Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

ГРЯДЕТ ЛИ ВОЙНА В КОРЕЕ?
Автор(ы): М. Дмитриев
Дата публикации: 09.04.1996
Источник: Газета "Завтра"
No: 15 (123)

4 марта -- Из-за нехватки продовольствия положение в КНДР осложнилось.

7 марта -- КНДР осуждает США и Южную Корею за совместные военные учения в штате Техас.

14-15 марта -- группы тяжелых танков южнокорейской армии продвинулись в направлении границы КНДР. Проведены совместные южнокорейско-американские воздушные маневры в непосредственной близости от границы с КНДР.

4 апреля -- Северная Корея сложила с себя обязательства по соглашению о перемирии в Корее.

8 апреля -- Представители США и Южной Кореи заявили, что все попытки связаться с Пхеньяном, чтобы опротестовать последние акции Северной Кореи, оказались безуспешными.

-- В ближайшие дни замминистра иностранных дел РФ А.Панов посетит Пхеньян. Главными темами его переговоров станут мир и стабильность на Корейском полуострове.

-----

В течение всего послевоенного периода граница между Северной и Южной Кореей имела статус демаркационной линии, а приграничная территория обоих государств считалась демилитаризованной зоной. Но 4 апреля в Северо-Восточной Азии (СВА) произошло крупное событие — Северная Корея отказалась сохранять обязательства по статусу границы, что де-юре означает возвращение двух Корей к состоянию войны. Несколькими днями раньше первый замминистра Народных вооруженных сил КНДР, вице-маршал Ким Гван Дин и председатель Постоянного совета Высшего народного собрания Ян Хен Себ заявили, что вопрос не в том, вспыхнет война на полуострове или нет, а в том, когда она начнется.

Снятие с себя обязательств о перемирии — мера, предпринятая в ответ на действия Южной Кореи, которая перебросила тяжелые танки и орудия в южную часть демилитаризованной зоны и развернула здесь крупный контингент своих вооруженных сил. По данным неангажированных источников, южане повысили активность своей диверсионной деятельности, а также оптом и в розницу стали "скупать" представителей северокорейской военной элиты, что было естественно расценено КНДР как провокация.

Межкорейская напряженность повышается на фоне резкого ухудшения на севере ситуации с продовольствием из-за прошлогодних наводнений и спровоцированной извне нехватки твердой валюты. Межкорейские "рисовые переговоры" в Пекине о предоставлении продовольственной гуманитарной помощи КНДР были прерваны после попытки Сеула придать им "политический характер". Последовавшее за этим заявление генсека ООН Б.Гали о замораживании кредитов КНДР на закупку зерна означает резкое усиление экономической блокады страны со стороны Запада и подчеркивает политическую ангажированность ООН, постоянно выступающей на стороне стран, опекаемых США (в данном случае на стороне Южной Кореи).

Сеул не скрывает своего стремления добиться краха режима Ким Чен Ира путем "открытия" северо-корейского общества по модели поглощения ГДР Западной Германией после развала соцлагеря и падения пресловутой "берлинской стены". Однако, несмотря на серьезные экономические трудности, коммунистический режим Севера еще достаточно жизнеспособен, а Ким Чен Ир контролирует ситуацию в стране и готов к продолжению конфронтации с Югом. Более того, тактика давления и блокады не ослабила его режим, а наоборот, способствовала сплочению вокруг вождя даже тех представителей "старой генерации" из политической элиты, которые сомневались в способности Ким Чен Ира стать преемником своего отца.

Северокорейцы, в отличие от своих восточногерманских коллег, ведут наступательную линию. После смерти Ким Ир Сена в 1994 году КНДР начала активно проводить курс на выход из соглашений и договоренностей времен окончания Корейской войны, рассчитанный на наступательный диалог с США, которые в 1950-1953 гг. вели агрессивную войну на полуострове. Пхеньян добивается от Белого дома полномасштабного мирного договора, тем самым требуя своего признания в качестве самостоятельного государства.

Согласие Вашингтона на подобный договор было бы подтверждением его поражения в Корейской войне, чего США, конечно, не хотят. Но и портить отношения с КНДР, что называется, "себе дороже"! Ведь за спиной у нее стоит мощный Китай, который ни при каких условиях не сдаст своего союзника, т.к. видит в сохранении северокорейского режима препятствие распространению влияния США и Японии на Корейском полуострове.

Но дело не только в страхе США перед альянсом Северной Кореи и КНР. Дело в непростых зигзагах геополитического процесса. США крайне важно закрепить свое влияние в регионе, поэтому в феврале 1995 года Вашингтон принял новую стратегию, главная цель которой — сохранить до конца нынешнего века уровень военного присутствия США в СВА. Это, естественно, касается и Корейского полуострова, где расквартировано около 40 тыс. американских солдат. Об обеспокоенности США говорит созыв в середине апреля японо- американского саммита, призванного "справиться с тревожной обстановкой в Азии, обусловленной напряженностью между Китаем и Тайванем, и нарастающей нестабильностью на Корейском полуострове".

Так американцы объясняют свое участие в "Корейской игре". Однако эти объяснения призваны скорее скрыть истинное положение вещей, а в действительности же США "просто" не хотят усиления позиций Японии и Китая, тогда как эти две могучие державы в свою очередь "просто" (тайно или явно!) играют наперекор американцам свою игру в вопросе о двух Кореях. Так, Япония несмотря на участие совместно с США и Южной Кореей в Международном консорциуме по перепрофилированию северокорейской ядерной программы (КЕДО), имеет и собственную особую программу развития отношений с КНДР. Знак этой особости: в ситуации жесткой продовольственной блокады КНДР со стороны ООН Токио предлагает Пхеньяну поставить 200 тыс.т риса! Вряд ли в этом можно видеть только жест доброй воли! Нет, налицо реализация Японией своих геополитических целей в СВА. Япония не заинтересована в неконтролируемой ею единой Корее, которая станет для нее в СВА не только сильным экономическим конкурентом, но и неудобным в политическом и психологическом отношении соседом. Цель Японии — либо равновесие сил в рамках межкорейской конфронтации, либо свой режим в единой Корее. Но такова же цель США и КНР. Всем им нужна либо своя Корея, либо межкорейская конфронтация. И что же дальше? Пока что все три больших игрока (Япония, Китай, США) для реализации своей позиционной стратегии готовы на длящуюся межкорейскую конфронтацию, внутри которой будет, разумеется, идти борьба за влияние на обе Кореи со стороны каждого из членов "большой тройки". Но позиционная стратегия имеет свои пределы. Что за этими пределами? Захват США всей Кореи и сближение Японии с Китаем как реакция на этот захват? Очень опасно для США! Что же тогда? Допущение американцами захвата Японией всей Кореи и дальнейшее стравливание усилившейся Японии с Китаем? Вроде бы, оптимальная для США интрига! Но одновременно с этим и чертовски рискованная! А вдруг японо-южнокорейский альянс породит не противодействие Китаю, а предложение Китая японо-южнокорейскому гиганту объединить свои усилия с КНР ради "добивания" всем надоевших янки? Кстати, этот способ решения геополитической проблемы СВА чреват и наибольшими опасностями для России! Ибо велика вероятность того, что мощный японо-корейско-китайский альянс при содействии "мягко распасовывающих" эту ситуацию американцев "двинется" не в сторону опасной для него сверхдержавы — США, а в сторону ослабленной России с ее малонаселенным и плохо освоенным Дальним Востоком.

Здесь, казалось бы, самое время для России начать геополитическую игру, пользуясь своими унаследованными от СССР позициями в Северной Корее. Но эти позиции преступно сданы в угоду идеологическому кретинизму российских сил, пришедших к власти в 1991г. Победившие в августе "демократы" целенаправленно стремились к разрыву отношений с КНДР... именно "по идеологическим соображениям"! В МИДовской концепции внешней политики был напрямую зафиксирован тезис "о неизбежном отдалении" от КНДР. Совсем недипломатическими выражениями восторга встретил МИД Южной Кореи решение России не продлевать советско-корейский Договор 1961г. Южнокорейцы справедливо расценили это решение как "ликвидацию отношений военного союза". Теперь, когда идут поставки российских вооружений для Южной Кореи, когда осуществлен разрыв российско- северокорейских экономических связей, когда сделано столько резких выпадов российского МИДа в адрес коммунистического режима КНДР, будет очень трудно изменить мнение северокорейцев о России. Крайне непродуманный шаг с переориентацией российской политики только на проамериканскую Южную Корею, привел фактически к полной утрате позиций России на полуострове в тот самый момент, когда перегруппировка сил в СВА потребовала от России активнейшего задействования северокорейского фактора в своих интересах.

России сейчас насущно необходима сбалансированная и хорошо продуманная линия поведения, нацеленная на укрепление позиций в Корее, обеспечение там наших интересов. Нынешняя ситуация в СВА такова, что России пока еще предоставляется хоть какая-то возможность стать "третейским судьей", с мнением которого будут считаться! Иначе же она окончательно потеряет свои позиции не только на Корейском полуострове, но и во всей северо-восточной Азии. Что произойдет после этого? Об этом стоит подумать накануне предстоящей 12 апреля российско-корейской встречи на уровне замминистров иностранных дел в Пхеньяне, в преддверии встречи президента РФ Б.Ельцина и премьер-министра Японии Хасимото в Москве 19 апреля и накануне визита российского президента в Китай 24-26 апреля. Думать надо заранее. А не после необдуманных действий, заявлений и обещаний!




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)