноазиатских республик, но и для входящих в эти республики ТНК) при
определенных обстоятельствах могут найтись "спонсоры", готовые
реализовать и этот проект.
Печально и тревожно также и то, что
политика России (и поездка премьера это вновь показала!) все больше зависит от
интересов той или иной нефтегазовой кампании и не учитывает всего комплекса
проблем в центральноазиатском регионе. А проблемы крайне серьезные и вовсе не
исчерпываются тем, куда пойдет тот или иной нефтепровод, и куда потекут
нефтедоллары. Хотя и это очень важно в нынешней тяжелой экономической ситуации.
Но страшнее другое... Россия уже вплотную столкнулась с "крайними"
проявлениями ислама на Северном Кавказе, у себя на территории. А получить
наложение Северо-Кавказского и Среднеазиатского очага это значит в ближайшее
время назвать "зарубежьем" сначала ближним, а потом дальним уже
не только Северный Кавказ, но и Башкирию с Татарстаном!
Не в этом ли глубокое содержание живо
обсуждаемого в аналитических кругах намека господина Серова?